Цель урока: познакомить учащихся с материалами края в творчестве Пришвина; помочь увидеть авторское отношение к природе, мастерство писателя в ее изображении; вызвать интерес к личности М. М. Пришвина; способствовать формированию чувства любви и гордости за свой край.
Оборудование:
- пк, проектор
- выставка рисунков учащихся к “Кладовой солнца”,
- выставка книг М. М. Пришвина, на съемном диске для проекции
- карта России и карта Кимрского района. портрет писателя с записями:
1873-1954; агроном, писатель-путешественник, этнограф.
Здесь же словарная статья: “Этнограф - специалист, изучающий быт, культуру какого-нибудь народа”
Можно все это разместить на доске с эпиграфом урока: “Это, конечно, поэзия, но и еще что-то”. А.А. Блок.
Ход урока
1. Беседа с учащимися. Слово учителя о пребывании Пришвина в наших краях:
А) Что показалось вам очень знакомым в сказке – были “Кладовая солнца”?
Ребята отвечают, что лес и болото, о которых пишет автор, как наши места. Ягоды эти также растут в наших местах.
Б) Слово учителя о том, что с 1921 года по 1928 год М. Пришвин жил в Талдоме, теперь Московской области .Он приехал, чтобы изучить жизнь кустарей- сапожников. Потом стал исследовать запасы торфа на болотах между Дубной и Нерлью.
М. М. Пришвин наблюдал животный т растительный мир нашего края, создал “Рассказы егеря Михал Михалыча” (1923г.) и очерки о природе и людях нашего края. “Чрезвычайно интересный край для исследования”,- писал он в этнографических заметках.
В) Кто такой этнограф? Прочитайте словарную статью на доске.
Г) Учитель рассказывает, что исследовал М.М. Пришвин наш край пешком, с ружьем и фотоаппаратом за спиной. В этих походах рядом с ним были собаки. Клички их о многом нам говорят. Назвал своих друзей-помощников писатель Нерль и Хотча.
О чем говорят вам клички собак?
Посмотрите, ребята, на карту России и нашего района, найдите эти притоки Волги. Кто из вас был на этих реках?
2. Знакомство с отрывками этнографических очерков.
А) Прочитайте начало рассказа “Башмаки” вслух. Покажите на карте нашего района это место. Кто из вас был в этих местах?
Б) Учитель читает отрывок из рассказа “Мои тетрадки”: “Что это значит, талант?... всякий артист, кто делает свое дело под пение птички”
Вопросы классу:
А) Почему башмачник Цыганок вспомнился автору во время пения птички?
Б) Как пишет автор о певчей птичке? Прочитайте вслух.
В) Какие изобразительные средства языка он использует?
Г) Посмотрите на доску и прочитайте вслух эпиграф к уроку. Что, кроме поэзии,вы находите в этом рассказе?
3. Работа в группах с очерками из цикла “Рассказы егеря”.
Ребятам предлагается собраться в группы по четыре человека. Каждая группа получает по очерку: “Журавли”, “Утки”, Лось”, “Потыкушки”, “Клаудорфора”. Через пять минут предлагается ответить на вопросы и задания учителя:
- Приведите примеры “очеловечивания” животного мира автором.
- Есть ли примеры сравнений в очерках?
- Что такое клаудорфора? Расскажите. Видели ли вы эту водоросль? Почему она исчезла? Предупреждал ли об этом М. М. Пришвин?
- Писатель назвал наши края “Журавлиной родиной . Почему? Отвечает ли она сейчас своему названию?
- Как еще называет Пришвин местность между Дубной и Нерлью?
- Какой вывод должен сделать человек нашего времени с очерками о Пойме?
- Прав ли Александр Блок в своём высказывании о творчестве Михаила Пришвина?
В тетрадь запишите вопрос: “Что я узнал о своем крае благодаря М. М. Пришвину?”
4. Итоги урока. Оценки учителя.
5. Домашнее задание: письменно ответит на вопрос в тетради, запросить в Интернете сведения о заповеднике “Журавлиная родина” и включит эти сведения в письменный ответ.
На уроке были использованы ксерокопии очерков М. Пришвина из собрания сочинений 1983 г. “Худ. лит-ра”, М., т 3, т 5.