Цели и задачи урока:
- Ознакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помочь определить роль авторской позиции, выявить смысл противопоставления Акакия Акакиевича и «значительного лица», увидеть поставленную в произведении проблему маленького человека, формировать умение раскрывать смысл фантастических элементов, гуманистического содержания повести.
- Воспитывать эмпатию, внимание к человеку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.
Оборудование: художественный текст, мультимедийные средства, демонстрационные слайды с заданиями, раздаточный материал для работы в парах и в группах.
Задачи урока: Развитие нравственно-этических представлений в ходе выявления художественной идеи произведения.
Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.
Методы обучения: проблемно-поисковая аналитическая беседа; работа с текстом художественного произведения; индивидуальные задания опережающего характера; сообщения; выводы.
Эпиграф:
«Что такое каждая из его повестей!
Она начинается глупостями, продолжается
глупостями и кончается слезами,
и все это называется жизнь».
В.Г.Белинский
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация темы
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Прочитайте эпиграф.
- Часто ли вы проливаете слезы? Кто заставляет вас лить слезы? Обида.
- Кого обидели в повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
- Обидели ли Башмачкина?
- Почему обижают именно его?
- Почему герой Гоголя нуждается в защите?
Чтение про себя эпизода «Акакий Акакиевич в департаменте». Какими словами главного героя можно назвать сегодняшний урок-исследование?
«Зачем вы меня обижаете?».
3. Реализация индивидуального домашнего задания: «Анекдот о ружье»
4. Формирование общеучебных умений и навыков
О каком типе людей эта повесть? Виртуальный литературоведческий словарь. «Маленький человек».
Давайте вспомним, встречался ли образ маленького человека в ранее прочитанных произведениях?
Сопоставление названий произведений о маленьких людях Пушкина и Гоголя.
Вывод: Герой Гоголя обезличен, названием произведения является вещь, а не герой.
Поисковая проблемная беседа с привлечением домашнего задания.
Визитная карта Акакия Акакиевича.
- Имя
- Чин
- Внешность
- Речь
- Способности
- Отношение к работе
5. Сколько шинелей в повести? Какую характеристику им дает Гоголь?
Составление схемы на магнитной доске.
↓ |
↓ |
Промежуточный вывод: У Гоголя человек подменяется вещью, ее добротностью, ценой, приличием вида. Вещь так могущественна, что способна изменить не только образ жизни и характер героя, но и определять общественное мнение. Давайте попробуем доказать эту мысль. Ответьте, на какие этапы можно разделить жизнь Башмачкина? Почему? Итак, жизнь «до новой шинели», «с шинелью», «без шинели». Давайте начертим в тетрадях таблицу.
Сейчас вы поработаете самостоятельно по группам и в тетрадь выпишите из гоголевского текста ключевые слова, характеризующие образ жизни и поведение героя повести в эти периоды. (1 ряд – жизнь «до шинели», 2 ряд – «жизнь с шинелью», 3 ряд - «жизнь без шинели»).
До шинели |
С шинелью |
Без шинели |
|
|
|
Кто является сильным врагом всех получающих 400 рублей жалованья? Мороз. Стихия холода в повести - главная сюжетная метафора.
Какую роль в повести играют холода, их особая продолжительность?
Что может спасти Акакия Акакиевича? Теплая одежда? Новая шинель?
Как к Башмачкину относились сослуживцы и начальство?
Гоголь нашел интересное определение такому отношению: холодно-деспотическое. Сослуживцы издеваются над коллегой, жестоко шутят.
С каким насекомым сравнивает Гоголь своего героя?
Для чего писатель повторяет сравнение Башмачкина с мухой?
Чтобы продемонстрировать отношение к маленькому человеку в департаменте, где он служит. Перед нами конфликт в отношениях между людьми. От холодности и равнодушия могут спасти только понимание, любовь, чуткость.
↓ |
↓ |
6. Чтение по ролям фрагмента повести Акакия Акакиевича и значительного лица
Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Разница между Башмачкиным и значительным лицом на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь. Составление таблицы «Черты сходства в судьбах героев и в сцене с пропажей шинели». Несчастье Башмачкина постигает и генерала, тем самым уравнивая их перед лицом Всевышнего.
Акакий Акакиевич |
«Значительное лицо» |
Новая шинель |
Новый генеральский мундир |
Шинель заставила отметить обнову пирушкой |
«Генеральский мундир сбил совершенно с толку» |
Недавно построил шинель |
«Недавно сделался значительным лицом. а до того времени... был незначительным» |
«Приятельский» ужин, выпивает два бокала шампанского |
Выпивает два стакана шампанского |
«Побежал было вдруг... за какою-то дамою» |
«Решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме» ввиду внезапного прилива самых «дружеских» к ней «отношений» |
«...Прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы... совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу» |
«Бледный, перепуганный и без шинели... он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке» |
Что ставит на одну ступень маленького человека и значительное лицо? Бедствие.
Какую роль в повести играет значительное лицо?
Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Одно значительное лицо недавно сделался значительным.
Вывод. Должность полностью порабощает душу значительного лица, лишает его человеческого облика.
7. Композиция
Повесть состоит из 2 частей |
|
История с шинелью |
«фантастическое окончание» |
Шинель - «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Башмачкина – это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования. |
Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» - о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить. |
Так с какой же целью вводится в это произведение фантастический финал?
А) Разнообразить сюжет.
Б) Этого требует жанр.
В) Стремление вызвать чувство протеста условий жизни и чувство боли за унижение человека.
Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича? Беспокойный призрак, стаскивающий с чиновников шинели – это неспокойность души бедного чиновника, неспособность ее обрести долгожданный покой после смерти.
Фантастический финал – средоточие смысла повести. Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную, страшную и зловещую фигуру, тревожащую их совесть.
Итоговый вывод. Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель».
8. Экспресс-викторина
- В каком департаменте служил Акакиевич? (В одном департаменте)
- Какое отношение имеют следующие имена к Акакию Акакиевичу: Мокий Соссий, Хоздазат, Трефилий, Дула, Ворохосий, Павсикахий, Вахтисий (По святцам одно из этих имён должно было быть присвоено новорождённому.)
- «Наслаждение выражалось на лице его». Когда выражалось наслаждение на лице Акакия Акакиевича? (Когда он писал буквы-«фавориты».)
- Есть в Петербурге сильный враг всех, кто получает четыреста рублей в год жалованья или около того. Кто этот враг? («...наш северный мороз»)
- Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо неё выбрали. Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)
- Перед ограблением Акакий Акакиевич шёл, закрыв глаза. А когда открыл их, увидел, «...что перед ним стоят почти перед самым носом какие-то люди с...». С чем стояли какие-то люди перед Акакием Акакиевичем? (С усами)
- Как помогло «значительное лицо» Акакию Акакиевичу в поисках шинели («Значительное лицо» помогло ему умереть.)
- «По Петербургу пронеслись вдруг слухи...». Какие слухи пронеслись по Петербургу? (У Калинкина моста стал появляться мертвец, сдирающий со всех плеч» шинели.)
- С кого последнего сдёрнул шинель призрак Акакия Акакиевича? (Со «значительного лица»)
- Как фамилия Акакия Акакиевича? (Башмачкин)
9. Выразительное чтение эпизода «Акакия Акакиевича не стало»
10. Обобщение изученного на уроке
А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?
- Почему обижали именно Башмачникова?
- Какой человек нуждается в защите?
- Защищает ли Гоголь своего героя?
- К чему призывает нас писатель?