Жизнь и фантастика в сказке. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Разделы: Литература


Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин

Цель: формирование умений лингвистического анализа художественного текста, выявление художественных возможностей произведения, активизация познавательной, исследовательской деятельности учащихся, привитие любви к художественному слову. Развивать культуру речи, речевой этикет; привить любовь к произведениям А.С. Пушкина; расширить кругозор учащихся; развить умения и навыки находить в тексте эпитеты, метафоры, повторы; развивать умения выявлять особенности произведения; развивать умения сравнивать литературную сказку и народную.

Тип урока по образовательной цели – комбинированный.

По признаку основного способа проведения – урок с разнообразными видами занятий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: психологический настрой учащихся.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Именно познакомимся, потому что мы сегодня рассмотрим сказку как литературное произведение.

Целеполагание.

Цель: психологический настрой учащихся.

Сегодня мы должны проанализировать сказку А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, определить, чем она отличается от народной сказки. (Презентация 1. Слайд 1 – портрет А.С. Пушкина)

Кто-то скажет, что сказки Пушкина – это всего лишь народное творчество, пересказанное в стихах. Однако Пушкин считается не менее равноправным создателем этих сказок, чем народ. Мы должны доказать, что он не только записал в стихах то, что передавалось из уст в уста, а в каком-то отношении облагородил сказки, значительно искаженные при устной передаче, сделал их более целостными и полноценными. (Слайд 2 – иллюстрация к сказкам.)

II. Проверка домашнего задания.

“Литературный аукцион”.

(Задаются вопросы, кто больше всего наберёт жетонов, тот и победил.)

  1. Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)
  2. Какой юбилей поэта будем отмечать в 2009 году? (210 лет со дня рождения.)
  3. Любимое время года поэта? (Осень.)
  4. Учебное заведение, в котором учился поэт? (Лицей.)
  5. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева.)
  6. Что такое лукоморье? (Излучина морского берега.)
  7. Как звали жениха царевны из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”?  (Елисей.)
  8. Имя злого волшебника, заточившего Людмилу в темницу? (Черномор.)
  9. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда.)
  10. Приданое молодой царевны из “Сказки о мёртвой царевне…”? (“семь торговых городов да сто сорок теремов”)
  11. О ком бы мог сказать Пушкин: “Это самые лучшие мои произведения?” (О своих детях.)
  12. Какая сказка Братьев Гримм напоминает пушкинскую “Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях”? (“Белоснежка и семь гномов”)
  13. Сын царя Салтана, который спас Царевну Лебедь? (Гвидон.)
  14. Назовите насекомое, которое впилось “как раз тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, обмерла и окривела”. (Комар.)
  15. Вспомните концовку сказки о золотом петушке. (Сказка ложь, да в ней намек! // Добрым молодцам урок.)
  16. Кто подсказал царевичу Елисею, где находится его невеста? (Ветер.)
  17. Перечислите сказки А. С. Пушкина

III. Новая тема.

Записываем тему урока.

(Слайд 3 – тема урока.)

Жизнь и фантастика в сказке.

А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

Когда мы слышим выражение “Сказки Пушкина”, то сразу вспоминаем “Сказку о рыбаке и рыбке”, “Сказку о царе Салтане”, “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”, “О золотом петушке”, “О попе и его работнике Балде”.

(Слайд 4 – портрет А. С. Пушкина в детстве.)

Однако эти произведения относятся к более позднему периоду пушкинского творчества. На самом деле Пушкин писал сказки практически на протяжении всей своей творческой деятельности. Так, ранняя группа сказок Пушкина написана до 1825 года, а поздняя – после 1825 года.

В 1824–1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. (Слайд 5 – портрет няни А. С. Пушкина Арины Родионовны Яковлевой.)

От этого времени сохранилось его письмо к брату Льву, где он пишет: „Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!“ Поставщиком сказок обычно считают Арину Родионовну, но, кроме того, Пушкин слушал певцов и сказителей на базарах и ярмарках, и в его бумагах сохранился ряд конспективных записей выслушанных им сказок. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у няни с языка. Оная знала много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Начальным периодом работы Пушкина над сказками является знаменитое состязание его и Жуковского в 1831 г. (Слайд 6 – портрет В. А. Жуковского.)

Книги по фольклору составляли значительный раздел обширной библиотеки поэта. Среди этих книг – В.А. Жуковский “Баллады и повести” с автографом. В нижней части титульного листа рукою автора написано: “Сказочнику от балладника”. Осенью 1831 года Пушкин и Жуковский, живя в Царском Селе, договорились написать по русской сказке. Пушкин написал “Сказку о царе Салтане”, а Жуковский “Спящую царевну” и “Берендея”. Жуковский безоговорочно признал победу Пушкина, оставив за собой прежнее прозвание “балладник”. Второй раз “побежденный учитель” признал первенство своего ученика. Первый раз это произошло в 1820 году, после прочтения поэмы “Руслан и Людмила”.

(Слайд 7 – годы создания сказок.)

Новый период фольклорного творчества начинается в 1831 г. В 1831 г. Пушкин пишет „Сказку о царе Салтане“ и „Сказку о попе и работнике его Балде“, в 1833 г. – „Сказку о рыбаке и рыбке“ и „Сказку о мертвой царевне“, в 1834 г. – „Сказку о золотом петушке“; к 30-м годам относится и неоконченная сказка о медведице.

Сказки Пушкина – это сложный жанр, являющийся гармоничным синтезом собственного творчества поэта и подлинно народного творчества.

Давайте обратимся к тексту сказки и ответим на вопрос:

1. К какому виду сказок мы можем отнести сказку А. С. Пушкина “Сказка о спящей царевне и семи богатырях”?

(Для ответа учащиеся используют “Памятки”. Приложение 1)

2. Почему сказку Пушкина мы отнесли к волшебным сказкам?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, составим с вами такую таблицу:

Образы сказки

Реальные действующие персонажи Очевидная фантастика, волшебство, чудо (волшебные персонажи и предметы)

Работа по группам.

  1. Первая группа заполняет колонку “Реальные действующие персонажи”.
  2. Вторая группа заполняет колонку “Очевидная фантастика, волшебство, чудо”.
  3. Третья группа – эксперты, которые оценивают работу групп.

В ходе заполнения таблицы используется презентация “Образы сказки” (Презентация 2)

IV. Итоги урока.

Вывод: (Презентация 2, Слайд 7)

Сказки Пушкина – это сложный жанр, являющийся гармоничным синтезом собственного творчества поэта и подлинно народного творчества.

Пушкин считается не менее равноправным создателем сказок, чем народ. Он не только записал в стихах то, что передавалось из уст в уста. Он облагородил сказки, значительно искаженные при устной передаче, сделал их более целостными и полноценными. Именно поэтому народ сразу полюбил сказки Пушкина.

Сказки Пушкина содержат мотивы не только сказок, созданных народным творчеством. В них поэт использует и элементы других жанров УНТ – заговоров, песен.

V. Рефлексия.

Цель: самооценка урока

Рефлексия на уроке проведена в виде опроса. Ребятам розданы оценочные листы.

Оценочный лист

ФИ___________________________________

1 Что нового узнал(а) на уроке?  
2 Оценка группы
 
№ 1
№ 2
3 Как ты оцениваешь свою работу на уроке?  
4 Что понравилось на уроке?  

VI. Домашнее задание.

Дано по группам и индивидуальное (нарисовать иллюстрацию).

I-я группа: с. 60 – ответить на вопросы, с.49(тетр.) – задания № I.
II-я группа: с. 60 – ответить на вопросы, с.49(тетр.) – задания № II.

Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке А. С. Пушкина.
Создать презентацию.

VII. Выставление оценок за урок

Учитываются жетоны, которые дети получали в течение всего урока, отвечая на вопросы.