Цели:
- Углубить знания учащихся о жанре жития;
- Развить навыки анализа текста;
- Сформировать понятие о христианской нравственности.
План урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя, целеполагание.
- Работа с эпиграфами.
- Актуализация знаний.
- Словарная работа.
- Работа с текстом, составление таблицы.
- Реализация индивидуальных(дифференцированных )заданий.
- Беседа с учащимися (выявление принципов создания характера в житии)
- Работа по группам.
- Сравнительный анализ текстовых отрывков.
- Подведение итогов.
- Комментирование домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
С пятого класса на уроках литературы мы знакомимся с произведениями духовной литературы. Сегодня на уроке нам предстоит обсудить ещё одно произведение, относящееся к духовной литературе.
– Почему знакомство с духовной литературой необходимо? (Духовная литература и фольклор являются основой литературы).
Не зная духовной литературы, вы не сможете стать хорошими читателями, многое из прочитанного может быть вами не понято. Изучать духовную литературу необходимо.
– Какие жанры духовной литературы вы знаете?
– Что из духовной литературы нами изучено?
У нас на уроке – “Житие Сергия Радонежского”. Запишите тему урока.
“Житие Сергия Радонежского”.
Мы не только обсудим содержание произведения, получим урок нравственности, но и углубим свои теоретические знания: рассмотрим способы создания характера в житии. Поэтому запишите подтему.
Способы создания характера в житии.
Слово учителя.
Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей преподобных, основателей монастырей. Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского?
Сергий Радонежский – один из любимых героев русской средневековой литературы. Этот образ до сих пор волнует воображение писателей. Поэтому эпиграфами к уроку я взяла строки из произведений писателей 20 века, может быть это поможет сделать образ Сергия ближе и понятнее нам, людям 21 века.
3. Работа с эпиграфами.
Обратимся к эпиграфам. Их два.
Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный.
Б. Зайцев
На доске появляется портрет Бориса Зайцева.
Слово учителя о Б.Зайцеве. (Писатель конца19-начала 20 века. Большую часть жизни провёл в вынужденной эмиграции. Писал о России и для России. Его произведения стали доступны массовому читателю лишь в последние десятилетия. Книги Б.Зайцева вы видите на книжной выставке. Можете на перемене подойти и посмотреть. Его перу принадлежит несколько биографических жизнеописаний, среди них жизнеописание Сергия Радонежского.)
Я не верю, ничему не верю, что было с ним чудесного и чем был он сам. Не верю, но знаю, что был он, и был такой и даже лучший, чем тот, что описан в “Житиях”, ибо даже и в житиях не видно его дел духовных, его непрестанных дум, не видно света, исходящего от него, а лишь то, что освещал он светом своим.
Д. Балашов
(Дмитрий Балашов родился в 1927 году . Автор исторических романов “Марфа-посадница”, “Похвала Сергию”, серии “Государи Московские” и др. Его волновала загадка русской святости. Трагически погиб в 2000 году).
В конце урока мы вернёмся к эпиграфам, и каждый определится в своей позиции: “Чья точка зрения на образ Сергия Радонежского вам ближе и понятнее?”
4. Актуализации знаний.
– Жанр жития нам уже знаком. Что такое житие? Вспомните его особенности.
(Житие – жанр древнерусской литературы, произведения которого повествуют о жизни
людей, причисленных церковью к сонму святых.)
– При наличии каких условий возможна канонизация святого? (1 – святая жизнь,
2 – чудеса, 3 – обретение мощей.)
5. Словарная работа.
Нам необходимо обратиться к словарю. (На доске появляется словарь и объясняется значение слов.)
Агиографическая литература (от греч.agios – святой) – житийная литература.
Сонм (стар. высок.) – скопление, множество кого-н.
Канонизировать – признать каноном, в религии причислить к лику святых, признать церковно-узаконенным.
Мощи – высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными.
Отрок – мальчик-подросток.
Инок – православный монах.
– Жития каких святых людей вам известны? (“Житие Бориса и Глеба”.)
6. Работа с текстом. Составление таблицы.
– По какому плану – схеме строится житие?
Ваши ответы я буду заносить в таблицу на доске. А вы будете заполнять таблицу в рабочих тетрадях.
Традиционный план построения жития | План “ Жития Сергия Радонежского” |
1. Вступление | Вступление |
2. Детство | Детство. Указание на происхождение. Особенность героя. Тяга к духовности. |
3. Отказ от мирской жизни | Отказ от брака. Уединение в “пустыне”. |
4. Испытания | Борьба с искушениями. Собирает братию. Основывает монастырь. |
5. Чудеса | Чудеса. Исцеление больных. |
6. Смерть | Смерть |
7. Обретение мощей | Обретение мощей. |
8. Посмертные чудеса | Посмертные чудеса. |
9. Похвала святому | Похвала святому. |
Обратимся к “Житию преподобного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского, нового чудотворца”.
– Докажите, подтверждая примерами из текста, что житие соответствует традиционному плану построения жития. (Учащиеся отвечают, заполняется вторая часть таблицы.)
Вывод. “Житие Сергия Радонежского” соответствует традиционному плану построения жития, но есть в тексте и эпизоды из жизни святого, присущие только данному произведению.
7. Реализация индивидуальных заданий.
Известный художник М Нестеров создал картину “Видение отроку Варфоломею”.
– Расскажите о картине. Какой эпизод из жития Сергия Радонежского лёг в основу картины?
Одно из сокровищ, хранящихся в Третьяковской галерее, – картина Михаила Васильевича Нестерова “ Видение отроку Варфоломею”. Она создана в 1890 году и рассказывает о становлении выдающейся исторической личности.
На картине Нестерова изображён эпизод встречи отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) со святым старцем. Вокруг головы старца– золотое сияние, чуть заметное на фоне осеннего леса. Его темная одежда почти сливается с деревом. Лицо старца скрыто от зрителей. Зато лицо мальчика находится в центре картины. Этот деревенский пастушок с ясными синими глазами, белоголовый, худенький, кажется олицетворением древней Руси. Спокойный, негромкий колорит картины и мягкий вечерний свет несут умиротворение. Художник бережно выписал каждый листик, каждую травинку, каждое деревце. Он нарисовал русский пейзаж с такой любовью и нежностью, что картина трогает до глубины души.
– Герои жития – это исторически существовавшие люди или выдуманные?
– Что вы знаете о Сергии Радонежском как историческом лице?
Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси, основатель Свято-Троицкой лавры.
Именно при Сергии, по его пророчеству и благословению свершилось первое чудо: победа на Куликовом поле, послужившая началом становления русской нации. Во время этой битвы, далеко от Куликова поля, в обители вместе с братией молился игумен Сергий. Пророческим зрением видел , как идет сражение. Называл по имени павших героев и тут же произносил за них заупокойные молитвы. О бескорыстии Сергия ходят легенды. Сергий управлял братией только посредством примера. Сергий Радонежский был почитаем Петром-1. С молитвою к Сергию обращаются защитники родины.
8. Работа с произведениями живописи.
Многие художники обращались к образу святого. (На экране демонстрация икон и живописных произведений). Каким эпизодам из жития соответствуют эти произведения живописи и иконописи.
Способы создания характера в житии.
О Сергии Радонежском можно говорить много. Нам сегодня на уроке важно определить принципы создания характера в житии.
– Каким предстаёт перед нами Сергий в житии? Положительным, имеет недостатки?
(Нет недостатков. Идеальный .)
Мы определили первый принцип– идеализация.
– Это типичный характер? Все святые так действовали, такие чудеса совершали? (Когда создавались жития русских святых, их образы были ещё живы в памяти потомков, и авторы часто привносили в повествование яркие индивидуальные черты, уснащали рассказ достоверными подробностями.)
Значит , наряду с индивидуализацией в житии присутствует индивидуализация.
– Что особенно привлекало верующих в святых? (Что они способны на чудо.)
Мы выявили третий принцип – сочетание жизнеподобия и фантастики.
9. Работа по группам.
А сейчас поработаем по группам.
1-я гр – 1-й ряд получает такое задание (на оборотной стороне доски).
Вы должны подумать и ответить на вопрос: “ Какова роль идеализации в создании образа святого ?” (Делаем записи в тетради.)
2-я гр. – 2-й ряд . “ Почему авторы жития прибегали к индивидуализации в создании образа святого?”
3-я гр. – 3-й ряд. “ Почему агиографы допускали вымысел, свободное отношение к фактам?”
Выводы. Жанр жития посвящён жизнеописанию святого. При этом ставилась задача не только описать земную жизнь канонизированного святого, но и создать образ идеального человека в поучение всем людям. Авторы часто привносили в повествование яркие индивидуальные черты, тем самым “очеловечивая” образ святого. В ряде случаев измышлялись события, в жизни святого не имевшие места, но содействовавшие его прославлению. Такое свободное отношение к фактам было следствием того, что цель жития– поучительное воздействие.
10. Работа с текстами.
Перед вами тексты – отрывки из эпических произведений. Первый принадлежит перу Б.Зайцева. (На экране вновь появляется портрет и эпиграф). Второй – перу Д.Балашова. В отрывках рассказывается об одном и том же эпизоде из жизни святого. Но каждый писатель повествует об этом по-своему. Прочитаем и попробуем ответить на ряд вопросов.
– Какие разновидности повествования увидели вы в этих текстах?
– Кто из писателей использовал средства современного литературного языка, а кто
и с какой целью использовал устаревшую лексику, обратился к стилизации?
11. Подведение итогов.
В начале урока я предупредила вас, что мы вернёмся к эпиграфам.
– Чей взгляд на Сергия ближе и понятнее вам?
12. Комментирование домашнего задания.
Письменно ответить на вопрос: “С какой целью каждый из авторов обращается к образу Сергия Радонежского? Можно ли данные произведения отнести к агиографической литературе?”