Цель:
- Закрепить пройденный материал, проверить качество полученных знаний.
- Показать связь литературы и театрального искусства.
- Вырабатывать умение ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей, развивать навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон.
- Показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с современностью, показать злободневность пьесы.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Форма урока: Урок – театральные встречи, урок – спектакль.
Оборудование:
1. Стенд с материалами по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.
- Портреты Н.В. Гоголя.
- Выставка книг писателя, подготовленная учениками.
- Стенд с рисунками Добужинского к пьесе “Ревизор”.
- Тексты пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”.
- Афиша, подготовленная учениками.
- Титульный лист театральной программки, нарисованный учащимися.
- Видезаписи фрагментов спектакля “Ревизор”.
Подготовка к уроку:
- Заранее раздаются вопросы для обсуждения.
- Распределение ролей: учитель – ведущая программы, учащиеся – режиссер, актеры, зрители.
- Учащиеся готовят инсценировку фрагмента комедии.
- В классе объявляется конкурс рисунков. Ребятам нужно проиллюстрировать любимый эпизод пьесы или нарисовать дружеский шарж на героя комедии.
- Учащиеся рисуют театральную афишу, программку.
- Подобрать фрагменты видеозаписи спектакля “Ревизор”.
Ход урока
I. Учитель – роль ведущего.
Сегодня мы открываем сезон театральных встреч 2012 года. И встреча эта состоится с работниками и актерами театра Сатиры. В этой встрече принимают участие помощник художественного руководителя театра и молодые актеры, которые еще не столь популярны как Андрей Миронов, сыгравший роль Хлестакова, Анатолий Папанов в роли Городничего в комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”. Вот об этой комедии и игре этих знаменитых актеров, а также молодых исполнителях мы и поговорим, о режиссерском замысле спектакля, о том, в чем театр видит современность комедии Гоголя.
Но сначала посмотрим фрагменты из спектакля комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” в исполнении молодых актеров – учащихся группы.
Инсценировка .
Сцена 1.
Городничий: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие, к нам едет ревизор.
Аммос Федорович: Как ревизор?
Артемий Филиппович: Как ревизор?
Городничий: Инкогнито. Ревизор из Петербурга!
Почтмейстер: Думаю, война с турками будет.
Городничий: Какая война с турками?! Просто нам плохо будет!
Аммос Федорович: Да, нехорошее дело заварилось. А я, признаюсь, шел было к вам, Антон Антонович, чтобы попотчевать собачонкой. Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете…
Городничий: Да у меня инкогнито проклятое сидит в голове!
Появляются Бобчинский и Добчинский.
Бобчинский: Чрезвычайное происшествие!
Добчинский: Неожиданное известие!
Бобчинский: Входим мы в гостиницу…
Добчинский: …как вдруг молодой человек..
Бобчинский: Не перебивайте, Петр Иванович! А трактирщик Влас отвечает на это:
Добчинский: “Это говорит чиновник, едущий из Петербурга, …
Бобчинский: … Иван Александрович Хлестаков!
Добчинский: Уже другую неделю живет и ни копейки не хочет платить.
Городничий: Господи, помилуй нас грешных! Где же он там живет?
Бобчинский и Добчинский: В пятом номере, под лестницей!
Почтмейстер: Думаю, война с турками будет…
Городничий: Батюшки, сватушки! В эти две недели высечена унтер-офицерская вдова…
Артемий Филиппович: Больным велено овсяный суп давать, а у меня по всем коридорам несет капустой…
Городничий: Арестантам не выдавали провизии…
Аммос Федорович: Да, нехорошее дело заварилось.
Городничий: На улицах кабак, нечистота! Позор!
Почтмейстер: Война с турками будет.
Городничий: Вы, господа, отправляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам, наведаться…
Все уходят.
Сцена 2.
Городничий: Желаю здравствовать!
Хлестаков: Мое почтение…
Городничий: Извините.
Хлестаков: Ничего…
Городничий: Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…
Хлестаков: Да что же делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.
Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп – черт знает чего плеснул туда. Он меня морил голодом по целым дням…За что ж я… Вот новость!
Городничий: Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он такую берет. А если что не так, то … Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков: нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть – в тюрьму. Да какое5 вы имеете право? Да как вы смеете?.. да вот я … Я служу в Петербурге. Я, я, я…
Городничий: О господи ты Боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!
Хлестаков: Да вот хоть тут со всей своей командой – не пойду! Я прямо к министру! Что вы? Что вы?
Городничий: Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.
Хлестаков: Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Нет, благодарю покорно, не хочу.
Городничий: По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платьев. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
Хлестаков. Да что? Мне нет никакого дела до них. Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях… Вот еще! Смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.
Городничий: О, тонкая штука! Эк куда метнул! Какого тумана напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куда пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
Хлестаков: Дайте, дайте мне я сейчас же расплачусь с трактирщиком.
Городничий: Ну, слава Богу! Деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад.
Хлестаков: Покорно благодарю. Я сам тоже – я не люблю людей двуличных. Мне очень нравится ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.
II. Обсуждение комедии “Ревизор”.
Учитель-ведущая: И так, зачем мы играем “Ревизора”? И говорить мы будем о произведении, в котором великий сатирик, по его собственному выражению, “решился собрать в одну кучу все дурное в России … и за одним разом посмеяться над всем”.
Учащийся – режиссер спектакля: Когда в нашем театре Сатиры приступали к работе над “Ревизором”, то прежде всего исходили из того, что сила Гоголя – в созданных им характерах. Важно найти понятные современникам черты этих характеров, наиболее живучие свойства психологии.
Гоголь – великий сатирик, обладавший огромной силой обличительного смеха. “Смеха… боится тот, кто уже ничего не боится” – утверждал Гоголь.
На этом перекрестке комического и трагического и создавался спектакль.
Учитель – ведущая: В чем же конфликт “Ревизора” – вот что прежде всего хотелось бы определить.
Учащийся – режиссер спектакля: Конечно, комедия замешана на страхе, страх полноправное действующее лицо на сцене. Но страх – это следствие.
Учитель – ведущая: А в чем же причина? Почему то, что произошло, не могло произойти?
1-й Учащийся – актер: “Ревизор” – это энциклопедия жизни, сколок общества. В самом обществе, в его язвах, болезнях, конфликтах лежат противоречия, позволившие превращение фитюльки в ревизора.
2-й Учащийся – актер: Посмотрите, в рамках одного 1 явления заложена информация о состоянии дел во всех областях жизни этого общества. Все насквозь прогнило, все трещит по швам.
3-й Учащийся – актер: Если не ощутить этого – не понять всеобщего страха перед возмездием.
И так, ужас судного дня. Ужас возмездия за что-то, содеянное неверно, греховно. В финале комедии он выливается в какой-то бред.
Видеозапись фрагмента спектакля “Ревизор” действие 5 явление 8.
Учитель – ведущая: Так у кого же с кем конфликт?
Учащийся: У всех со всеми. В этом обществе в столкновении находятся все с каждым и каждый со всеми. Рушатся в этом мире все связи – служебные, семейные, дружеские. Все конфликтно в обществе коррупции, стяжательства, хищничества. Здесь царствуют законы волчьей стаи. Таким увидел Гоголь свое время и изобразил его средствами высокой комедии, где критика явлений жизни поднимается до трагедии общества, породившего эти явления.
Учитель – ведущая: Так каков же тогда Городничий? Тупой бурбон, топающий ногами и разносящий подчиненных, берущих все что плохо лежит?
4-й Учащийся – актер: Нет, в добавок к сказанному, Гоголь еще дает право сделать его умным и тонким дипломатом. Таким играл его в спектаклях Анатолий Папанов.
Сложная политика ведется городничим в отношениях и с чиновниками, и с купечеством, и с горожанами. Он уже вынужден считаться с ними, подозревать, не было ли тайного доноса, скрывать высеченную унтер-офицершу…
5-йУчащийся – актер: А вот его расправа с купцами в последнем действии.
Видеозапись фрагмента спектакля “Ревизор” действие 5 явление 2.
Городничий здесь по-своему ласков с ними и благодушен.
Учащийся: Городничий Анатолия Папанова не расхаживает перед строем оробевших купцов, а сажает каждого перед собой, дает пригубить чашу вина и “угощает” кисленькой капустой – собственноручно бросает каждому в рот по щепоти… И напоминает: у него есть против каждого из присутствующих кулаками!
Учитель – ведущая: А как в вашем театре представлен образ Хлестакова? Водевильный герой с хохолком, фат “легкости в мыслях необыкновенной” -такова традиция, начало которой положил первый исполнитель роли Дюр. Гоголь сказал, что он “и на волос не понял Хлестакова”. Михаил Чехов предложил анатомический анализ человека “без царя в голове”, откровенно слабоумного. Эраст Гарин в театре Мейерхольда был авантюрист, мот, игрок, сознательно обманывающий и обирающий город.
Учащийся – режиссер: Мы стремились к иному. Андрей Миронов играл маленького чиновника, простого “елистратишку”, этакого младшего сослуживца Акакия Акакиевича, потаскавшегося по департаментам и ничего не выслужившего. Ничтожный. Маленький человек, опьяненный всем, что может дать Петербург. Искренней человеческой драмой звучит его последние слова: “Мне нигде не оказывали такого прием…”
Учитель – ведущая: В самом деле, почему Хлестакову удалось “обмануть” городничего? Как вообще могло такое произойти?
6-й Учащийся – актер: Хлестаков отнюдь не хитрец! Нет. Он действительно ничего не понимает в сложившейся ситуации, и потому он – само простодушие!
Именно это простодушие и сбивает с толку городничего, уже успевшего на своем веку обмануть трех губернаторов.
Учащийся – режиссер: Оба персонажа оказываются в удивительной зависимости друг от друга, это своеобразный поединок, где каждый, нападая, думает только о защите. Вся ситуация “Ревизора” гротескна. Сатира, осмеяние нравов, если не вызывают смеха, перестают быть осмеянием. Важнейшим, конечно, является столкновение характеров. Но есть в пьесе и такой комизм: например, коробка, которую городничий надевает вместо шляпы, или падающий с дверью Бобчинский. Есть и водевильность в сцене Хлестакова с маменькой и дочкой.
Учитель – ведущая: Так в чем же все таки заключается понятие хлестаковщины?
Учащийся: В “Ревизоре” гипербола доходит до фантастического. Наиболее яркий пример тому – сцена вранья.
Видеозапись фрагмента спектакля “Ревизор” действие 3 явление 6.
Учитель – ведущая: Как могло случиться, что и здесь городничий, да и все присутствующие, по-житейски неглупые люди, не раскусили Хлестакова?
Учащийся: Да потому, что его рассказ отвечает их внутренним чаяниям! Желаниям. Эти герои мелки, но они жаждут вознестись, хоть в мечтах. Особенно интересна здесь просьба Бобчинского.
Видеозапись фрагмента комедии “Ревизор” действие 4 явление 7.
4-й Учащийся-актер: Городничий, после отъезда Хлестакова в своих мечтах о генеральском мундире продолжает эту же линию.
Учащийся – режиссер: Хлестаковщина словно заражает весь город. Театр имеет право на сатирические преувеличения. И потому так знаменита заключительная немая сцена, есть высшая кара , высший суд, перед лицом которого замирают персонажи. Гоголь сказал своему времени всю горькую правду о нем.
Учитель: На этой торжественной ноте заканчивается наша игра, но не заканчивается жизнь комедии “Ревизор” и, может быть, к сожалению. Ведь комедия вызывает наши улыбки и смех, покуда живы в наших помыслах ложь и обман, жажда наживы и безответственность в делах, корысть и легкомыслие. Пожелать хотелось бы только одного: пусть каждый из нас живет и поступает так, чтобы гоголевские герои смешили нас только со сцены и ни в коем случае из зеркального отражения, ведь “неча на зеркало пенять, коли рожа крива”…
Домашнее задание: Написать сочинение по предложенным темам:
- О чем мечтают герои комедии “Ревизор”?
- Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?