Технология «Открытое пространство» (Open Space) - это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет индивидам и группам эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.
Традиционно в начале учебного года планирую уроки внеклассного чтения «По страницам книг, прочитанных летом». Ученики 6-8 классов презентуют читательские дневники, рассказывают о книгах, которые им особенно понравились, предлагают произведения для обсуждения. Общим голосованием выбирается произведение, которое вызвало наибольший интерес, определяется время его обсуждения - и ребята начинают готовится к заседанию читательского клуба в формате open space («открытое пространство»). Данный формат им очень нравится: здесь нет заранее подготовленной программы или повестки дня; любой желающий может заявить тему для обсуждения, сформулировать свой вопрос, взять на себя лидерство.
Автор «Открытого пространства» - Харрисон Оуэн. Технология очень проста и очень мудра, т.к. основана на естественных законах взаимодействия между людьми.
В основе лежат 4 Принципа:
- Кто бы ни пришел - это правильные люди.
- Что бы ни произошло - это единственное, что и могло произойти.
- Когда бы это ни началось, это правильное время.
- Когда оно закончилось, оно закончилось.
Данные принципы приглашают к открытому общению и напоминают о том, что важен сам процесс: необходимо высказываться в рамках темы, довериться имеющимся ресурсам группы и не привязываться к результату. «Открытое пространство» поощряет участников продолжать разговор так долго, как того требует ситуация. Занятие может завершится быстрее, чем предполагалось, но может продолжаться и дольше, поэтому обсуждение книги лучше организовать как внеурочное мероприятие. Мы выбрали заседание читательского клуба, что само по себе повышает интерес к мероприятию, задаёт нужную тональность и обеспечивает необходимый ресурс времени. К тому же, на заседание клуба приходят наиболее заинтересованные дети из нескольких классов, что повышает внутреннюю мотивацию участников.
Среди моих учеников 6-7 классов очень популярна книга Мэтта Хейга «Быть котом». Многие ученики прочитали её не один раз, оставили в читательских дневниках восторженные отзывы, рекомендовали к прочтению одноклассникам. Книга написана увлекательно, в жанре триллера, простым и понятным языком; вместе с тем она затрагивает важные для школьников проблемы, поэтому они читают её с большим интересом.
В процессе подготовки к заседанию клуба ребята обдумывали вопросы, которые они хотели бы обсудить, записывали их на специальных карточках и передавали учителю.
Накануне мероприятия все поступившие вопросы были систематизированы по темам. К каждой группе вопросов предлагалось творческое задание (отмечено *).
У нас получилось 5 микро-тем для обсуждения:
Легко ли быть неудачником? (Барни в школе)
- Почему Барни захотелось стать котом?
- Какие неудачи его преследовали?
- Как можно справиться с неудачами Барни?
- Почему Барни не мог воспользоваться методом Риссы?
* подготовьте советы ребенку, которого преследуют неудачи
Легко ли быть другом? (Барни и Рисса)
- Какую роль в жизни Барни сыграла Рисса?
- В чём был секрет Риссы?
- Почему Рисса смогла противостоять мисс Хлыстер?
- В чём счастье семьи Риссы?
- Почему Барни уютно чувствовал себя в ее семье?
- Почему Рисса смогла разгадать тайну Барни?
- Какую роль в повести играет папа Риссы, чудак и поэт?
*Сочините хвалебную песнь для Барни или для Риссы.
Легко ли быть ребёнком? (Родители и дети)
- Почему Барни чувствовал себя одиноким в семье?
- Почему отец и мать Барни так и не смогли найти общий язык?
- Чего не понимали родители Барни?
- Почему отец не мог говорить о себе?
- Почему он выбрал роль Наводящего ужас?
- Счастлив ли отец Барни в теле кота?
- Для чего в повести рассказана история взаимоотношений мисс Хлыстер и Мориса?
- Действительно ли мисс Хлыстер заботилась о Морисе?
- Какие проблемы бывают у взрослых?
*Какие советы вы дадите родителям и всем взрослым?
*Напишите письмо родителям Барни (или его маме)
Легко ли быть котом? (Люди и кошки)
- Почему мисс Хлыстер ненавидела детей?
- О каких проблемах кошек мы узнаём из истории мисс Хлыстер?
- О каких печалях и проблемах говорит нам подставка под карандаши в виде черепа?
- Почему Барни легко находил общий язык с собаками?
- О каких проблемах животных мы узнаем из книги?
- Что мы можем сделать уже сегодня или завтра для животных?
*Напишите обращение к хозяевам домашних питомцев. Или манифест в защиту животных.
Легко ли быть собой? (Главный секрет книги - «Билет в себя»)
- О каком «билете в себя» постоянно говорит мисс Хлыстер?
- Чему учит история возвращения Барни в своё тело?
- Какие проблемы у Мориса? Почему он не хочет оставаться в теле Барни?
- Почему боевые коты покинули мисс Хлыстер?
- Почему отец Барни не захотел вернуться в своё тело?
- Что значит вернуться к себе?
- Почему не у всех получается вернуться к себе?
*Напишите обращение к самому себе.
Заседание читательского клуба открывает учитель. Он приветствует участников, объясняет правила и принципы игры, помогает настроиться на работу. Затем учитель передаёт слово ведущему, который объявляет тему заседания, представляет участникам книгу и её автора, после чего приглашает всех участники на «рыночную площадь».
«Рыночная площадь» - это заранее оформленный стенд, где размещены листы объявлений с обозначенными темами. Мы заранее напечатали на листах темы (вопросы, выделенные жирным шрифтом), а вокруг них с помощью магнитиков прикрепили вопросы детей, которые они записывали на специальных карточках.
После формирования групп по интересам ребята прошли к столам для работы. До начала работы нужно определить лидеров в группах. Важно, чтобы ученик был готов взять ответственность за обсуждение темы, результатом которого будет письменный отчет. (Отчеты составляются для того, чтобы результаты работы группы стали достоянием всех участников мероприятия).
В процессе дискуссионных сессий участники сами управляют своим временем, пространством и энергией. Они, подобно шмелям, могут «перелетать» из одной группы в другую, «опыляя» разговоры, проходящие на разных дискуссионных площадках. Или они могут быть «бабочками», ни в чем не участвовать, расположиться у чайного стола, выпить чаю или кофе. (Изначально технология «Открытое пространство» была задумана как высокопродуктивный кофе-брейк).
В технологии открытого пространства действует один важный закон - это закон «двух ног»: если во время работы в малой группе вы видите, что ничему новому не учитесь и ничего не можете дать другим - «голосуйте» ногами, ищите другие места и другие способы работы! Если я в группе скучаю, то я просто вытягиваю из нее энергию. В этом случае именно своим отсутствием я демонстрирую ей мое уважение. Этот Закон можно сформулировать и по-другому: «Берите на себя ответственность за то, что любите».
Если закон «двух ног» соблюдается, то в «открытом пространстве» у участников появляется возможность побывать в двух ролях: «шмелей» и «бабочек». «Шмели» являются образцом работоспособности и прилежания, разработчиками своих и предлагаемых идей. Они могут перелетать от одной группы в другую и, подобно переносу пыльцы с одного цветка на другой, переносить информацию и идеи, обогащая своим присутствием процесс групповой работы и внося в него разнообразие. «Бабочки» нерешительны и неактивны, но именно они создают вокруг себя пространство, в котором ничего не запланировано, и как раз по этой причине в нем может многое произойти. Они могут стать очень активными, если их «разогреть» и дать новые импульсы для работы [2]. Закон «двух ног» и четыре принципа открытого пространства позволяют создать ситуацию, в которой люди, заинтересованные каким-то общим вопросом, имеют максимальные шансы найти друг друга и обсудить его в непринужденной «открытой» атмосфере, самостоятельно выбирая собеседников и тему разговора.
Преимущества такого формата очевидны:
- подходящая структура;
- преодоление барьеров;
- работа с воодушевлением;
- высокая продуктивность;
- совместное лидерство;
- подлинная общность;
- чувство гордости за свой труд;
- личностный рост.
После часовой работы сессий ученики выступают с результатами творческих заданий. Письменные отчеты вывешиваются на стенде под рубрикой «Горячие новости», чтобы все могли с ними ознакомиться. Позже эти отчеты могут быть использованы для разработки планов действий.
Заседание читательского клуба заканчивается общим чаепитием, в процессе которого ребята продолжают делиться мыслями и впечатлениями.
Данный формат работы способствует повышению интереса к чтению, формированию читательской культуры, коммуникативных навыков.
Литература
- Меньш Е. А. Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе // Молодой ученый. - 2015. - №15.2. - С. 50-52. - URL: https://moluch.ru/archive/95/20765/ (дата обращения: 28.07.2021).
- Harrison Owen. Open Space Technology. A User's Guide. Second Edition. BerrettKoehler Publishers, Inc. San Francisco, 1997.
- Хейг М. Быть котом. - М. - АСТ, 2015.