Зачем мы играем "Ревизора"?

Разделы: Литература


Цель:

  1. Закрепить пройденный материал, проверить качество полученных знаний.
  2. Показать связь литературы и театрального искусства.
  3. Вырабатывать умение ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей, развивать навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон.
  4. Показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с современностью, показать злободневность пьесы.
  5. Развитие творческих способностей учащихся.

Форма урока: Урок – театральные встречи, урок – спектакль.

Оборудование:

1. Стенд с материалами по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

  1. Портреты Н.В. Гоголя.
  2. Выставка книг писателя, подготовленная учениками.
  3. Стенд с рисунками Добужинского к пьесе “Ревизор”.
  4. Тексты пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”.
  5. Афиша, подготовленная учениками.
  6. Титульный лист театральной программки, нарисованный учащимися.
  7. Видезаписи фрагментов спектакля “Ревизор”.

Подготовка к уроку:

  1. Заранее раздаются вопросы для обсуждения.
  2. Распределение ролей: учитель – ведущая программы, учащиеся – режиссер, актеры, зрители.
  3. Учащиеся готовят инсценировку фрагмента комедии.
  4. В классе объявляется конкурс рисунков. Ребятам нужно проиллюстрировать любимый эпизод пьесы или нарисовать дружеский шарж на героя комедии.
  5. Учащиеся рисуют театральную афишу, программку.
  6. Подобрать фрагменты видеозаписи спектакля “Ревизор”.

Ход урока

I. Учитель – роль ведущего.

Сегодня мы открываем сезон театральных встреч 2012 года. И встреча эта состоится с работниками и актерами театра Сатиры. В этой встрече принимают участие помощник художественного руководителя театра и молодые актеры, которые еще не столь популярны как Андрей Миронов, сыгравший роль Хлестакова, Анатолий Папанов в роли Городничего в комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”. Вот об этой комедии и игре этих знаменитых актеров, а также молодых исполнителях мы и поговорим, о режиссерском замысле спектакля, о том, в чем театр видит современность комедии Гоголя.

Но сначала посмотрим фрагменты из спектакля комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” в исполнении молодых актеров – учащихся группы.

Инсценировка .

Сцена 1.

Городничий: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие, к нам едет ревизор.

Аммос Федорович: Как ревизор?

Артемий Филиппович: Как ревизор?

Городничий: Инкогнито. Ревизор из Петербурга!

Почтмейстер: Думаю, война с турками будет.

Городничий: Какая война с турками?! Просто нам плохо будет!

Аммос Федорович: Да, нехорошее дело заварилось. А я, признаюсь, шел было к вам, Антон Антонович, чтобы попотчевать собачонкой. Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете…

Городничий: Да у меня инкогнито проклятое сидит в голове!

Появляются Бобчинский и Добчинский.

Бобчинский: Чрезвычайное происшествие!

Добчинский: Неожиданное известие!

Бобчинский: Входим мы в гостиницу…

Добчинский: …как вдруг молодой человек..

Бобчинский: Не перебивайте, Петр Иванович! А трактирщик Влас отвечает на это:

Добчинский: “Это говорит чиновник, едущий из Петербурга, …

Бобчинский: … Иван Александрович Хлестаков!

Добчинский: Уже другую неделю живет и ни копейки не хочет платить.

Городничий: Господи, помилуй нас грешных! Где же он там живет?

Бобчинский и Добчинский: В пятом номере, под лестницей!

Почтмейстер: Думаю, война с турками будет…

Городничий: Батюшки, сватушки! В эти две недели высечена унтер-офицерская вдова…

Артемий Филиппович: Больным велено овсяный суп давать, а у меня по всем коридорам несет капустой…

Городничий: Арестантам не выдавали провизии…

Аммос Федорович: Да, нехорошее дело заварилось.

Городничий: На улицах кабак, нечистота! Позор!

Почтмейстер: Война с турками будет.

Городничий: Вы, господа, отправляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам, наведаться…

Все уходят.

Сцена 2.

Городничий: Желаю здравствовать!

Хлестаков: Мое почтение…

Городничий: Извините.

Хлестаков: Ничего…

Городничий: Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Хлестаков: Да что же делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп – черт знает чего плеснул туда. Он меня морил голодом по целым дням…За что ж я… Вот новость!

Городничий: Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он такую берет. А если что не так, то … Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков: нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть – в тюрьму. Да какое5 вы имеете право? Да как вы смеете?.. да вот я … Я служу в Петербурге. Я, я, я…

Городничий: О господи ты Боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!

Хлестаков: Да вот хоть тут со всей своей командой – не пойду! Я прямо к министру! Что вы? Что вы?

Городничий: Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

Хлестаков: Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Нет, благодарю покорно, не хочу.

Городничий: По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платьев. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков. Да что? Мне нет никакого дела до них. Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях… Вот еще! Смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

Городничий: О, тонкая штука! Эк куда метнул! Какого тумана напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куда пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков: Дайте, дайте мне я сейчас же расплачусь с трактирщиком.

Городничий: Ну, слава Богу! Деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад.

Хлестаков: Покорно благодарю. Я сам тоже – я не люблю людей двуличных. Мне очень нравится ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

II. Обсуждение комедии “Ревизор”.

Учитель-ведущая: И так, зачем мы играем “Ревизора”? И говорить мы будем о произведении, в котором великий сатирик, по его собственному выражению, “решился собрать в одну кучу все дурное в России … и за одним разом посмеяться над всем”.

Учащийся – режиссер спектакля: Когда в нашем театре Сатиры приступали к работе над “Ревизором”, то прежде всего исходили из того, что сила Гоголя – в созданных им характерах. Важно найти понятные современникам черты этих характеров, наиболее живучие свойства психологии.

Гоголь – великий сатирик, обладавший огромной силой обличительного смеха. “Смеха… боится тот, кто уже ничего не боится” – утверждал Гоголь.

На этом перекрестке комического и трагического и создавался спектакль.

Учитель – ведущая: В чем же конфликт “Ревизора” – вот что прежде всего хотелось бы определить.

Учащийся – режиссер спектакля: Конечно, комедия замешана на страхе, страх полноправное действующее лицо на сцене. Но страх – это следствие.

Учитель – ведущая: А в чем же причина? Почему то, что произошло, не могло произойти?

1-й Учащийся – актер: “Ревизор” – это энциклопедия жизни, сколок общества. В самом обществе, в его язвах, болезнях, конфликтах лежат противоречия, позволившие превращение фитюльки в ревизора.

2-й Учащийся – актер: Посмотрите, в рамках одного 1 явления заложена информация о состоянии дел во всех областях жизни этого общества. Все насквозь прогнило, все трещит по швам.

3-й Учащийся – актер: Если не ощутить этого – не понять всеобщего страха перед возмездием.

И так, ужас судного дня. Ужас возмездия за что-то, содеянное неверно, греховно. В финале комедии он выливается в какой-то бред.

Видеозапись фрагмента спектакля “Ревизор” действие 5 явление 8.

Учитель – ведущая: Так у кого же с кем конфликт?

Учащийся: У всех со всеми. В этом обществе в столкновении находятся все с каждым и каждый со всеми. Рушатся в этом мире все связи – служебные, семейные, дружеские. Все конфликтно в обществе коррупции, стяжательства, хищничества. Здесь царствуют законы волчьей стаи. Таким увидел Гоголь свое время и изобразил его средствами высокой комедии, где критика явлений жизни поднимается до трагедии общества, породившего эти явления.

Учитель – ведущая: Так каков же тогда Городничий? Тупой бурбон, топающий ногами и разносящий подчиненных, берущих все что плохо лежит?

4-й Учащийся – актер: Нет, в добавок к сказанному, Гоголь еще дает право сделать его умным и тонким дипломатом. Таким играл его в спектаклях Анатолий Папанов.

Сложная политика ведется городничим в отношениях и с чиновниками, и с купечеством, и с горожанами. Он уже вынужден считаться с ними, подозревать, не было ли тайного доноса, скрывать высеченную унтер-офицершу…

5-йУчащийся – актер: А вот его расправа с купцами в последнем действии.

Видеозапись фрагмента спектакля “Ревизор” действие 5 явление 2.

Городничий здесь по-своему ласков с ними и благодушен.

Учащийся: Городничий Анатолия Папанова не расхаживает перед строем оробевших купцов, а сажает каждого перед собой, дает пригубить чашу вина и “угощает” кисленькой капустой – собственноручно бросает каждому в рот по щепоти… И напоминает: у него есть против каждого из присутствующих кулаками!

Учитель – ведущая: А как в вашем театре представлен образ Хлестакова? Водевильный герой с хохолком, фат “легкости в мыслях необыкновенной” -такова традиция, начало которой положил первый исполнитель роли Дюр. Гоголь сказал, что он “и на волос не понял Хлестакова”. Михаил Чехов предложил анатомический анализ человека “без царя в голове”, откровенно слабоумного. Эраст Гарин в театре Мейерхольда был авантюрист, мот, игрок, сознательно обманывающий и обирающий город.

Учащийся – режиссер: Мы стремились к иному. Андрей Миронов играл маленького чиновника, простого “елистратишку”, этакого младшего сослуживца Акакия Акакиевича, потаскавшегося по департаментам и ничего не выслужившего. Ничтожный. Маленький человек, опьяненный всем, что может дать Петербург. Искренней человеческой драмой звучит его последние слова: “Мне нигде не оказывали такого прием…”

Учитель – ведущая: В самом деле, почему Хлестакову удалось “обмануть” городничего? Как вообще могло такое произойти?

6-й Учащийся – актер: Хлестаков отнюдь не хитрец! Нет. Он действительно ничего не понимает в сложившейся ситуации, и потому он – само простодушие!

Именно это простодушие и сбивает с толку городничего, уже успевшего на своем веку обмануть трех губернаторов.

Учащийся – режиссер: Оба персонажа оказываются в удивительной зависимости друг от друга, это своеобразный поединок, где каждый, нападая, думает только о защите. Вся ситуация “Ревизора” гротескна. Сатира, осмеяние нравов, если не вызывают смеха, перестают быть осмеянием. Важнейшим, конечно, является столкновение характеров. Но есть в пьесе и такой комизм: например, коробка, которую городничий надевает вместо шляпы, или падающий с дверью Бобчинский. Есть и водевильность в сцене Хлестакова с маменькой и дочкой.

Учитель – ведущая: Так в чем же все таки заключается понятие хлестаковщины?

Учащийся: В “Ревизоре” гипербола доходит до фантастического. Наиболее яркий пример тому – сцена вранья.

Видеозапись фрагмента спектакля “Ревизор” действие 3 явление 6.

Учитель – ведущая: Как могло случиться, что и здесь городничий, да и все присутствующие, по-житейски неглупые люди, не раскусили Хлестакова?

Учащийся: Да потому, что его рассказ отвечает их внутренним чаяниям! Желаниям. Эти герои мелки, но они жаждут вознестись, хоть в мечтах. Особенно интересна здесь просьба Бобчинского.

Видеозапись фрагмента комедии “Ревизор” действие 4 явление 7.

4-й Учащийся-актер: Городничий, после отъезда Хлестакова в своих мечтах о генеральском мундире продолжает эту же линию.

Учащийся – режиссер: Хлестаковщина словно заражает весь город. Театр имеет право на сатирические преувеличения. И потому так знаменита заключительная немая сцена, есть высшая кара , высший суд, перед лицом которого замирают персонажи. Гоголь сказал своему времени всю горькую правду о нем.

Учитель: На этой торжественной ноте заканчивается наша игра, но не заканчивается жизнь комедии “Ревизор” и, может быть, к сожалению. Ведь комедия вызывает наши улыбки и смех, покуда живы в наших помыслах ложь и обман, жажда наживы и безответственность в делах, корысть и легкомыслие. Пожелать хотелось бы только одного: пусть каждый из нас живет и поступает так, чтобы гоголевские герои смешили нас только со сцены и ни в коем случае из зеркального отражения, ведь “неча на зеркало пенять, коли рожа крива”…

Домашнее задание: Написать сочинение по предложенным темам:

  1. О чем мечтают герои комедии “Ревизор”?
  2. Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?