"За добро плати добром". Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Форма проведения: урок анализа, систематизации и обобщения материала.

Предварительная работа: разделить учеников на три группы.

Цели:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств ученика, воспитание доброго и гуманного отношения к окружающим;
  • развитие умений анализировать текст, выделять ключевую проблему, делать выводы;
  • развитие умений вести диалог, работать в группах, доказывать собственную точку зрения.

Материально-техническое обеспечение: презентация; текст произведения; тетради и ручки; бланки для написания письма (рисунок 1).

План урока:

  1. Обозначение темы и целей урока;
  2. Словарная работа – определение значения слов «нравственность», «пустельга»;
  3. Формулировка ключевых проблем рассказа;
  4. Беседа о главных героях;
  5. Одиночество Катерины Петровны – отклик в пейзаже;
  6. Доброта Тихона – равнодушие Насти;
  7. Беседа о нравственности;
  8. Подведение итогов, написание письма маме.

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята. Вы все знаете, что во втором полугодии мы изучаем литературу 20 века. Вам знакомы имена многих писателей, создавших свои удивительные произведения в этот период. Некоторые из этих писателей в 2017 году являются юбилярами. Один из них – Константин Георгиевич Паустовский. 31 мая исполняется 125 лет со дня его рождения.

(первый слайд)

Нам знакомо имя этого человека. Какие рассказы Паустовского вы читали?

(«Заячьи лапы», «Теплый хлеб» и др.)

Сегодня мы знакомимся с рассказом «Телеграмма». Вы прочитали рассказ, и я прошу вас ответить на вопрос – Какие мысли посетили вас после прочтения рассказа? Поделитесь своими впечатлениями.

(каждая группа высказывается)

Я вижу, что рассказ оставил след в ваших сердцах. На уроке мы поразмышляем над таким понятием как доброта. Как она проявляется в нас? Какой поступок можно назвать нравственным, а какой безнравственным? Постараемся ответить на эти вопросы.

(второй слайд – тема урока).

Запишем в тетрадях тему урока – «За добро плати добром». Это фраза из рассказа «Телеграмма». А кто и когда ее произносит?

(Тихон говорит Манюшке после смерти Катерины Петровны)

2. Произнося эти слова, Тихон упоминает слово «пустельга». Кто такая пустельга?

(третий слайд – пустельга)

Мы понимаем, что Тихон употребляет слово «пустельга» во втором значении. В отношении кого можно применить это слово?

(в отношении Насти)

Писатель в лице старого мужчины подчеркивает важность доброго отношения к человечеству.  А добро – ключевое понятие нравственности. Давайте вспомним, что такое нравственность.

(четвертый слайд – нравственность)

Вспомните, в каких рассказах также затрагивается проблема нравственности.

(В.Распутин «Уроки французского», В.Короленко «В дурном обществе», И.Бунин «Лапти» и др.)

3. Ребята, я попрошу вас выполнить  задание. Вы работаете в группах. Попытайтесь выделить ключевые проблемы, которые затрагивает Паустовский в своем рассказе. Запишите их, подготовьте обоснование своего решения.

(после того, как ученики выступят, вместе обобщаем и формулируем проблемы – пятый слайд) – записать в тетрадь.

4. Каждая из этих проблем так или иначе связана с поведением героев рассказа. Кто является главными героями рассказа «Телеграмма»?

(Катерина Петровна, Тихон, Настя)

Поговорим об этих героях. Каждая группа подготовит небольшой рассказ об одном из героев. Старайтесь подкреплять свои мысли фразами из текста.

(выступление групп)

5. Катерина Петровна – старая одинокая женщина. О ее одиночестве говорит и пейзаж. Найдите описание пейзажа в тексте.

(работа в группах)

(шестой слайд – октябрь)

Ребята, вы отметили главные пейзажные зарисовки. 

Октябрь был на редкость холодный, ненастный…
Из рыхлых туч назойливо сыпался дождь…
Ветер свистел за окнами в голых ветвях…
Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю…
Клен стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Какие чувства вызывают у вас описание природы в рассказе?

(грусть, тоска, одиночество, жалость…)

Но еще сильнее одиночество Катерины Петровны подчеркивают детали быта. Найдем описание внутреннего убранства дома.

(работа в группах)

(седьмой слайд – дом)

Тоску героини усиливают предметы, окружающие ее – нечищеный самовар, пожелтевшие чашки, пыльные журналы, старая мебель, керосиновый ночник…

6. Единственный человек, который скрашивает одиночество Катерины Петровны – Тихон. Ребята, найдите в тексте фрагменты, в которых описывается забота и внимание Тихона.

(ответы учеников)

Какое доброе дело совершил Тихон?

(он написал телеграмму от имени дочери, чтобы Катерина Петровна могла спокойно умереть – восьмой слайд)

В отличии от Тихона Настя проявляет полнейшее равнодушие к своей матери. Вспомним такие строки:

Последний раз она приезжала три года назад.
Раз в два-три месяца высылала денежный перевод.
Спрятала письмо мамы в сумочку, не читая.

Какие чувства вызывает у вас поведение героини?

(ответы учеников, высказывается каждая группа)

Но героиня совершает и добрые поступки. Какие?

(помогает организовать выставку скульптуру)

(девятый слайд – поступки Насти) – записать в тетрадь

Так ли бесчувственна Настя? В какой момент она вспоминает о маме?

(совесть в девушке просыпается, когда она ловит безмолвный укор во взгляде Н.В. Гоголя)

Сверлящие гоголевские глаза, казалось, говорили: «Эх ты, сорока!»

(десятый слайд – Гоголь)

Совесть и раскаяние просыпаются в Насте слишком поздно. Вспомните, как и при каких условиях девушка приезжает в Заборье? Успела ли она повидать маму?

(ответы учеников)

Настя приехала на второй день после похорон.  В доме она проплакала всю ночь. Уехала из Заборья крадучись. Почему же «крадучись»?

(одиннадцатый слайд – уезд Насти)

7. Итак, давайте обобщим. Ранее мы записали проблемы, о которых говорится в рассказе. Давайте соотнесем эти проблемы с героями произведения.

(двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый слайды)

Последняя проблема – взаимоотношение детей и родителей – глубоко волнует писателей и читателей. Ребята, поработайте еще раз в группах и подумайте над вопросами:

  • Чему учит рассказ «Телеграмма»?
  • Как нужно относиться к родителям?
  • Какие добрые чувства воспитывает в нас рассказ?
  • Какой  поступок можно назвать нравственным, а какой – безнравственным?

(пятнадцатый слайд – вопросы)

(ответы учеников)

8. Я очень рада, что вы поняли смысл этого рассказа. В завершении урока я прошу вас сделать следующее. Закройте глаза и представьте своих родителей. Вы уже улыбаетесь. Потому что наши родители – самые дорогие, добрые и отзывчивые люди. Не забывайте о них. Я предлагаю вам написать письмо вашим мамам и папам на тех бланках, которые я вам раздала. Постарайтесь передать все те теплые чувства, которые вы испытываете к своим родителям.

(ученики пишут письма, зачитывают)

Что ж, я надеюсь, что слова Тихона, которые мы вспомнили в начале урока, навсегда останутся в ваших сердцах. «За добро плати добром!»
Напоследок предлагаю вам еще несколько строк.

(шестнадцатый слайд)

Дорогие ребята, подошел к концу наш урок. Осталось записать домашнее задание – написать сочинение на тему «Самые близкие и родные люди».

Спасибо за работу, любите и уважайте своих родителей!