Цель: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий на примере Республики Марий Эл.
Задачи:
- Формировать коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве на основе использования различных источников.
- Формировать компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности.
- Воспитывать чувство ответственности, толерантности, патриотизма.
- Раскрыть масштабы ГУЛАГа и его роль в формировании тоталитарного государства в СССР.
- Охарактеризовать итоги и последствия политических репрессий для профессиональной культуры МАССР.
- Использовать документы и видеоматериалы как источник исторических знаний.
Предмет: история, литература
Оборудование занятия: На доске плакат, посередине которого написано, 30 Октября День Памяти жертв политических репрессий, стакан с водой, кусок хлеба и свеча. Портреты репрессированных.
Тип занятия: занятие изучения нового материала
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему занятия.
II. Основная часть
(на фоне музыки Э.Марриконе)
Преподаватель литературы:
Я в жизни маленькая веха,
Метелка, всаженная в снег.
Я голос, потерявший эхо,
В метельный, леденящий век.
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Тяжелым грузом лежит эта боль в душах многих людей.
Преподаватель истории:
ГУЛАГ… Это слово вошло в определенную знаковую систему, встав наряду с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой и Чернобылем трагическим символом XX века.
Страна ГУЛАГ… Десятый круг ада. Там под могучим колесом системы гибнут люди, разбиваются судьбы.
Вы слышите урчание «вороного коня»? Это арестантские машины везут заключенных. Во всякую минуту суток, во всякое время года.
Вы слышите грохот колес? Это идут вагоны-заки. А вот хлюпает вода – это плывут арестантских баржи. Все время кого-то сажают, втискивают, перевозят. А этот вой? Это жалобы обездоленных, обокраденных, униженных, избитых… (музыка стихает)
Преподаватель литературы
Уничтожающий каток репрессий не разбирал ни национальность, ни происхождение, ни социальное положение, ни заслуги перед Родиной. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим мучениям, многие из них были просто истреблены. Жизнь их семей и родственников превращена в беспросветную полосу страданий и унижений.
Страна ГУЛАГ. Человек – это ничтожество. Любой от крестьянина до маршала мог быть застрелен, забит в подвале НКВД или превращен в раба на каком-нибудь из островов ГУЛАГа. Его жернова перемололи 12 миллионов жизней, судеб и надежд.
Годы культа личности Сталина. Государство, созданное для защиты своего народа, стало орудием уничтожения его. Вся работа органов государственной безопасности была направлена на поиск «врагов народа», уничтожения политических противников.58 статья уголовного кодекса СССР стала жестокой отправной точкой для многих и многих безвинно осужденных. Именно она ставила точку и подводила жирную черту над судьбами миллионов людей.
Кровавый террор смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации.
Преподаватель истории:
Когда речь заходит о сталинских репрессиях, то обычно называется 1937 год. Конечно, это был черный год, когда кровавая машина работала с наибольшим размахом, уничтожая «врагов народа», которые в национальных регионах имели еще и дополнительное прозвище «буржуазные националисты». Так было и у нас, в Марийской АССР.
Но пролог этому начался раньше, не в 37-ом, а за несколько лет до этого. В подвалах ОГПУ была сочинена версия о финских и эстонских «шпионах», якобы существующих в финно-угорских регионах. Суть этой версии заключалась в том, что они якобы хотели оторвать эти народы и их территории от СССР и создать Федерацию финно-угорских народов под протекцией Финляндии.
Одним из самых первых практических шагов по искоренению «контрреволюции» было решение о «ликвидации священных рощ». Что и было сделано, а десятки мари-картов были репрессированы.
А призыв к «повышению бдительности» включал в себя слежку за высказываниями людей даже просто о трудностях повседневной жизни. В ликвидации «врагов» существовали разнарядки и планы, которые в Марийской АССР успешно выполнялись. Маховик репрессий кружился в полную силу, перемалывая все новые и новые жертвы. Одной из них стал Сергей Григорьевич Чавайн.
(затемнение, высвечивается портрет С.Г.Чавайна, зажигается свеча, звучит «Прелюдия №» Баха»)
Преподаватель литературы:
Сергей Григорьевич Чавайн стоял у истоков марийской литературы. Как и у многих писателей первого поколения, путь его был трудным, а конец – трагическим. Долгое время мы не знали. Что же на самом деле произошло с писателем? Как сложилась его судьба в годину тяжелых испытаний?
Обучающийся:
Еще до начала массовых репрессий фамилия писателя часто встречалась в секретных документах, когда шла речь о необходимости борьбы с «национализмом», так что кровавая чаша не могла миновать основоположника марийской литературы, невзирая на его выдающиеся заслуги, а может быть именно из-за них.
1937 год… Казалось бы творческий путь писателя достиг своего апогея: с Чавайном заключен договор о подготовке либретто первой марийской оперы, он был зачислен в штат марийского драматического театра на должность заведующего литературной частью. В план издательства на 1938 год включено собрание его сочинений.
Первый том уже набран, но именно в это время вокруг его имени развернулась широкая клеветническая компания.
«Чавайн имел националистические ошибки. «Ямблат-кувар» – откровенно националистическая пьеса. «Акпатыр» – восхваление старины», так было написано в докладе председателя Союза писателей Карпова.
Над судьбой писателя явно сгущались черные тучи: приостановлены постановки произведений Чавайна в театре, с прилавков книжных магазинов исчезают его произведения. В этих неимоверно тяжелых условиях писатель завершает работу над второй частью романа «Элнет».
Сложив готовую рукопись в папку, он сам лично решил отвезти ее в Москву. Но его арестовывают прямо после приезда.
Преподаватель литературы:
При обыске у Сергея Григорьевича были изъяты тетради, письма, блокноты с записями. Этой участи избежала только вторая часть романа «Элнет». В Москве, когда узнали об аресте писателя, кто-то вырвал титульный лист и написал «рукопись на цыганском языке».
В обращении к своим палачам Чавайн раскрывает весь смысл своей жизни и своего творчества: «Есть у меня одно большое чувство. Это любовь к своему марийскому народу. Если любовь к своему народу есть преступление, то карайте меня».
Преподаватель истории:
Да, это посчитали большим преступлением. Вот выписка из протокола №21 заседания тройки НКВД Марийской АССР от 10 ноября 1937 года: «Чавайна Сергея Григорьевича расстрелять».
Рядом с этим документом в деле подшит другой, в котором зафиксировано, что приговор приведен в исполнение 11 ноября 1937 года в двадцать часов.
Долгое время считалось, что Сергей Григорьевич умер в местах заключения в 1942 году. И только в 1988 году в канун его 100-летия была обнародована правдивая дата его гибели.
(на фоне “Реквиема” Баха)
Преподаватель литературы:
Непредсказуемы людские судьбы…
Казалось бы все, к чему стремишься достигнуто. Есть слава, есть признание. Остается только совершенствовать то, чего добился в жизни. И вдруг такой резкий поворот судьбы, что все сделанное тобой ранее перечеркивается одним слово «виновен».
(звучит «Осенняя песня» Чайковского, затемнение, высвечивается портрет Йвана Кырли, зажигается свеча)
Обучающийся:
Одна судьба нам смертным суждена,
Все мы, как есть со славой и без славы
Исчезнем так, как исчезают травы,
По осени оставив семена.
Пусть мы умрем, но навсегда
Жизнь не исчезнет вместе с нами,
Живым – останется вода,
Снега в полях и в печке пламя.
(музыка стихает)
Обучающийся:
В начале 30-х годов экраны многих стран мира облетела первая советская звуковая кинокартина «Путевка в жизнь», в некоторых странах она демонстрировалась под названием «Мустафа» по имени главного героя, который тоже не избежал сталинского произвола.
30-е годы Йвана Кырля были трудными: он переживал творческий кризис, который перемешивался с семейными неурядицами. И вот в это время, в 1937 году ему предлагают приехать в Йошкар-Олу и начать работать в Марийском драматическом театре. Он с радостью откликается на это предложение. Не знал он тогда, что ехал навстречу своей гибели.
Не знал, что марийскую интеллигенцию обвиняют в национализме. Не знал, что за разговор на марийском языке в общественном месте могут приговорить на долгие годы.
Именно это стало ему приговором на десять лет исправительно-трудовых лагерей.
«Обвиняется в том, что, будучи членом подпольной националистической организации, вел контрреволюционную агитацию, разжигал среди мари чувство ненависти к русским». Таким был приговор, вынесенный 28-летнему актеру и поэту.
Преподаватель литературы:
Вот идет по глухой степи поезд, который везет в пустоту бессонных ночей уже даже не людей, а черный номер на спине.
(звучит «Реквиема» Баха)
В этих вагонах нет ни сидячих мест, ни лежачих. Есть только пол и узкое окошко за решеткой под потолком. Оно снабжает вагон не светом, воздухом. И как бесконечно далеко от начала дня до начала ночи. Долго ли ещё? Куда же, куда?
(музыка стихает)
Обучающийся:
Не об это ли думал осужденный по 58-ой статье Йван Кырля, когда его везли в длинном вагоне на Соловки. Долго пришлось скитаться по ГУЛАГу известному тогда актеру.
В худых, заплатанных бушлатах,
В сугробах на краю страны –
Здесь было мало виноватых,
Здесь было больше без вины.
О люди! Люди с номерами.
Вы были выше и упрямей
Своей трагической судьбы.
Йван Кырля умер в 1943 году на Северном Урале от голодного истощения, от непосильной тяжести каторжного труда. И только в 1956 году имя Йвана Кырля было возвращено в сокровищницу марийской культуры и в историю российскогоиноискусства.
(звучит отрывок из «Реквиема» Баха, высвечивается портрет Константина Егорова, зажигается свеча)
Преподаватель истории:
В самом расцвете сил прервалась творческая деятельность живописца, графика, театрального декоратора Константина Егорова.
Сын служителя культа попа, участник степановского мятежа, колчаковский офицер, художник, обращающийся к темам национального фольклора, мифологии, языческих обрядов.
Сама жизнь провела траурную черту его конца.
Преподаватель литературы:
«От его картин веет глубокой древностью, былинной простотой, – писал В.А. Мухин. Все действующие фигуры тонут в мире первобытной природы. Он совершенно не показал эмоций, борьбы, социальной страсти, колорита реальной жизни. Патриархальная «илемная» ограниченность творчества Егорова была плодом национал-демократических заблуждений».
Не знал Егоров, что каждая новая работа, написанная с любовью к родному народу, его истории и культуре приближает к нему палачей.
В 1937 году приходили молча и уводили, не говоря ни слова. Единственная «озвученная» фраза в ту ночь, когда чужие руки перетряхивали скарб: «Вы думали золото найдете? У художника Егорова золота не бывает».
(звучит ария Каварадосси «Сатана там правит бал».)
Вечером 11 ноября 1937 года уже был застлан толстым слоем опила пол в «овощехранилище» во дворе НКВД, рядом уже тарахтел движок, который должен был заглушать выстрелы в подвале, и уже начали выводить из камер дожидавшихся своей очереди для отправки «на тот свет», когда по коридорам разнесся мощный голос, певший арию «Сатана там правит бал». Это пел известный Егоров. Так рассказывают о последних минутах его жизни очевидцы.
(музыка стихает)
Преподаватель истории:
Из постановления о расстреле: «Установив связь с национальными элементами вошел в состав подпольной национальной организации, проводил работу по подготовке контрреволюционных кадров для борьбы с советской властью».
Три жизни из многомиллионных всех тех, кто был безвинно осужден, всех тех, кто не дожил, не успел, не смог, не домечтал…
(зажигаются свечи, минута молчания)
Коротка минута молчания. Она вобрала в себя те суровые годы, невосполнимые потери. Человеку дан великий дар – память! Над памятью не властно время. И пока мы будем помнить, в наших сердцах будут жить все те, кто волею сталинского окружения был безвинно осужден.
(звучит романс «Сгорая, плачут свечи»)