Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.
Задачи:
- Формировать умение анализировать произведения малых эпических форм.
- Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, понимание авторской позиции.
- Воспитывать чувства любви и уважения к культуре Севера, людям, северным традициям.
Предварительная работа:
Д/з:
1. Прочитать произведение.
2. Выписать значение слова “образ” у В.В.
Агеносова и Ф.Абрамова.
Ход урока
1. Слово учителя. Постановка цели урока:
Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя Юрия Павловича Казакова, к его рассказу “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся понять размышления молодого писателя-студента о главной героине: “…Отчего же так таинственно близка и важна мне её жизнь, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю её?”
– ЧТО так заворожило его в образе 90-летней старухи?
– Какую тайну в её характере хотел раскрыть писатель?
– Вот вопросы, на которые мы должны найти ответы на нашем уроке. И вслед за автором попытаться разобраться, в чём же загадка характера поморки.
Найти ключевое слово, характеризующее образ главной героини.
2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.
– Обратимся к композиции рассказа.
Оформление доски:
1 глава Экспозиция. Панорамная картина северной деревни |
– Какой увидел писатель природу и быт северной деревни, рыбаков?
Работа с текстом.
- Т.О. Перед нами широкая панорама северной деревни, без прикрас и восхищения...
/тускло, хмуро, пусто.../
– Во 2-й главе взгляд автора перемещается от общего к частному, т.е. мы знакомимся с домом хозяйки:
2 глава Композиция деталей. Дом поморки, её быт |
– Какое слово связывает эти две главы? / пусто /
– Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?
/рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не оживляют дом их веселые голоса…/
– Прочитайте, каким автор увидел дом?
/огромный, темный, чистый “до блеска” /
– Какие детали в доме уже указывают читателю на характер хозяйки?
/… “суровые скатерти” /
– Что чувствуется в словах писателя, описывающего быт и дом?
/восхищение, уважение тем, в какой идеальной чистоте содержит дом 90-летняя старуха/
Итак, характер хозяйки уже предопределён, подготовлен описанием дома, вычищенного до блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.
– Теперь мы можем начать разговор о главном – о личности героини.
– Обратимся к 2–3 главам, в которых автор сосредотачивает своё и наше внимание на образе главной героини Марфы.
– В центре рассказа образ русской женщины:
2 – 3 главы Образ поморки. Портрет. |
– Объясните значение слова “образ”.
Литературный словарь В.В. Агеносова: “Образ – это действующее лицо, главный объект повествования… Читатель узнаёт о нём через диалог, действие, описание” – научное определение берётся за основу.
Ф. Абрамов: “Художественный образ в произведении искусства – это единство внешнего и внутреннего. Гармония тела и души…”.
– Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать в произведении?
/Образ поморки…, гармонию, единство через речь, судьбу, портрет/
3. Анализ образа главной героини. 2 глава.
А). Портрет.
– Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? / …древней старухой/
– Какие чувства возникают у автора, впервые увидев героиню?
/…жутко! Как стара! /
– Почему уже в следующем абзаце резко меняется и настроение, и описание героини?
– Назовите, с помощью каких художественных средств автор рисует портрет поморки? Приведите примеры. /Приводятся примеры антитезы, сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной лексики, рядов однородных членов…/
Самостоятельная работа в парах (заполнение таблицы).
– Для понимания характера Марфы сравним её в молодости и старости:
Запись в тетрадях:
В молодости | В старости |
1.Глаза – глаза сияли 2.Лицо – щеки горели, горяча, хороша, красавица была… 3.Фигура – стройное, сильное тело 4.Характер – веселая, заводила на любом празднике. 5.Отношение к жизни, к труду – неутомимо-талантлива, яростно-неуёмная и в работе, и в отдыхе. 6.Вывод автора – молодость – “прекрасная как белая ночь”. |
Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное.
Сгорбленная, ноги набрякли. Сердце “утИшилось”, сурова, немногословна. Всем помогает, всё время что-нибудь делает… Старость – “как один тёмный осенний вечер”. (Печальная метафора) |
– Какой вы её увидели?
– Как вы понимаете слова автора о молодости и старости?
- Т.О. портрет является отражением характера героини.
Вывод:
Портретные зарисовки – это первый шаг к пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть приоткрывается его тайна.
Б).
Судьба.– Что мы узнали о её жизни?
/– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
– работа в колхозе ради трудодней,
– смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей. /
– Зачитайте, как прощалась с ними.
– Благодаря чему так пронзительны эти строки?
/ нагнетают впечатление повторы, восклицательные предложения…/
– Когда светлеет лицо Марфы?
/ воспоминания о внуках, их открытки… Внуки продолжат род /
– А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? / в труде /
Докажите (текст).
– В этом перечислении заключено отношение автора к героине. Какое оно?
/опять восхищение/
– Чем же восхищается писатель?
/ трудолюбием,…труд приносит ей радость и удовлетворение /
Вывод:
Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что были у её прабабки, бабки, матери – ничто не изменило устоев в северных деревнях.
И такая жизнь у многих и многих вековух по всей России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо переносить удары судьбы.
Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении кроется разгадка её характера?
В).
Речь.– Последняя составляющая образа героини – её речь, что можно отметить?
/…почти безмолвна, немногословна, всего несколько фраз/
– Прочитайте диалог писателя со старухой.
– Как вы считаете, почему такая немногословность?
/ из-за трудной судьбы, гибели родных людей,
суровый климат, войны, голод..., суровый и сильный
характер /
– Опираясь на композицию, смогли ли мы понять образ, характер 90-летней поморки?
– А почему для Ю.Казакова её характер был загадкой, её жизнь тайной?
/ молодой городской житель, студент /
4. Анализ 3 главы.
А).
– Важную роль в понимании характера Марфы играет 3 глава.Что мы можем отметить с первых строк? /меняется настроение, мотив /
– Какая тема здесь поднята? / смерти, старости, тоски по прошлому, одиночества (одна из составляющих характера)
– Найдите в тексте, как Марфа воспринимает смерть.
/...это торжественная перемена, знак, предзнаменование. …умирать ей не страшно/
Вывод:
Именно эта непоколебимая уверенность и вера в справедливость жизни, в необходимости смерти делает её стойкой и спокойной.
– Но “скоро эти грустные мысли уходят”,– пишет Юрий Казаков.
Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует героиню?
/ на думы о завтрашнем дне,… дожить до Михайлова дня…/
– Меняются думы: меняется настроение рассказа. Что появляется?
/ надежда, желание жить /
– И в этих изменениях можно увидеть причину её долголетия, истоки её силы как физической, так и духовной. Как их формулирует автор?
/ – некогда умирать. – не все дела ещё переделаны на земле…/
Б).
– А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте / на берегу моря… /
– Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на берег бушующего моря?
/ она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они все ей родные… мотив веры, надежды /
- Т.Е. Её одинокая фигура на фоне бушующего моря – это символ женской верности, стойкости, любви ко всем людям.
– А что, по-вашему, ещё является важным источником силы и душевной красоты старой поморки? / молитва /
- Услышав её сквозь сон, писатель начинает понимать, в чём загадка характера Марфы – это в её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с жизнью предков, казавшейся ему прежде такой далекой и чужой.
(Учащиеся читают отрывки).
– Как в начале рассказа автор описывает утреннюю молитву? / “наскоро” / Почему меняется описание? / чувство опасности, страх за рыбаков /
– О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех,
кто в море/
Эта молитва раскрывает глубину и истинную
любовь к людям.
– Найдите в тексте, какие неожиданные чувства испытал автор в эту ночь?
Вывод:
И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это вечные непреходящие ценности, которые так бережно сохраняются в доме поморки.
В).
Итак, Ю. Казакову удалось создать цельный и яркий образ старой поморки. Монументальность, величие этого образа у меня ассоциируется с ликами святых, с иконописью, наполненной внутренней силой и красотой.Доска:
…Святая, одно слово – поморка!...Богоматерь |
Портрет жительницы северной деревни |
– А вы не находите сходства?
/ наклон головы, платок, глаза, суровость и драматизм…/
- Вот она гармония души и тела.
5. Итог урока.
– Так в чём же тайна, загадка характера старой
поморки? /…в самой сути её характера, в главном
в её характере…/
Учащиеся перечисляют – учитель записывает на доску самые точные определения в нужном порядке:
“ Чувство собственного достоинства, величие духа, уверенность в своих силах, вера в высшую справедливость, связь с прошлым и будущим, суровость и стойкость, духовная и нравственная сила, ясность души, извечное терпение, одиночество, трудолюбие.”
Появляется запись на доске:
С
уровость
Величие духа, вера
Ясность души
Трудолюбие
Одиночество
Стойкость
Терпение
Ь
И эту же характеристику мы слышим из уст её земляков. Подтвердите словами из текста. Её святость очевидна, не поэтому ли она окружена уважением людей? Докажите. (текст).
Вывод:
Это ключевое слово было для молодого писателя загадкой, но в нем же он нашёл и разгадку. И именно утверждение святости героини – главный итоговый штрих созданного писателем образа, так заворожившего его. Это нравственный ориентир не только для автора, но и для нас, читателей.