Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Цель: формирование умений лингвистического анализа художественного текста, выявление художественных возможностей произведения, активизация познавательной, исследовательской деятельности учащихся, привитие любви к художественному слову. Развивать культуру речи, речевой этикет; привить любовь к произведениям А.С. Пушкина; расширить кругозор учащихся; развить умения и навыки находить в тексте эпитеты, метафоры, повторы; развивать умения выявлять особенности произведения; развивать умения сравнивать литературную сказку и народную.
Тип урока по образовательной цели – комбинированный.
По признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: психологический настрой учащихся.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Именно познакомимся, потому что мы сегодня рассмотрим сказку как литературное произведение.
Целеполагание.
Цель: психологический настрой учащихся.
Сегодня мы должны проанализировать сказку А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, определить, чем она отличается от народной сказки. (Презентация 1. Слайд 1 – портрет А.С. Пушкина)
Кто-то скажет, что сказки Пушкина – это всего лишь народное творчество, пересказанное в стихах. Однако Пушкин считается не менее равноправным создателем этих сказок, чем народ. Мы должны доказать, что он не только записал в стихах то, что передавалось из уст в уста, а в каком-то отношении облагородил сказки, значительно искаженные при устной передаче, сделал их более целостными и полноценными. (Слайд 2 – иллюстрация к сказкам.)
II. Проверка домашнего задания.
“Литературный аукцион”.
(Задаются вопросы, кто больше всего наберёт жетонов, тот и победил.)
- Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
- Какой юбилей поэта будем отмечать в 2009 году? (210 лет со дня рождения.)
- Любимое время года поэта? (Осень.)
- Учебное заведение, в котором учился поэт? (Лицей.)
- Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева.)
- Что такое лукоморье? (Излучина морского берега.)
- Как звали жениха царевны из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”? (Елисей.)
- Имя злого волшебника, заточившего Людмилу в темницу? (Черномор.)
- Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда.)
- Приданое молодой царевны из “Сказки о мёртвой царевне…”? (“семь торговых городов да сто сорок теремов”)
- О ком бы мог сказать Пушкин: “Это самые лучшие мои произведения?” (О своих детях.)
- Какая сказка Братьев Гримм напоминает пушкинскую “Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях”? (“Белоснежка и семь гномов”)
- Сын царя Салтана, который спас Царевну Лебедь? (Гвидон.)
- Назовите насекомое, которое впилось “как раз тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, обмерла и окривела”. (Комар.)
- Вспомните концовку сказки о золотом петушке. (Сказка ложь, да в ней намек! // Добрым молодцам урок.)
- Кто подсказал царевичу Елисею, где находится его невеста? (Ветер.)
- Перечислите сказки А. С. Пушкина
III. Новая тема.
Записываем тему урока.
(Слайд 3 – тема урока.)
Жизнь и фантастика в сказке.
А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
Когда мы слышим выражение “Сказки Пушкина”, то сразу вспоминаем “Сказку о рыбаке и рыбке”, “Сказку о царе Салтане”, “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”, “О золотом петушке”, “О попе и его работнике Балде”.
(Слайд 4 – портрет А. С. Пушкина в детстве.)
Однако эти произведения относятся к более позднему периоду пушкинского творчества. На самом деле Пушкин писал сказки практически на протяжении всей своей творческой деятельности. Так, ранняя группа сказок Пушкина написана до 1825 года, а поздняя – после 1825 года.
В 1824–1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. (Слайд 5 – портрет няни А. С. Пушкина Арины Родионовны Яковлевой.)
От этого времени сохранилось его письмо к брату Льву, где он пишет: „Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!“ Поставщиком сказок обычно считают Арину Родионовну, но, кроме того, Пушкин слушал певцов и сказителей на базарах и ярмарках, и в его бумагах сохранился ряд конспективных записей выслушанных им сказок. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у няни с языка. Оная знала много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
Начальным периодом работы Пушкина над сказками является знаменитое состязание его и Жуковского в 1831 г. (Слайд 6 – портрет В. А. Жуковского.)
Книги по фольклору составляли значительный раздел обширной библиотеки поэта. Среди этих книг – В.А. Жуковский “Баллады и повести” с автографом. В нижней части титульного листа рукою автора написано: “Сказочнику от балладника”. Осенью 1831 года Пушкин и Жуковский, живя в Царском Селе, договорились написать по русской сказке. Пушкин написал “Сказку о царе Салтане”, а Жуковский “Спящую царевну” и “Берендея”. Жуковский безоговорочно признал победу Пушкина, оставив за собой прежнее прозвание “балладник”. Второй раз “побежденный учитель” признал первенство своего ученика. Первый раз это произошло в 1820 году, после прочтения поэмы “Руслан и Людмила”.
(Слайд 7 – годы создания сказок.)
Новый период фольклорного творчества начинается в 1831 г. В 1831 г. Пушкин пишет „Сказку о царе Салтане“ и „Сказку о попе и работнике его Балде“, в 1833 г. – „Сказку о рыбаке и рыбке“ и „Сказку о мертвой царевне“, в 1834 г. – „Сказку о золотом петушке“; к 30-м годам относится и неоконченная сказка о медведице.
Сказки Пушкина – это сложный жанр, являющийся гармоничным синтезом собственного творчества поэта и подлинно народного творчества.
Давайте обратимся к тексту сказки и ответим на вопрос:
1. К какому виду сказок мы можем отнести сказку А. С. Пушкина “Сказка о спящей царевне и семи богатырях”?
(Для ответа учащиеся используют “Памятки”. Приложение 1)
2. Почему сказку Пушкина мы отнесли к волшебным сказкам?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, составим с вами такую таблицу:
Образы сказки |
|
Реальные действующие персонажи | Очевидная фантастика, волшебство, чудо (волшебные персонажи и предметы) |
Работа по группам.
- Первая группа заполняет колонку “Реальные действующие персонажи”.
- Вторая группа заполняет колонку “Очевидная фантастика, волшебство, чудо”.
- Третья группа – эксперты, которые оценивают работу групп.
В ходе заполнения таблицы используется презентация “Образы сказки” (Презентация 2)
IV. Итоги урока.
Вывод: (Презентация 2, Слайд 7)
Сказки Пушкина – это сложный жанр, являющийся гармоничным синтезом собственного творчества поэта и подлинно народного творчества.
Пушкин считается не менее равноправным создателем сказок, чем народ. Он не только записал в стихах то, что передавалось из уст в уста. Он облагородил сказки, значительно искаженные при устной передаче, сделал их более целостными и полноценными. Именно поэтому народ сразу полюбил сказки Пушкина.
Сказки Пушкина содержат мотивы не только сказок, созданных народным творчеством. В них поэт использует и элементы других жанров УНТ – заговоров, песен.
V. Рефлексия.
Цель: самооценка урока
Рефлексия на уроке проведена в виде опроса. Ребятам розданы оценочные листы.
Оценочный лист
ФИ___________________________________
1 | Что нового узнал(а) на уроке? | |
2 | Оценка группы |
№ 1 № 2 |
3 | Как ты оцениваешь свою работу на уроке? | |
4 | Что понравилось на уроке? |
VI. Домашнее задание.
Дано по группам и индивидуальное (нарисовать иллюстрацию).
I-я группа: с. 60 – ответить на вопросы, с.49(тетр.) – задания № I.
II-я группа: с. 60 – ответить на вопросы, с.49(тетр.) – задания № II.
Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке А. С. Пушкина.
Создать презентацию.
VII. Выставление оценок за урок
Учитываются жетоны, которые дети получали в течение всего урока, отвечая на вопросы.