Занятие спецкурса "Учусь работать с текстом" по теме "Выразительные средства языка. Перифраз". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Сегодня мы продолжим разговор о загадках слова.

Разгадывать и загадывать загадки – это не только детское занятие. Иногда это делают и взрослые, особенно поэты. Им это нужно, чтобы задержать внимание читателя, чтобы читатель не «проскочил» мимо образа, а замедлил чтение, остановился и в привычном, а то и скучном, увидел что-то новое, неожиданное. Вот одну такую загадку я хочу вам предложить.

Попробуйте определить, с каким цветком сравнивает А.С.Пушкин героиню поэмы «Полтава».

И то сказать, в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.

(Вешний – весенний. Какие мы знаем весенние цветы? Подснежник, например. Первый весенний цветок, который и название своё получил за то, что первым появляется из-под снега. Но давайте внимательно посмотрим в текст. В нем говорится, что цветок этот взлелеян в тени дубравной. А возможно ли это, когда на дубах нет листвы? Значит, речь идёт не о ранней весне, а о поздней. Значит, это не подснежник. Давайте ещё обратим внимание, что с этим цветком сравнивается девушка. «Она свежа», т.е. юна, чиста. Какого цвета должен быть этот цветок? Белого. Исходя из этого, мы можем предположить, что речь идёт о… ландыше.) [1]

Мы уже убеждались с вами, что свои загадки поэт может загадывать с помощью использования различных художественных средств. И сегодня поближе познакомимся с ещё одним, пример которого мы только что увидели, с перифразом.

Если обратиться к истокам перифраза, то, по-видимому, их следует искать в тайной загадочной речи, культивировавшейся в первобытном обществе, когда люди верили в сверхъестественные злые силы, в магию. Существовала система запретов на многие слова, во избежание несчастий, неудач. «Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной речи, был убеждён, что, скрывая свои приготовления, не называя зверей и орудий охоты, не даст возможность зверям узнать об опасности и тем самым обеспечит себе удачный промысел… Иносказательная свадебная речь, когда ни жених, ни невеста не назвались своими именами, была вызвана стремлением скрыть от черных, враждебных сил смысл происходящего». Так возникли загадки, группировавшиеся в тематические группы. Умение понять загадочную речь высоко ценилось.

Постепенно загадка становится поэтическим жанром, представляющий собой перифраз, одиночный или развёрнутый.

Попробуйте определить, что же такое перифраз (перифраза). Воспользуйтесь для этого разгаданной загадкой: автор не назвал нам цветка, но подсказал его признаки, мы знаем, что растёт он поздней весной, любит тень, цветок белого цвета, свежий, душистый. Запишите своё определение.

А теперь сравните записанное определение с теми, что даются в разных словарях. (Определения распечатаны на отдельном листке и до этого времени скрыты от учеников.)

В «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой читаем: «Перифраз и перифраза (спец.) Выражение, описательно передающее смысл другого выражения или слова, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в авторской речи».

Несколько иное определение находим в «Кратком словаре литературоведческих терминов»: «Перифраз (от греч. Periphrasis, от peri - вокруг, около, phrazo – говорю) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, чтоб избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например, «лёгкая атлетика» - «королева спорта».

Встретилось мне и такое определение: «Перифраза – это оборот речи, который состоит в замене слова или  имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.»

После знакомства учащихся с определениями им предлагается выбрать, какое из определений ближе к данному ими, а какое наиболее полное. Обращается внимание на правописание слова, запомнить которое помогает этимология; на мужской и женский род.

Перифразы бывают общеупотребительными (общеязыковыми) и контекстными (индивидуально-авторскими).

Вот примеры общеупотребительных перифраз (вы легко, я думаю, их разгадаете):

Люди в белых халатах –…

Город на Неве –…

Братья наши меньшие – …

Корабль пустыни – …

Страна восходящего солнца – …

Рыжая плутовка –…

Голубой экран –…

Король футбола – …

Царь зверей – …       и т.д.

Общеязыковые перифразы обычно приобретают устойчивый характер.

Индивидуально-авторские перифразы всегда изобразительны, они дают возможность писателю подчеркнуть какие-то черты описываемых предметов или явлений, помогают выразить отношение к ним. И их разгадать не всегда  просто. Иногда, чтоб понять смысл текста, надо «перевести» его с поэтического языка на обычный, а для этого объяснить самому себе некоторые слова и понятия.

Давайте попробуем. Разгадайте «загадку»  Игоря Губермана.

Мир столько всякого познал
С тех пор, как плотью стала глина,
Что чем крикливей новизна,
Тем гуще запах нафталина.

В этом четверостишье есть перифраз. Найдите его. Что он означает? Каким словом можно его заменить? «С тех пор…» Это с каких?

(С давних пор, со времен сотворения мира, с тех пор, как на Земле появился человек. По одному из преданий, Бог создал человека из глины, а затем вдохнул в нее душу.)

Наверно, мало кто из вас знает, что такое нафталин. Это порошок, которым пересыпали вещи, предназначенные для долгого хранения (чтоб их не повредила моль). Чем дольше срок хранения, тем гуще их засыпают нафталином, тем сильнее, следовательно, запах от него.

Сумеет ли теперь кто-нибудь из вас объяснить, какую мысль высказал поэт?

(Всё новое – хорошо забытое старое. Чем новое кажется новее, тем из большей старины оно вынуто. Всякое новое должно быть скромнее, помнить о своем происхождении, глупо кричать о своей новизне, т.к. «мир столько всякого познал».) [2]

А теперь обратимся к прозаическому тексту. Попробуйте догадаться, о чем в нем говорится. Какое слово должно стоять на месте пропуска?

…(1)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (2)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

(3)Рёв и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха; они всё твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и всё слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (4)Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осуждённые, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

(5)Бессилен рёв зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (6)От этого, может быть, так тяжело ему смотреть на ___________.

(7)Нет, бог с ним, с ____________! (8)Самая тишина и неподвижность его не рождают отрадного чувства в душе: в едва заметном колебании водяной массы человек видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Слово «море» не прозвучало ни разу, но вместо него были названы его признаки, которые позволили нам догадаться, о чём идёт речь. Подчеркните в тексте выражения, которыми автор заменяет слово «море», указывая при этом на его существенные признаки. Ещё раз назовите, как называются такие выражения.

Можно ли назвать синонимами :

море – пелена вод,

рёв и раскаты валов – вопли природы,

мрачное и неразгаданное (содержание),

тишина и неподвижность (его, т.е. моря)? Какие это синонимы, лексические или контекстуальные?

Какую роль играют перифразы и контекстуальные синонимы в этом тексте? (Позволяют избежать повторов, создать образ моря, громадного, необозримого, грозного.)

Какие ещё художественные средства дополняют образ моря? Приведите примеры.

(Эпитеты, в том числе метафорические: необозримая пелена, бесконечная картина, раскаты бешеные, голоса пронзительные, зловещие; чайки носятся уныло, сила необъятная, спящая…;

Сравнения: чайки, как осуждённые, уныло носятся; рёв и раскаты валов сравниваются со стоном и жалобами «обречённого на муку чудовища»;

Олицетворения: сердце смущается; рёв и раскаты валов… всё твердят свою…песнь

И т.д.)

А как описывается состояние человека перед лицом дикой природы? Зачитайте.

Выстройте цепочку слов, с помощью которых автор рисует состояние человека.

(оно (море) наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью;

Сам человек так мал, слаб…незаметно исчезает…)

Вспомните название этого стилистического приёма. (Градация)

Для чего автор использует градацию? (В первом случае хочет показать, как нарастает страх перед морской стихией, а во втором – как беспомощен человек .)

Итак, мы увидели, как рисует в своем тексте море И.А. Гончаров и каким он показывает состояние человека. Сформулируйте теперь основную мысль. Как выразительные средства помогли понять замысел автора?

Взгляните на репродукции картин И.Айвазовского «Черное море» и «Девятый вал». Совпадают ли представления о море у художника слова и художника-мариниста? (Краткое обсуждение)

С каким новым тропом вы познакомились сегодня? Сумеете ли теперь найти перифразы в тексте? А сами придумать сможете? Тогда предлагаю вам выполнить домашнее задание. Море не всегда бывает таким, каким мы его увидели. Подберите эпитеты, каким бывает море, которое мы любим, встречи с которым ждём. (Ласковое, тёплое, спокойное, манящее, убаюкивающее, умиротворяющее…). Вот и опишите дома в небольшой миниатюре такое море, используя придуманные вами перифразы. Не забудьте и о других художественных средствах. А кто захочет, может вместо моря описать подснежник (по примеру ландыша у Пушкина).

Подведение итогов. Благодарю всех за совместную работу, за совместный поиск, за творчество.

Литература

1. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8-11 класс/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А.Шаповал. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 302 [2]с. Стр.119

2. Там же, стр.121

Приложение 1. Презентация к занятию.