Литература
-
"Есть времена, есть дни, когда ворвётся в сердце ветер снежный…" (Снежная стихия в творчестве А.С.Пушкина). Материалы к уроку 2007
На примере программных произведений, изучаемых в разных классах, рассматривается использование мотива зимней бури, вьюги, метели как способа выражения обуреваемых поэта чувств и страстей, а также размышлений о собственной судьбе и о судьбе России. Данный материал может быть использован перед изучением романа "Капитанская дочка", как самостоятельная тема в творчестве Пушкина или на уроке повторения в старших классах.
-
"…Есть материнства женская работа…". Урок-размышление по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2005
Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над такими проблемами, как война и материнство, война и детство, война и стремление к добру.
-
"Есть одно – великое призванье: зажигать в сердцах незримый свет…" 2011
Урок-мастерская построения знаний по творчеству Лилии Джигангеровны Юсуповой в 11-м классе. Одним из личностно ориентированных педтехнологий является творческая мастерская, где создаются условия для обучения и воспитания детей.
-
Еще живой роман… (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2014
Урок обобщает и систематизирует знания студентов после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и проверяет уровень сформированности знаний текста романа, развивает творческие способности студентов.
-
Еще раз о любви (тема любовного свидания в рассказе Ю.П. Казакова "Двое в декабре") 2003
Тема любви - "вечная", волнующая людей на протяжении веков. Каковы особенности изображения любви в русской литературе, в частности, в рассказе Ю.П. Казакова "Двое в декабре"? Ответы на эти вопросы содержит данная разработка, представляющая собой интеграцию инновационных методик и технологий в учебном процессе, которая способствует развитию творческих способностей, исследовательских навыков учащихся.
-
Ж-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". Инсценировка фрагментов пьесы 2010
Урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором "играют" все даже самые "тихие" актеры. Учитель должен дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. Каждый ученик выбирает, кем ему быть: сценаристом, художником, композитором, актером или просто зрителем.
-
"…Жалел о трудах им начатых и не оконченных…" (О работе А.С. Пушкина над переводом "Слова о полку Игореве") 2003
Данный материал представляет определенную познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроках или факультативных занятиях по литературе.
-
Жанр басни в мировой литературе 2010
Это 3-й, заключительный урок по теме, который позволяет проверить знания учеников по предыдущему материалу, уровень понимания басен и владения ключевыми понятиями, уровень выразительного чтения. Основная идея – знакомство детей с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни, расширение читательского кругозора.
-
Жанр жития в современной литературе 2012
В "Житии..." есть канонические черты: биография святого, способ изображения, средства выразительности. Но в языке жития почти нет церковнославянизмов, рассказывается об исторической эпохе, нравах и быте людей. Герой - не абстрактный идеал (как в традиционных житиях), а живой человек. Композиция соответствует требованиям жанра. Но вторую часть составляет дальнейшая судьба мощей Симеона. Такое построение книги не соответствует традициям жанра.
-
Жанр оды в творчестве Г.Р. Державина 2019
Цель статьи – оказать помощь в овладении навыками анализа такого непростого жанра, как ода. Материал статьи может быть также использован при подготовке к урокам по изучению творчества Г.Р. Державина.
-
Жанр рассказа в русской литературе ХХ века 2013
Цель урока: формирование навыков учебного исследования.
-
Жанр, сюжет и композиция "Слова о полку Игореве". Образ князя Игоря 2016
На уроке даются понятия о жанре, сюжете и композиции «Слова о полку Игореве», анализируется образ князя Игоря, сравниваются собственные представления учащихся о князе Игоре с представлениями художников и композитора, происходит попытка оценить действия князя Игоря.
-
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки». Петр Гринев – главный герой повести. Формирование характера 2014
Презентация предназначена для уроков литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На уроках рассматривается жанровое своеобразие, композиция, система образов, тема чести и милосердия, историческая правда и художественный вымысел в повестию Ученики готовятся к сочинению. В презентации использованы репродукции картин известных художников, фрагменты художественного фильма и аудиозаписи по повести «Капитанская дочка».
-
Жанровое своеобразие былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2011
Цели урока: рассмотреть жанровое своеобразие произведения; раскрыть особенности изображения былинного героя; определить нравственные ценности русского народа.
-
Жанровое своеобразие древнерусской литературы 2010
Обзорный урок для факультативных занятий по программе "Русская словесность" поможет поближе познакомиться с диапазоном древнерусской литературы, с её жанровым своеобразием, а также с некоторыми приёмами подачи материала в течение занятий.
-
Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2012
Цель урока: познакомить со своеобразием жанровой структуры поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Развиваются умения анализировать текст, находить выразительные средства в прозаическом произведении, доказывать свою точку зрения, аргументируя ее. Исследовательская работа на уроке воспитывает любовь к литературе, интерес к классическим произведениям и творчеству Н.В. Гоголя.
-
Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" 2011
Урок-исследование призван мотивировать заинтересованное чтение пьесы «Вишневый сад», определить ее жанровое своеобразие, способствовать формированию навыка грамотного, медленного чтения пьесы.
-
Жанры утопии и антиутопии. Тема будущего в романах Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и Е.И.Замятина «Мы» 2021
В данной статье представлен способ конструирования урока литературы на основе таксономии Бенджамина Блума. Целью предложенной конструкции урока является формирование у учеников основной компетенции – «умение учиться». Такой урок, на наш взгляд, способен пробудить интерес обучающихся к художественному произведению как на уроке литературы, так и к чтению в целом. Чтение художественной литературы в последние годы теряет приоритет с необыкновенной быстротой. Негативные последствия этого факта налицо: ученик порой не в состоянии осмыслить и понять даже содержание учебника – и не только учебника по литературе. Предложенный способ конструкции урока является попыткой применения проблемно-диалогических технологий, с помощью которых ученик становится непосредственным участником образовательного процесса.
-
"Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского) 2010
Игровая методика – один из принципов разработанной М.В. Осмоловским модели современного урока литературы в школе. Предлагаемый вариант проведения зачёта в форме командной игры по творчеству В.В. Маяковского – это урок словесности, наглядно демонстрирующий возможности и эффективность использования игровой методики на уроках обобщающего повторения и контроля знаний.
-
Женская верность, воспетая поэтом К.М.Симоновым 2019
Задачи урока: на основе фактов из биографии К.М.Симонова, понимания его внутреннего мира, обосновать отражение в творчестве поэта темы «Женская верность»; через различные виды деятельности научить принимать учебную задачу, видеть проблему, анализировать, сопоставлять, работать по эталону, делать выводы и умозаключения и др.
-
Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 2013
Урок проводится по программе Г.И.Беленького, основная цель которого выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени». Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
-
Жестокие игры 2006
Методическая разработка – цикл уроков по повести В.Железникова "Чучело", изучаемой в рамках внеклассного чтения. 1-й урок – педмастерская с элементами исследования. 2-й урок – подготовка к написанию отзыва. Проблемы, решаемые в произведении (вырабатывание чувства ответственности, умения оценивать честно и объективно поступки), актуальны для семиклассников. Новизна в том, что урок проводился совместно с родителями, которые сыграли определенную роль в формировании мировоззрения детей по затронутым вопросам.
-
Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело") 2014
Урок-педагогическая мастерская по повести В.Железникова “Чучело”, изучаемой в рамках внеклассного чтения, с элементами исследования. Проблемы, решаемые в этом произведении, актуальны для семиклассников. Умная, добрая книга, доверительный совместный диалог, большая подготовительная, но интересная домашняя работа воспитывают ребенка, будят мысль и душу, заставляет многих ребят по-новому взглянуть на взаимоотношения в классе, свое поведение.
-
Жестокий опыт или рождение новой жизни? (по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце») 2024
Завершая чтение и размышления над повестью «Собачье сердце», мы постараемся прийти к выводам о философской, социальной и нравственной проблематике этого произведения, обогатим свои представления о сатире и сатирических приёмах изображения и традиционно понаблюдаем над словом в художественном тексте. В ходе урока, размышляя над сложным нравственным вопросом, где проходит граница вседозволенности Человека-Творца, несущего ответственность за поступки, скажем об эксперименте профессора Преображенского, что это было ««Жестокий опыт или рождение новой жизни?»
-
«Живая душа народа». Аналитическое чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» 2015
Урок аналитического чтения строится по законам драматургического действа. Цель: истолкование рассказа на основе целостного восприятия текста и понимания идеи произведения, развитие умения характеризовать и оценивать главного героя рассказа, объяснение значения деталей портрета, пейзажа и элементов сюжета, исследование позиции автора.
-
«Живая» и «мертвая» вода в сказках 2021
В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода – самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна. Цель работы: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
-
"Живительный родник". Якутский фольклор в русской школе 2008
Фольклор - душа народа. Работа над темой урока. Повторение жанров русского фольклора. Значение загадок, пословиц и поговорок у народов Севера, сопоставление их с русскими загадками, пословицами и поговорками.
-
"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова 2011
У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью. Слово - живое. Учащиеся изучают тайны слова - проводят творческое исследование слова, знакомятся с основными разделами языкознания, что способствует приобщению детей к миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.
-
"Живой – и только!" Конспект открытого урока-портрета, посвященного Б. Пастернаку 2006
Урок-портрет посвящен знакомству с поэзией одного из замечательных поэтов ХХ века. Для того чтобы любить поэзию, нужно интересоваться Человеком, личностью. Феномен Пастернака в том, что он всегда и во всем оставался самим собой, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию и принижение личности. Он пронес нетронутой свою поэтическую ношу, щедро отмеренную ему Природой. Да, он был седым юношей, доверявшим только чуду жизни и воспевшим это чудо. Беречь этот дар жизни, познать, развить в себе талант – все эти мысли мне хотелось донести до моих учеников.
-
Живописное наследие М.Ю. Лермонтова 2008
М.Ю.Лермонтов был великолепным пейзажистом, увлекался созданием портретов, проявил себя как незаурядный карикатурист. Его рисунки необычайно выразительны и динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Поэт дарованным ему талантом художника стремился запечатлеть то или иное событие, чтобы потом воплотить его в прозе и стихах. Предлагаемая статья может быть использована на занятиях по изучению творчества М.Ю.Лермонтова и во внеклассной работе.