Заочная экскурсия по памятным местам "Михаил Васильевич Ломоносов: годы учебы в Германии"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


В 1936 г. Императорский Кабинет принимает решение об отправке за границу (в Германию) нескольких русских студентов. Для работы в Сибири стране нужны были химики, знающие горное дело. Иностранные специалисты отказывались ехать на работу в Сибирь. В представленном Императорскому Кабинету документе среди рекомендуемых на учёбу кандидатур было и имя М.В.Ломоносова.

«…ежели несколько молодых людей послать во Фрейберг к горных дел физику Генкелю для обучения металлургии; то можно туда Густава Ульриха Райзера, Дмитрия Виноградова и Михайлу Ломоносова…», – так было написано в докладе Императорской Академии Наук 7 марта 1736 г.

За границей Ломоносов пробыл около пяти лет. Сначала русские студенты обучались в Марбурге под руководством знаменитого философа Христиана Вольфа. Имя Вольфа в то время было известно всей Европе. Христиан Вольф читал лекции по физике, математике, астрономии, оптике, механике, логике, метафизике, праву, географии, хронологии и архитектуре. Большим преимуществом преподавания Вольфа было то, что он читал лекции на немецком языке, а не на латыни, которая тогда была более популярна в академической среде.

Марбургский университет, который часто называют alma mater Михаила Васильевича Ломоносова, был основан в 1572 году гессенским ландграфом Филиппом I Великодушным. «В других городах просто есть университет, а Марбург сам по себе – как университет», – так говорят жители Марбурга. Ко времени прибытия туда Ломоносова (1736 г.) Марбургский университет был одно из авторитетных учебных заведений Европы. К числу знаменитых выпускников Марбургского университета разных лет кроме М.В. Ломоносова относятся физик Карл Фердинанд Браун, сказочники братья Гримм, химик Карл Циглер, создатель русского фарфора Дмитрий Виноградов, поэт Борис Пастернак и многие-многие другие. Сейчас в университете учатся более 19 тысяч студентов, а во времена Ломоносова их было всего 122, а из России – всего три, и один из них – наш земляк.

Если заглянуть в старые аудитории Марбургского университета, такие, например, как старинный актовый зал, можно ощутить дух того времени, когда в этих стенах учился Михайло Ломоносов.

Удивительно, но сохранился дом на улице Вендельгассе, 2, где во время учёбы жил Ломоносов. Нужно сказать, что жизнь студентов не была лёгкой. Самые большие проблемы они испытывали с деньгами. Из России им присылали очень небольшую сумму, которой едва хватало, чтобы прокормиться.

Русские студенты слушали лекции по химии, изучали механику, гидравлику и гидростатику. Помимо общих лекций, у каждого студента были намечены занятия по индивидуальному плану. Так, Ломоносов в дополнение к сказанному, брал еще уроки немецкого языка, арифметики, геометрии и тригонометрии, Кроме того, его интересовали французский язык, фехтование, он занимался танцами, а также самостоятельно познавал теорию русского стиха. М.В. Ломоносов прилежно занимался наукой и поражал современников необычайными свойствами ума и огромной тягой к знаниям. Вместе с тем, Вольф не раз отчитывал его за вольное поведение, небережливое отношение к деньгам.

Чиновники были озабочены, что русские студенты тратят больше, чем им полагалось по жалованию. В инструкции, которая была прислана Ломоносову и его друзьям в Марбург, говорилось: «Учителей танцевания и фехтования… больше не держать, и вообще не тратить деньги на наряды и пустое щегольство…", а кроме того "остерегаться делать долги, а довольствоваться теми тремястами рублей, которые назначены в год…".

По прошествии нескольких лет учёбы в университете Марбурга Христиан Вольф так характеризовал своего в будущем знаменитого ученика: «Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особенной любовью старался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращении в отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю».

Память о студенте и великом учёном Ломоносове до сих пор жива в Марбурге. В Университете есть мемориальная доска, где отмечены годы жизни Михаила Васильевича и годы, проведённые им в стенах этого учебного заведения.

Стоит рассказать ещё об одном городе в Германии, связанном с именем нашего знаменитого земляка. Это Фрайберг, куда Ломоносов приехал в июле 1739 г. Во Фрайберге, старейшем горнозаводском центре Саксонии, русские студенты занимались в металлургической лаборатории горного советника Йоганна Генкеля. Основная цель – изучение металлургии и химии. Обучение началось с занятий минералогией и металлургией. Студенты посещали рудники и металлургические заводы, знакомились со способами укрепления шахт, подъёмными машинами.

Во Фрайберге можно найти дом, где жил студент Ломоносов. Это здание кажется довольно обветшалым. Недалеко находится площадь, названная именем нашего земляка. Год назад на ней был установлен памятник Ломоносову.

К сожалению, учёба во Фрайберге не была безоблачной для Михаила Васильевича. Русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Генкелю. Сами изучаемые предметы (горное дело, химия и другие) давались Михайле Ломоносову легко, но отношения с ответственным за обучение русских студентов профессором не сложились. Основной причиной конфликта являлась нерегулярная отправка из Петербурга средств на содержание студентов. «…во Фрайберге мне не только нечего было есть, но и нечему было более учиться: пробирное искусство я уже изучил; химия была закончена…», – так писал М.Ломоносов библиотекарю И. Д. Шумахеру 5 ноября 1940 г.

В 1740 году Ломоносов вынужден был оставить обучение в Горной академии Фрайберга.

В Германии Ломоносов усиленно изучал законы стихосложения. Там же было написаны им оды, возвеличивающие прославленных людей или события стихотворные формы. Отрывок из одной такой оды, названной «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», даёт нам представление о том, как сам Ломоносов понимал просвещение и образование:

«…Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…»

Заочную экскурсию подготовил Усынин Александр – ученик 6 «Б» класса гимназии №6 г. Архангельска.
Руководитель – преподаватель литературы гимназии №6 Смирнова Елена Владимировна.

Приложение 1

При подготовке использованы материалы сайтов:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.historydata.ru
  3. http://www.liveinternet.ru
  4. http://funeral-spb.ru/necropols/lazarevskoe/lomonosov/
  5. http://lomonosov.name/articles_3_12.html
  6. http://lomonosov.name/articles_3_11.html
  7. http://blogs.mk.ru/users/3589648/post137142700/
  8. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Lomonosov/IP/Tom_II/Briefe/text.htm
  9. http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15087895,00.html