Цели и задачи:
- Приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать её значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать наизусть, осознавать, что «Пушкин – это наше всё…»
- Посредством лирики Пушкина учить передавать слушателям живую мысль в прочувствованных образах, воздействовать на ум, чувства зрителей, быть понятным, впечатляющим, убедительным.
- Воспитывать нравственно-эстетические, патриотические чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному; развивать творческую активность учащихся.
Оборудование:
- альбом «Литературные места России» (авторы-составители В.Г. Ванслова и Ю.П. Пищулин) – М., «Сов. Россия», 1987;
- фотолитературная композиция «Приют, сияньем муз одетый» (редактор книги П. Волков) – М., «Планета», 1988;
- «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») - №7, 2007;
- видеокассеты с фильмом-сказкой «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С. Пушкина и фильмом «А.С. Пушкин» из видеосборника «Классики русской литературы»;
- аудиозапись пьесы Римского-Корсакова «Полёт шмеля» (музыкальные картинки из оперы «Сказка о царе Салтане»);
- аудиозапись романса Г. Свиридова к кинофильму «Метель».
Ход урока
1. Психологический настрой на Пушкинский урок. Обращение к портретам поэта, написанным разными художниками, где мы сразу узнаём его по живому, жизнелюбивому лицу, умному, проницательному взгляду, вьющимся, непослушным волосам… Какая энергетика, какая глубочайшая русская душа чувствуется в этом человеке, в этом удивительном Александре Сергеевиче!..
2. Беседа с учащимися.
- А чем же удивляет нас Пушкин? Почему мы любим его и говорим: «Пушкин – это наше всё»?! (Дети обмениваются мнениями, зачитывают отрывки из своих сочинений «Пушкин в моей жизни»).
Ученик и учитель читают наизусть стихотворение А. Майкова «Перечитывая Пушкина»:
Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё – восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!
3. – А сейчас мы отправимся… в гости к Пушкину, в нашу столицу, в Москву – город, где он родился, к которому восторженно обращался в стихах:
«Москва! Я думал о тебе!..»;
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось!..»
(Просмотр первой части видеофильма: «Края Москвы, края родные…»).
4. Обмен мнениями об увиденном в фильме:
- Что удивило вас?
- Что нового вы узнали об Александре Сергеевиче?
- Всё ли было понятно?
(Словарная работа со словом «лорнет»: используется словарь С.И. Ожегова).
- А только ли о Москве повествует этот фильм? (Есть упоминание о Царском Селе, где прошла юность поэта: «Берег милый для меня…»).
5.
- а) Рассказ ученицы о лицейской юности поэта, о том, «как всё начиналось»; показ собственного рисунка «Пушкин – лицеист».
- б) Показ учителем фотографий и рассказ о пребывании в Царском Селе, на экскурсии в Лицее.
- в) Рассказ ученика об И.И. Пущине – лучшем друге А.С. Пушкина со времён учёбы в Царскосельском лицее; чтение наизусть стихотворения «И. Пущину» («Мой первый друг!..»).
- Так случилось, что в 1824г. Пушкин был сослан в далёкое псковское село Михайловское, своё родовое имение. Очень скучно и одиноко порой было ему там. И как же рад он был, когда однажды в метельный зимний день к нему на лошадях, в санях, по заснеженным дорогам в Михайловское приехал его «бесценный друг». (Показ репродукции с картины Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском»).
6. – Как бы не было порой Пушкину тоскливо и одиноко в Михайловском, именно там были написаны многие прекрасные стихи, и Пушкин полюбил эти красивейшие места русской земли. Отправимся и мы сейчас туда, в «приют, сияньем муз одетый» и узнаем, как жилось Александру Сергеевичу в «стране, где Сороть голубая…».
(Просмотр второй части видеофильма: «В стране, где Сороть голубая…»).
7. – Не будь в судьбе Пушкина Михайловского, у нас, наверное, не было бы того Пушкина, которым мы дышим с детства… Эти места когда-то очаровали Пушкина, а он очаровал ими нас в своих стихах…
(Слушание стихотворения «Осень» в аудиозаписи; чтение детьми наизусть любимых стихотворений; обзор лучших читательских дневников).
8. – Кто скрашивал одиночество Пушкина в Михайловском?
(Беседа о няне, чтение стихов о ней, рассуждения о роли Арины Родионовны в создании Пушкиным его замечательных сказок…).
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - восклицал Пушкин, слушая в Михайловском нянины сказки. И написал свои, великолепные сказки в стихах, которые мы с упоением читаем, учим наизусть, рисуем. (Показ книг, портретов няни и поэта, рисунков детей к сказкам А.С. Пушкина).
- Отправимся же в мир сказок Пушкина, в его загадочное «Лукоморье»!..
(Чтение детьми хором наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила»).
- Я знаю, вы любите эту поэму, мы с вами смотрели и фильм-сказку «Руслан и Людмила». Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из него, где я хотела бы обратить ваше внимание не на сказочного героя, а на реального исторического персонажа – великого князя Владимира.
(Просмотр отрывка из фильма; беседа о князе Владимире, о его роли в защите и объединении русских земель).
- А что случилось с храбрым Русланом дальше? Вспомним самый впечатляющий его подвиг.
(Чтение ученицей наизусть отрывка «Бой Руслана с головой»).
9. Музыкальная пауза – «загадка».
- На что похожа эта музыка русского композитора Римского-Корсакова, и к какой сказке Пушкина она написана?
(Звучит «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»).
10. – Посмотрите на замечательные рисунки, которые вы нарисовали к этой сказке и послушайте ваши любимые отрывки из неё…
(Чтение детьми наизусть отрывков из «Сказки о царе Салтане…»).
11. – А теперь перенесёмся в другую глухую губернию – в Болдино…
«Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души… Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов», - писал Александр Сергеевич другу П.А. Плетнёву.
А среди черновиков в тетради находятся нянины сказки: «Царь Салтан»,»Мёртвая царевна».
Пройдут годы, и Болдинская осень Пушкина войдёт в историю как один из высочайших взлётов русской поэзии.
(С дерева снимаются жёлтые листья, на которых произведения, созданные в Болдинскую осень).
Учащийся читает наизусть стихотворение Д. Самойлова:
И за полночь пиши,
И спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне,
Благодаренье Богу, ты свободен,
В России, в Болдине, в карантине.
12. Звучит «Романс» Г. Свиридова к кинофильму по повести Пушкина «Метель».
- С осени 1835 года издание журнала «Современник» крепко привязало Пушкина к Петербургу. Всемирно известный адрес «Мойка, 12» - последний прижизненный приют поэта.
(Заочная экскурсия по пушкинскому музею в Санкт-Петербурге; используются фотооткрытки).
13. Заключительная часть «урока-путешествия».
- Порадовал ли вас сегодня «удивительный Александр Сергеевич»? Чем?
(В заключение звучат отрывки из стихотворения Я. Полонского «А.С. Пушкин» в исполнении детей и учителя).