Литература
-
"Живой – и только!" Конспект открытого урока-портрета, посвященного Б. Пастернаку 2006
Урок-портрет посвящен знакомству с поэзией одного из замечательных поэтов ХХ века. Для того чтобы любить поэзию, нужно интересоваться Человеком, личностью. Феномен Пастернака в том, что он всегда и во всем оставался самим собой, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на унификацию и принижение личности. Он пронес нетронутой свою поэтическую ношу, щедро отмеренную ему Природой. Да, он был седым юношей, доверявшим только чуду жизни и воспевшим это чудо. Беречь этот дар жизни, познать, развить в себе талант – все эти мысли мне хотелось донести до моих учеников.
-
Живописное наследие М.Ю. Лермонтова 2008
М.Ю.Лермонтов был великолепным пейзажистом, увлекался созданием портретов, проявил себя как незаурядный карикатурист. Его рисунки необычайно выразительны и динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Поэт дарованным ему талантом художника стремился запечатлеть то или иное событие, чтобы потом воплотить его в прозе и стихах. Предлагаемая статья может быть использована на занятиях по изучению творчества М.Ю.Лермонтова и во внеклассной работе.
-
Живопись и литература: две формы бытования русского авангарда 2009
Знакомство учащихся с отличительными принципами футуризма следует начать с объяснения, почему именно в это время происходит смена культурной картины мира. Упадок и глубокая деградация современной культуры – общий исходный мотив для развития новой эстетики. Футуризм изменил лексику, синтаксис, поэтическую речь. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного изменить мир. Ученики должны понять, что в целом авангардное искусство существовало в неразрывном единстве всех своих видов: живописи, поэзии и музыки.
-
Живопись и музыка на уроках русской классической литературы в IX—XI классах 2005
Изучение русской литературы в связи с произведениями других видов искусств обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, воспитывает чувство прекрасного. Мной разработаны уроки, где рассматриваются вопросы взаимосвязи литературы, музыки, живописи в русском искусстве. Развитие навыков самостоятельного общения с книгой, выступлений ученика перед аудиторией - задача моей работы. Выделение главной мысли, умение выразить её последовательно и красиво - еще одна цель работы; поэтому мы постоянно обращаем внимание на составление простого и сложного планов по теме.
-
"Живущие вечностью" (Тема любви в повестях А.И. Куприна "Олеся" и "Суламифь") (11-й класс) 2009
На уроке учащиеся узнают о великой силе любви; закрепляют навыки анализа художественного произведения; сопоставления двух произведений; раскрывают особенности творчества А.И. Куприна; развивают художественно-творческие способности и образное мышление.
-
"Живые души" в творчестве А.И. Солженицына (по рассказам "Матренин двор" и "Захар Калита") 2010
На представленном уроке-исследовании главное внимание уделяется анализу и сопоставлению двух произведений, двух героев. На уроке проводится коллективная работа по составлению сравнительной таблицы характеристики главных героев, отмечаются характерные черты «живых душ» России 50–60-х годов ХХ века. На уроке используются информационно-коммуникационная технология и элементы поисково-исследовательского метода.
-
Жизненный и творческий путь А.М. Горького. 11-й класс 2011
Урок "Жизненный и творческий путь Алексея Максимовича Горького" построен в форме исследования. Учащиеся самостоятельно изучают особенности каждого этапа биографии писателя, используя предложенные материалы. Создание общей проблемной ситуации побуждает их изучить истоки формирования личности и мироощущения А.М. Горького, противоречивость его взглядов.
-
Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака 2011
Работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака. Заставляет прикоснуться к поэзии и прозе автора и задуматься над понятием ВРЕМЯ – ЛИЧНОСТЬ - ПИСАТЕЛЬ – ТОТАЛИТАРНАЯ ВЛАСТЬ.
-
Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборники "Тихие песни", "Кипарисовый ларец", "Книга отражений". 11-й класс 2014
Урок рассчитан на два часа. В ходе занятия учащиеся познакомятся с биографией И.Ф. Анненского и его сборниками: «Тихие песни», «Кипарисовый ларец», «Книга отражений». Анализируют некоторые стихотворения из этого сборника и обобщают знания, полученные на уроке в лирическом эссе. Наиболее удачные творческие работы учащихся представлены в статье. Урок сопровождается презентацией, иллюстрирующей основные положения материала.
-
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова 2011
Проблемный вопрос урока: «Почему Николай Некрасов народный поэт?» Урок служит выяснению лексического значения слов "народность" и "народный", обсуждению понятия "народный поэт", ответу на вопрос: «Каким должен быть народный поэт?».
-
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина 2013
Данная работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Побуждает прикоснуться к судьбе поэта, его творчеству и задуматься над понятием время и личность, писатель и тоталитарная власть.
-
Жизненный и творческий путь Эдуарда Станиславовича Платонова, современного поэта Республики Марий Эл (исследовательская работа) 2019
Сегодня появился интерес к творчеству земляков, рождённых в нашей республике, живущих в ней, которые прославили её своими талантами. Уделяется большое внимание истории культуры народов РМЭ, что содействует воспитанию подрастающего поколения в духе гордости и уважения за наше историческое наследие. Глубокого исследования по творчеству Э.С.Платонова в методической литературе нет. Это первый опыт и самостоятельное исследование. Была проведена большая работа.
-
Жизнеспособность или обреченность праведников в современном мире. А.Солженицын. "Матренин двор" 2011
Цели урока: обучение приемам ведения дискуссии; развитие навыков аналитического чтения, монологической речи, ассоциативного мышления; воспитание определенных нравственных качеств: сопереживания, доброты, сострадания.
-
"Жизни блаженство в одной лишь любви…" Любовная лирика Ф.И. Тютчева 2013
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, с некоторыми страницами биографии Ф.И. Тютчева; определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Ф.И.Тютчева; развивать устную речь учащихся, умение аргументированно отвечать на вопросы, слушать классическую музыку и соотносить ее с лирикой; воспитывать бережное отношение к чувствам, лирике и живописи.
-
Жизнь и деяния господина де Лень ( по творчеству И.А. Гончарова) 2011
Ребятам будет интересен урок в том случае, если он несёт какую-то практическую направленность. Зачем изучаем творчество Гончарова? Знания, полученные на уроке, пригодятся ли в жизни? Дети запомнят самое важное: Гончаров нашёл в себе силы круто изменить свою жизнь, преодолев свою лень, отправиться в кругосветное путешествие. Вывод: не бояться менять свою жизнь в лучшую сторону, преодолевать, казалось бы, невозможное.
-
Жизнь и литературная судьба Зинаиды Гиппиус, 11-й класс 2009
Урок посвящен творчеству ярчайшей представительницы символизма Зинаиды Гиппиус. Попытка взглянуть на необычную личность Зинаиды Гиппиус, оценить ее творческое наследие. И главное — восстановить ее имя в ряду замечательных творцов серебряного века.
-
Жизнь и творчество А.А. Фета 2011
Предлагаемый урок продолжает знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века и знакомит детей с биографией уникального поэта, одного из немногих в русской поэзии "чистых лириков" А.А. Фета, показывает сложность его жизненного и творческого пути, двойственность натуры.
-
Жизнь и творчество А.Алиша 2012
Мероприятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.Алиша. У учащихся формируется представление о личности писателя.
-
Жизнь и творчество А.И. Солженицына 2012
Представлена работа, посвященная жизни и творчеству А.И. Солженицына – фигуры, несомненно, культовой для реабилитационного периода новейшей русской литературы, лауреата Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, с которой писатель следовал непреложным традициям русской литературы». Для Солженицына характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов.
-
Жизнь и творчество А.Н.Некрасова (презентация к уроку) 2022
Представлена презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Н.Некрасова".
-
Жизнь и творчество А.П.Чехова 2014
Разработка предназначена для учащихся 8–11-х классов. С её помощью ученики продолжают знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова, повторяют ранее изученные произведения писателя, закрепляют навыки конспектирования на слух. Прилагаемая презентация помогает учащимся более наглядно «увидеть» представленный в лекции материал, познакомиться с отрывками из художественных фильмов, снятых по мотивам произведений А.П.Чехова.
-
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова "Загадки писателя (1795(?)–1829)" 2012
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, проанализировать отзывы современников, исследования биографов.
-
Жизнь и творчество А.С. Пушкина: игра для старшеклассников 2003
Данная игра проводится как итоговое внеклассное мероприятие после изучения творчества А.С. Пушкина. Ее цель не закрепить и проверить изученное на уроках, а побудить учащихся в ходе игры - проявить собственные эрудицию и сообразительность, в дальнейшем - при изучении программных авторов и произведений не ограничиваться рамками школьного учебника. Игра может проводиться как в отдельном классе, так и между классами.
-
Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Действие 1 явл. 1–5. 9-й класс 2021
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими фактами жизни и творческой биографии писателя, раскрыть процесс духовного становления личности А.С.Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы; познакомиться с историей создания пьесы «Горе от ума» и ее экспозицией (Д1 явл. 1–5).
-
Жизнь и творчество А.С.Пушкина (презентация) 2023
Представлена презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
-
Жизнь и творчество Александра Блока 2011
Урок помогает расширить представление о творчестве А.Блока; углублять читательскую культуру; развивать выразительность устной речи; развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитывать интерес к творчеству русских писателей; повышать духовный уровень учащихся.
-
Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского. Творческая история пьесы "Гроза". Основной конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе" 2012
Урок призван вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга, познакомить с основными этапами творческого пути Островского, рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза», выяснить, в чем суть основного конфликта, познакомить с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.
-
Жизнь и творчество Зайнаб Биишевой 2008
Данный материал содержит основные факты жизни и творчества писательницы, адресован учителям башкирского языка и литературы, предмета "Культура Башкортостана". Предлагаемое тестовое задание можно использовать на уроках для обобщения и систематизации знаний по данной теме.
-
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Гоголевские мотивы в романе И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Работа над литературными произведениями предполагает сравнение героев разных эпох. При обращении к литературе 2-й половины XIX века возможны параллели с произведениями 1-й половины XIX века. В работе осуществлена попытка провести исследовательскую работу на материале романа И.А. Гончарова «Обломов» и поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», чтобы помочь учащимся увидеть общие идеи, схожесть портретов героев, их привычек.
-
Жизнь и творчество И.С. Тургенева 2012
На занятии ученики знакомятся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, воспитывается интерес к его творчеству.