Продолжительность 2 урока
Цели:
- образовательная: познакомить слушателей спецкурса с понятием о языковом паспорте; с признаками речи, присущими выступающему публично;
- развивающая: формировать умение характеризовать языковой паспорт говорящего, создавать своей речью языковой паспорт; развивать умение выражать свои мысли, находить нужное слово;
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову; к человеку.
Оформление доски:
На доске записана тема, эпиграфы к уроку.
1. Заговори, чтобы я тебя увидел (древний мудрец).
2. Заговорить – себя отворить! (народная поговорка)
3. “Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…”
(Д.С.Лихачёв)
4. “Как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку”.
(Д. Свифт)
5.
“Священное уменье говорить,
Произносить слова и строитьфразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу”.
(Е. Винокуров) |
1-й урок
Ход урока
Приветствие учителя.
Чтение и объяснение 1-го и 2-го эпиграфов учащимися. Остальные записи используются в течение урока, учитель сам почувствует, когда это необходимо.
Как красив человек, который умеет говорить! Правильная речь – это не только умение владеть богатством языка, это ещё и возможность управлять своим голосом, использовать его богатый диапазон. Давайте потренируем своё дыхание, голос, дикцию.
Все упражнения выполняются каждым учеником, затем 2-3 “показательных” выступления.
Упражнение 1. “Свеча”
Представьте, что перед вами горящая свеча, пламя которой нужно не погасить, а направить горизонтально. Вам нужно дуть очень-очень осторожно! Тем самым вы пробуете выдуть весь запас воздуха из лёгких, а далее обновить его. Но пламя вашей свечи должно принять горизонтальное положение при одном выдохе! Потяните его как можно дольше.
Выполняя это упражнение, мы работаем над своим дыханием, чтобы при выступлении нам не приходилось говорить “взахлёб”, что очень затрудняет понимание.
Упражнение 2. “Бабушка Яга”
Это упражнение на тренировку силы голоса. Мы вслух читаем четверостишие, но при этом меняем громкость (как будто регулируем звук по телевизору):
Мы бродили тёмным бором (спокойным голосом)
Мы спросили дружным хором: (намного громче)
“Дома ль бабушка Яга?” (совсем громко, почти крик)
Бор ответил нам: (тише, как вторую строку) “Ага!” (громче, как третью строку).
Это упражнение позволяет нам добиться очень большой гибкости голоса, что улучшит вашу речь, окружающие смогут лучше вас понимать, да и вообще человек с твёрдым голосом может многого достичь.
Упражнение 3. “Скороговорки”
А это упражнение вам не в диковинку. Вы, конечно, знаете скороговорки и умеете их произносить! Они нужны для улучшения нашей дикции, для отработки произношения отдельных звуков.
Об коряги корабль все борта покарябал.
На мели мы налима лениво ловили.
Не меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы, Мила, молили?
И в туманный лиман вы манили меня.
В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира.
И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Лекция учителя по принципу обратной связи (в тетради – тезисы).
- Что такое паспорт?
Отвечают ребята, учитель дополняет по мере необходимости.
Возможные ответы:
- Документ, удостоверяющий личность.
- Сопроводительный документ прибора, сложной бытовой техники, из которого мы узнаём всё или почти всё об этом приборе.
- А что такое языковой паспорт говорящего, как вы думаете?
Паспорт говорящего - это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.
- Как вы думаете, что можно определить по речи человека?
И вновь ответы детей и дополнение учителя.
Возможные ответы:
- Его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.
- Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека. Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительный рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.
Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только “откроет рот” - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.
Работа над “полировкой” своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.
Языковой паспорт оратора
Разумеется, оратору необходимо работать над своим языком. Речь оратора находится в центре внимания слушателей, они замечают любые неточности, ошибки, неудачные словоупотребления. Каждый оратор должен работать над культурой своей речи: слушатели, заметив речевые ошибки выступающего, сразу начинают ему меньше доверять. Можно говорить о коммуникативных качествах речи оратора, т.е. о таких признаках речи, которые обязательно должны быть присущи выступающему публично. Выделяют такие коммуникативные качества речи оратора:
- правильность (владение нормами литературного языка);
- выразительность (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории);
- ясность (обеспечивает адекватное понимание сказанного);
- точность (проявляется в использовании слов в полном соответствии с их значением);
- краткость;
- уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории).
Если речь оратора может быть охарактеризована как имеющая перечисленные коммуникативные качества, то можно с большой долей уверенности сказать, что она будет эффективна.
Оратору с благоприятным языковым паспортом доверяют.
Практическая часть.
Учащимся предлагается прочитать рассказ и ответить на вопросы
- Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке после её фразы? Какого он был мнения о ней сначала? Почему?
- Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его представление о ней? Какая она, по его мнению?
- Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила?
А. Моисеева
Незнакомка
Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
“Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…”, - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала:
- Ну, чего вылупился?
Заслушивание ответов на вопросы.
2-й урок
Мастерская ценностных ориентаций “Как наше слово отзовётся”.
На этом уроке учащиеся разделились на группы по симпатиям для более искреннего обсуждения.
Читаем слова Е. Винокурова О “чуде слова”.
- Чудо слова… Давайте попробуем осмыслить, понять и пережить рождение этого чуда!
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Ф.И. Тютчев
Учитель читает стихотворение сам и предлагает прочитать другим так, чтобы читающий выделил интонацией главное для него в этом стихотворении на данный момент.
- Давайте поразмышляем над утверждением поэта и посвятим мастерскую тому многоточию, которым поэт завершил свою мысль, приглашая читателей в соавторы следующего возможного, воображаемого четверостишия.
- Вы разделились по группам, которые и объединят свои усилия для “сотворчества с поэтом”. Жизненные впечатления и индивидуальный опыт общения пригодятся вам при выполнении первого шага. Каждый в группе вспомнит слова (предложения), которые запомнились, поддержали в трудную минуту или нанесли обиду. Самые интересные ситуации по желанию рассказываются всем.
На работу даётся 5-7 минут, после обсуждения каждая группа представляет классу одну работу: общую или индивидуальную.
Слова, которые вас затронули
запомнились | поддержали | нанесли обиду |
И дольше века длится день Капель Люблю Мамочка Книга – это врата в мир |
Умница и прелесть И это пройдёт Оксаночка, улыбочка! Всё к лучшему Держись, мой мальчик… |
Ворона Змея Не моя проблема Что ты лезешь Заткнись |
Учитель читает статью В. А. Сухомлинского “Слово о словах”.
Включите своё творческое воображение и выберите слова для начала строки, которую нужно продолжить своими
примерами и рассуждениями.
Слово о словах
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.
- Найдите художественные средства, с помощью которых Сухомлинский добивается гармонии формы и содержания своего сообщения.
Заслушиваются ответы уч-ся.
- Сравнения, каскад эпитетов, противопоставления, цепочка однородных сказуемых, усиливающих диапазон действия слова.
Работа в группах. Время работы 6-8 минут.
- Выберите любую строчку, запишите начало на своём листочке, передайте листок соседу справа. Получите от соседа слева новый листок, прочитайте написанное на нём и продолжите текст, излагая свои мысли. После замыкания круга автор начала каждого текста даёт ему заголовок и добавляет последнее слово-концовку.
Озвучивание получившихся текстов.
Необходимо заслушать хотя бы по одному тексту от группы, если позволяет время – больше.
Инсценировка, чтение по ролям стихотворения Р. Рождественского “Разговор со случайным знакомым” - отдых.
Участвуют в инсценировке желающие.
-Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Чо?
-Смотри, как вкрадчивый туман
прижался к молодой воде…
-Где?
-Он полностью поклялся ей,
он взял в свидетели луну!..
-Ну?!
-Они сейчас уйдут в песок,
туда, где не видать ни зги…
-Гы!..
-И, ощутив побег реки,
в беспамятстве забьётся ёрш…
-Врёшь!
-Да нет, я говорю тебе,
что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…
-Ха!..
-А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожаньи рос…
-Брось!..
-Да погоди! Почувствуй ночь,
крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-Псих!..
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
прожить и не понять снега?..
-Ага!..
Короткое обсуждение стихотворения (по желанию учителя и детей).
Рефлексия.
- Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшней мастерской?
- Над каким вопросом есть смысл подумать ещё?
Домашнее задание.
Каждый пишет своё четверостишие, философский или лирический комментарий к строчкам поэта. Обсуждение созданных текстов – на следующем занятии.
Литература:
- Е.О. Галицких От сердца к сердцу. - С.-Петербург: “Паритет”, 2003.
- И.А. Стернин Практическая риторика. – Москва: “Academa”, 2003.