Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.
Задачи урока.
- Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;
- Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
- Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
- Мультимедийная установка.
- Презентация “Н.В.Гоголь”.
Эпиграфы.
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.
В.Г.Белинский
Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.
Н. Г. Чернышевский
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.
№ слайда | Деятельность учителя и учащихся |
Слайд № 1 | Вступительное слово учителя,
объявление темы и цели урока. Запись в тетрадях
темы и эпиграфа. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции. Николай Васильевич Гоголь- великий русский писатель, автор бессмертных произведений |
Слайд № 2 | “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Вий”, “Ревизор”, “Тарас Бульба”, “Мёртвые души” и многих других. |
Слайд № 3 | Удивительный талант писателя
проявляется в этих столь непохожих друг на друга
произведениях по-разному: то поражая читателя
богатством языка колоритностью украинской темы,
то увлекая фантастикой “Петербургских
повестей”, то вызывая смех в “Вечерах на хуторе
близ Диканьки”. Жизненный путь Гоголя и его
трагическая судьба представляют собой загадку,
которую разгадывает не одно поколение
исследователей. Но так или иначе, мы, поколение 21 века, знаем и любим Гоголя, читаем и перечитываем его произведения, часто узнаём их по отдельным, наиболее известным, запомнившимся фразам. |
Слайд № 4 | “Знаете ли вы украинскую ночь? О,
вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С
середины неба глядит месяц. Необъятный свод
раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и
дышит он…Божественная ночь! Очаровательная
ночь!” Так эмоционально, вдохновенно пишет Гоголь о любимой Украине в повести “Майская ночь, или утопленница”. |
Слайд № 5 | Как замечательный мастер пейзажа выступает он и в повести “Страшная месть”, когда говорит: “Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои…Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире”. |
Слайд № 6 | А всем известное: “У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь!” сразу заставляет нас вспомнить кузнеца Вакулу и его удивительное путешествие в Петербург за черевичками для красавицы Оксаны. |
Слайд № 7 | Мистическое же: “Панночка померла” или “Поднимите мне веки” вызывают в памяти страшного Вия, которого все мы боялись, когда были маленькими. |
Слайд № 8 | Фразы “Я тебя породил, я тебя и убью” Тараса Бульбы или “Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор” Городничего давно уже стали крылатыми. |
Слайд № 9 | Образы помещиков из поэмы “Мёртвые души” можно назвать нарицательными. Говоря о Манилове, мы невольно вспоминаем прожектёров и болтунов, а называя кого-нибудь Плюшкиным имеем в виду необычайную скупость и жадность, Ноздрёв в нашем понимании - обязательно хвастун, пьяница, герой скандальных историй, одним словом, “исторический”человек, а Собакевич – человек, готовый торговаться всегда и по любому поводу, иногда даже из спортивного интереса. А прозвище, данное Гоголем Коробочке - “дубинноголовая” - обличает женщину недалёкую, неумную, готовую использовать мёртвые души в своём хозяйстве. |
Слайд № 10 | Прошло почти два века с тех пор, как были написаны эти произведения, созданы эти образы, а популярность их не становится меньше, проблемы, поставленные автором, не перестают быть актуальными и сегодня. |
Слайд № 11 | Благодарные читатели, зрители не забывают Гоголя, по праву считая одним из лучших российских(или уже украинских?) писателей. Только в Москве его именем названа улица -знаменитый Гоголевский бульвар, где установлен памятник писателю, драматический театр, работает музей Гоголя. |
Слайд № 12 | Будучи человеком необычным, противоречивым, он создал очень разные, непохожие друг на друга произведения. Одни - смешные, другие - страшные, третьи - поднимают социальные проблемы современного Гоголю общества, четвёртые - обращены в прошлое, к истории страны, пятые – отвечают на вопросы философии и религии. Но все они яркие, красочные, запоминающиеся, все выдают особую, индивидуальную манеру писателя. |
Слайд № 13 | Не случайно ещё современники Гоголя восторженно отзывались о его таланте. А.С.Пушкин, например, так говорил о “Вечерах на хуторе близ Диканьки”: “Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами – какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился”. |
Слайд № 14 | Говорили современники и об удивительном таланте актёра, который был присущ Гоголю, считали, что если бы он не занялся литературой, то непременно стал бы вторым Щепкиным. Возможно, этим объясняется тот факт, что все гоголевские герои, даже самые заурядные и посредственные, написаны так правдоподобно и живо, что читатель невольно представляет их себе, а актёр легко перевоплощается в них. Эти образы, характеры настолько колоритны, что и театр, и современный кинематограф постоянно к ним обращаются, поэтому гоголевские произведения до сих пор не сходят со сцены. |
Слайд № 15 | Каждый год в период новогодних каникул можно посмотреть по телевизору и художественный, и мультипликационный фильм “Ночь перед Рождеством”. Снятые более полувека назад, они тем не менее любимы зрителями. |
Слайд № 16 | А “Вий”, по мнению, критиков –
это вообще первый и единственный советский фильм
ужасов, в котором были использованы все
существующие на тот момент спецэффекты . Фильм
стал лидером проката 1968 года, а снявшиеся в
главных ролях Наталья Варлей и Леонид Куравлёв -
популярными актёрами. Видео. |
Слайд № 17 | И это далеко не единственный
пример, который мы можем привести. Современные
режиссёры пытаются по-новому, по-своему
осмыслить эти произведения, часто подобные
постановки не лишены некоторого авангардизма,
как, например, постановка “Ревизора” в театре
В.Маяковского, которую мы смотрели в прошлом
году, или одноимённый художественный фильм
Никиты Михалкова 2006 года, где в главных ролях
Евгений Миронов (Хлестаков), Никита Михалков
(Городничий), Олег Янковский (Ляпкин-Тяпкин) и пр. Видео. |
Слайд № 18 | Но было бы ошибкою считать, что всемирная известность и слава пришла к Гоголю в одночасье, далась легко и просто. Были на его пути взлёты и падения, периоды творческого подъёма и глубокой депрессии. Наверное, нечто подобное испытывает любой писатель. Сомневался в своём таланте, в правильности выбранного пути и Гоголь. |
Слайд № 19 | Не случайно, поэтому, его обращение к религии, посещение монастырей (он хотел принять монашество), поездка в Иерусалим к Гробу Господню. |
Слайд № 20 | Но разлад между церковью, к которой так стремился писатель в последние годы жизни, и искусством (от глагола искусить), которому он посвятил всю свою жизнь, оказался настолько глубок, что Гоголь, так и не сумев его преодолеть, выбрал смерть |
Слайд № 21 | Но, как известно, “рукописи не
горят”, а потому и Гоголь, и его творения живы,
востребованны, актуальны, современны. А это и есть настоящее бессмертие. |
3. Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?
2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?
3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?
4. Объяснение домашнего задания.
Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника и электронными ресурсами.