"Забыть мы не имеем права"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с творчеством известного татарского поэта Мусы Джалиля;
  • с несгибаемостью, мужеством поэта, нашедшим отражение в его стихах.
  • Пробудить у учащихся чувство уважения к тем, кому   обязаны своим счастьем жить на земле, вызвать интерес к чтению книг о Великой Отечественной войне.
  • Развитие навыков выразительного чтения, развитие речи, обогащение словарного запаса.

Эпиграф:

Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано
Счастье, –
Пожалуйста, помните!
                 Роберт Рождественский

Оборудование: магнитофон, песня «Бухенвальдский набат»; альбом, посвященный ветеранам ВОВ; картины с изображением событий ВОВ.

ХОД УРОКА

I. Звучит песня «Бухенвальдский набат».

– Эта песня о Бухенвальдском концлагере, где были сожжены сотни, тысячи ни в чем не повинных людей. Эта песня  призывает нас беречь мир. Итак, начинаем урок.

II. Слово учителя. Объявление темы урока

– Ребята, какой праздник наша страна отмечает завтра? (День Защитника Отечества)
– Чей это праздник? (Праздник тех, кто защищал и защищает наше Отечество от врагов.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о защитниках нашей родины, о тех,  кому мы обязаны своим счастьем жить на земле, кто сражался, не жалея своей жизни во имя Родины, кто не дошел до Берлина, не увидел знамени Победы. Мы познакомимся с творчеством известного татарского поэта Мусы Джалиля, будем читать его стихи из цикла «Моабитские тетради».  Поговорим о его стихотворении «Мои песни».

Тема называется «Забыть мы не имеем права».

Запишем в тетрадь.
– Ребята, кто из вас побывал в Казани?
– А видели ли вы там такой памятник?
 (Показ картины с изображением памятника Мусе Джалилю)
– Какой необычный памятник, не правда ли?
– Почему руки связаны за спиной  колючей проволокой?
– Кто он? (Он узник). Что вы можете сказать об этом памятнике? (Это памятник известному татарскому поэту Мусе Джалилю).
– Вот что говорит об этом памятнике сестра поэта Х. Джалилова: «Стоит Муса, подняв голову,  гордый, величественный в своей непокорности, всем своим существом стремящийся к свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль».

Прочитайте статью в хрестоматии. Запишите в тетрадь его настоящую фамилию.
Муса Джалиль родился в 1906 г. в небольшой татарской деревне Мустафино Оренбургской области в многодетной крестьянской семье. Джалиль, по его собственному признанию, начал сочинять стихи с 9 лет. Первые его стихи появились в печати в 1919 г.
Учился он в МГУ. Закончил литературный факультет этого университета.
Когда началась ВОВ,  Муса Джалиль был уже известным поэтом, автором многих стихов, песен, поэм, увлекательных произведений для детей на татарском и русском языках.

На второй день войны Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму. С первых же дней, еще не взяв в руки боевого оружия, начал сражаться с врагом пером поэта. В первые недели войны он написал цикл стихотворений «Против врага», в котором призывает советских людей к беспощадной мести, к борьбе с врагом до последнего дыхания.

Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942 г. все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса пропал без вести. Оказывается, в конце июня 1942 г. при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной волной Муса Мустафович Джалилов попал в плен.

Начались скитания по фашистским лагерям.  Об ужасах фашистской неволи написано немало, снято много фильмов. Но никто не расскажет об этом так, как это сделали сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии.

Когда я готовилась к этому уроку, мне вспомнились слова участника Великой Отечественной войны, нашего односельчанина, бывшего узника лагеря Маутхаузен, Семенова Федора Семеновича, о страшных пытках, о жестоких огромных унижениях, которым подвергались узники. К сожалению, сегодня среди нас нет Федора Семеновича, но я думаю, мы должны о нем знать. Рассказ ученика о Федоре Семеновиче.

Семенов Федор Семенович родился в 1915 г. Учился в нашей школе. В 1937 г. был призван в ряды Красной Армии. Вот что рассказывает бывший солдат: «С фашистами встретился в первые же минуты войны. Началась  страшная бомбёжка. Остановить фашистов было невозможно: враг был хорошо подготовлен к войне. Сколько раз приходилось смотреть смерти в глаза».

6 августа 1941 г. он попал в плен. Там заставляли их выполнять непосильный труд. Несколько узников решили сбежать во что бы то ни стало. Но попытка провалилась. В ту ночь Федора Семеновича арестовали и отправили в гестапо. Начались дни жестоких пыток. Целый месяц его избивали, запирали в холодную одиночную камеру. Но наш земляк не выдал своих товарищей. Потом его отправили в Маутхаузен, в лагерь смерти. Здесь пытки были еще страшнее, заставили поднимать тяжелые камни на 180-метровую высоту, направляли на них сильную струю холодной воды. В этом лагере Федор Семенович видел, как фашисты издевались над русским генералом Д. Карбышевым. В начале мая американские союзники освободили узников Маутхаузена. Таким образом, судьба все-таки улыбнулась непокорному солдату. После войны Федор Семенович вернулся на родину и своим трудом продолжал помогать Родине.

– Какова же была дальнейшая судьба Мусы Джалиля?

Муса Джалиль в концлагере организовал подпольную группу, устраивал побеги военнопленных.

В августе 1943 г. гитлеровцам удалось напасть на след подпольной группы. Они узнали, что Муса Джалиль – ее организатор. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту левую руку, отбили почки. Тело его было исполосовано электрическим  шнуром и резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом: теперь уже оружием песни.

Стихи, написанные в Моабитской тюрьме в небольших блокнотиках, получили известность под именем «Моабитские тетради». Эти стихи переведены на многие языки народов нашей страны.

Рассказ ученика:

Моаби?тская тетра?дь» (тат. Moabit d?ft?re, Моабит д?фт?ре) — цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме.
Сохранились два блокнота, в которых содержалось 93 стихотворения. Стихотворения были написаны на татарском языке в первом блокноте арабской, во втором — латинской графикой.

В 1946 бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс и, выполняя последнюю волю поэта, отправил стихи на родину.

Учитель:

Одна из этих «Моабитских тетрадей» начинается стихотворением «Мои песни». Есть несколько переводов песен:   С. Липкина,  В. Казанцева. В учебнике у нас перевод другого автора. Несомненно, поэт придавал этому произведению большое значение. Оно и в самом деле звучит как завещание Джалиля, как песня победы. В нем поэт поведал о том, как он понимает истинную поэзию, для чего она существует, какое место занимает песня в жизни самого Мусы Джалиля.

III. Работа над стихотворением:

1. Словарная  работа.

Правота – правильный образ действий и мыслей;
бытиё (бытие) – жизнь, существование;
забвение – утрата памяти о чем-нибудь;
жаром сердца строки переплавил –  написал стихи, вкладывая в них все тепло своего сердца;
наказ –  наставление, поучение, распоряжение;
вдохновлял (вдохновение) – творческий подъем, прилив творческих сил;
путь пресен – путь скучен, неинтересен;
тусклый – малопрозрачный, мутный, матовый.

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Ответы на вопросы.

– Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? Какое впечатление у вас создалось? (На меня стихотворение произвело грустное впечатление. Поэт не боится врагов, хотя его скоро казнят. Я понял, что поэт очень любит Родину).
– К кому обращается поэт в своём стихотворении? Ответьте цитатой. (К своим песням. 1 строфа, 2 строка).
– Почему поэт обращается к своим песням с такой теплотой и любовью? (В вас  – и свет, и боль, и чувств горенье).
– Почему он видит в песнях дорогу к бессмертью? (Если песни умрут, если люди их забудут, то и поэт умрет забытым, никто о нем не вспомнит. Поэт будет жить столько,  сколько будет жить его песня).

– В каких строках мы это видим?

(Ваша гибель – вот моё забвение.
Ваша жизнь – бессмертие моё).

– Что отразилось в песнях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, составим кластер.

Дорога к бессмертию
Искренность и правдивость
Верность Родине
Любовь к другу 
Отвергают низкие радости и мелкое счастье
Овал: Песни Ненависть к врагу
Вся жизнь поэта  –
страстное желание служить Родине                                                      
Любовь к Родине

(В песнях отразилась вся жизнь поэта, его ненависть к врагу, любовь к другу, его верность Родине, правдивость и искренность).

– Чем песня поэта похожа на его жизнь? (Перечитывая 1,2 строфы, чувствую, что под пером поэта песни как бы оживают, поэт с ними говорит, как с верными друзьями. Свою жизнь поэт сравнивает со звонкой песней, смерть – с песней борьбы).

– В какой строфе проявилось отношение к друзьям и врагам? (3 строфа. Его песни берегли друзей и одновременно побеждали, разили врагов).

Песней друга вдохновлял и славил,
Песней бил врага в суровый час.

– Найдите в стихотворении места, где особенно ярко выразилось страстное желание поэта служить своей песней Родине, народу.
– В каких строках передаются мысли и чувства поэта, отвергающего «низкие радости, мелкое счастье» (4 строфа).
Давайте отметим карандашом места, в которых выражается особое чувство.  

6 строфа – грусть
3,4,5 – бодрость
1,2,7 – торжественность

Чтение стихотворения детьми в переводе C.Липкина (1 ученик)

По многим стихам любительского цикла видно, как нелегко приходилось Джалилю. Чтобы понять всю тяжесть его вынужденного одиночества, надо знать жизнелюбие поэта, его привязанность к друзьям, жене, дочурке Чулпан, его любовь к людям. Больнее всего  угнетали Джалиля не физические страдания, даже не близость смерти, а разлука с Родиной, с близкими, смерть на чужбине. Послушаем его стихотворение «Сон в тюрьме» (сентябрь 1943 г.)

(Ученик читает наизусть).

Чтение стихотворения Лишь была бы волюшка».

Чтение стихотворения «Осужденный» (сентябрь 1943 г.)

Приговор сегодня объявили:
К смертной казни он приговорен,
Только слезы, что в груди кипели,
Все иссякли… И не плачет он.
Тихо в камере… С ночного неба
Полная луна глядит, грустя.
А бедняга думает, что будет
Сиротой расти его дитя.

Послушаем отрывок из стихотворения «Праздник матери» (сентябрь 1943 г.)

В этом стихотворении мать проводила на войну трех сыновей. Двое из них не вернулись, сложили свои головы за Родину. А третий сын принес Победу.
– А как вы думаете, были в нашей деревне такие матери, которые провожали на войну двоих, троих сыновей? Что вы о них знаете?

Ученик: Мы  провели исследовательскую работу и выявили следующее.
Семей, в которых погибло на войне двое, трое, в нашей деревне около 20. Сколько слез пролили их родные, матери, сестры, жены.
Николай и Прасковья Черновы отправили на войну четырех сыновей: Германа, Константина, Семена, Григория. Черновы отличались храбростью, мужеством, стойкостью. Были награждены орденами и медалями. Это родственники учительницы Валентины Владимировны.
Семья Павловых проводила  тоже четырех сыновей. Первый сын Никон Павлович родился в 1908 году. Второй сын Петр Павлович родился в 1913 году. Ушел на фронт в 1942 году, был участником Сталинградской битвы. Пропал без вести. Третий сын Трофим родился в 1916 году. Ушел на фронт 7 июля 1941 года. Оборонял Ленинград. Пал смертью храбрых 15 февраля 1945 года.  Четвертый сын Иван родился в 1921 году. Погиб в бою 19 января 1944 года. Захоронен в братской могиле в деревне Михновичи Калинковичского района Гомельской области.
Никон Павлович Павлов, старший сын, вернулся на родину. Был награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны III степени.
После войны работал заведующим свиноводческой фермой, долгое время был бригадиром-хмелеводом.

Учитель: Мы должны помнить о героях.

– Читали ли вы произведения с таким содержанием на уроках родной литературы? Какое произведение вы читали?
– Да, счастье завоевано слишком дорогой ценой. Известный чувашский писатель Михаил Юхма написал книгу «Сыновья» о Татьяне Николаевне Алексеевой.
Восемь сыновей вырастила простая чувашская семья из села Изедеркино Моргаушского района. Восемь сыновей – богатырей, один другого  краше. Вот их имена: Григорий, Александр, Родион, Флор, Михаил, Егор, Иван и Павел. Радовались, глядя на них, Татьяна Николаевна  и  Алексей Илларионович. Но вот начались суровые испытания… Все восемь сыновей один за другим ушли на фронт, туда, где решалась судьба Родины. Последним ушел Павел, самый младший, которому всего 17 лет.
А  оттуда, с фронта, где решалась судьба Родины, уже шли похоронки…Первым сложил голову за Родину Иван. Седьмой сын.  А ему шел в ту пору всего двадцатый год.
Вторым погиб – самый старший сын, Григорий. Он сложил голову, защищая плацдарм на Днепре.
Егор погиб в 1943 г. под Житомиром, бросившись на вражескую амбразуру и закрыв ее своим телом.
Павел погиб, когда ему не исполнилось  и 18 лет.
Флор вернулся домой. За Флором вернулся Родион. Но пожили недолго. Тяжелы были раны…
Из восьмерых братьев Алексеевых сейчас живы только двое: Александр и Михаил. Оба прошли всю войну. Оба сейчас живут в Чебоксарах, работают. А в родном их селе зеленым дымом деревьев занимается по весне улица Братьев Алексеевых.
Если хотите узнать о Братьях Алексеевых больше, прочитайте книгу М. Юхмы «Сыновья».
И у вас, ребята, деды или прадеды тоже были участниками войны. Вы, наверное, знаете о них, как они защищали Родину, о бабушках, которые тоже помогали Родине в тылу. Давайте, теперь напишем о них небольшое сочинение на тему («Забыть мы не имеем права») или «Хочется рассказать».

IV. Творческая работа учащихся

(Учитель тоже пишет сочинение)

Чтение работ.

Свое сочинение первым читает учитель.

«Хочется рассказать»

Я хочу рассказать о своем дедушке Семенове Михаиле Семеновиче, участнике Великой Отечественной войны. Он мужественно сражался с врагами. Об этом говорят его сохранившиеся награды. Медаль «За отвагу» он получил за отличное выполнение задания. Вот как это было.
Ночью трех наших солдат отправили в ближайшее село добыть сведения  о врагах. На краю села завязалась перестрелка. Друзей дедушки ранило. Он спрятал их в укромном месте, а сам  отправился  к крайнему дому. Тут на дороге показался немецкий мотоцикл. Отважный солдат выстрелил в мотоциклиста, а в люльке сидел немецкий офицер. Дедушка решил взять этого офицера «языком». Таким образом, он и своих товарищей привёз на мотоцикле и добыл языка, который передал нашим ценные сведения. Мы любили слушать рассказы нашего дедушки. К сожалению, он умер в 1981г, потому что был ранен много раз.

(Чтение других работ)

V. Подведение итогов урока

– Джалиль ушел  из жизни слишком рано,  но все же он успел сказать многое из того, что хотел сказать, что подсказывало ему его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли,  страстной любви к своему народу. Имя поэта известно теперь далеко за  пределами нашей страны.
В нашей деревне есть пожилые и престарелые люди. В основном это бывшие фронтовики и труженики тыла. Им было очень трудно, но они выстояли. Теперь наша очередь заботиться о них: мы должны относиться к ним внимательнее, помогать им в хозяйстве. Ветеранов войны в селе осталось всего три (а было 97).

Выставление оценок.

Домашнее задание с объяснением.