Литература
-
Живопись и литература: две формы бытования русского авангарда 2009
Знакомство учащихся с отличительными принципами футуризма следует начать с объяснения, почему именно в это время происходит смена культурной картины мира. Упадок и глубокая деградация современной культуры – общий исходный мотив для развития новой эстетики. Футуризм изменил лексику, синтаксис, поэтическую речь. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного изменить мир. Ученики должны понять, что в целом авангардное искусство существовало в неразрывном единстве всех своих видов: живописи, поэзии и музыки.
-
Живопись и музыка на уроках русской классической литературы в IX—XI классах 2005
Изучение русской литературы в связи с произведениями других видов искусств обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, воспитывает чувство прекрасного. Мной разработаны уроки, где рассматриваются вопросы взаимосвязи литературы, музыки, живописи в русском искусстве. Развитие навыков самостоятельного общения с книгой, выступлений ученика перед аудиторией - задача моей работы. Выделение главной мысли, умение выразить её последовательно и красиво - еще одна цель работы; поэтому мы постоянно обращаем внимание на составление простого и сложного планов по теме.
-
"Живущие вечностью" (Тема любви в повестях А.И. Куприна "Олеся" и "Суламифь") (11-й класс) 2009
На уроке учащиеся узнают о великой силе любви; закрепляют навыки анализа художественного произведения; сопоставления двух произведений; раскрывают особенности творчества А.И. Куприна; развивают художественно-творческие способности и образное мышление.
-
"Живые души" в творчестве А.И. Солженицына (по рассказам "Матренин двор" и "Захар Калита") 2010
На представленном уроке-исследовании главное внимание уделяется анализу и сопоставлению двух произведений, двух героев. На уроке проводится коллективная работа по составлению сравнительной таблицы характеристики главных героев, отмечаются характерные черты «живых душ» России 50–60-х годов ХХ века. На уроке используются информационно-коммуникационная технология и элементы поисково-исследовательского метода.
-
Жизненный и творческий путь А.М. Горького. 11-й класс 2011
Урок "Жизненный и творческий путь Алексея Максимовича Горького" построен в форме исследования. Учащиеся самостоятельно изучают особенности каждого этапа биографии писателя, используя предложенные материалы. Создание общей проблемной ситуации побуждает их изучить истоки формирования личности и мироощущения А.М. Горького, противоречивость его взглядов.
-
Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака 2011
Работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака. Заставляет прикоснуться к поэзии и прозе автора и задуматься над понятием ВРЕМЯ – ЛИЧНОСТЬ - ПИСАТЕЛЬ – ТОТАЛИТАРНАЯ ВЛАСТЬ.
-
Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборники "Тихие песни", "Кипарисовый ларец", "Книга отражений". 11-й класс 2014
Урок рассчитан на два часа. В ходе занятия учащиеся познакомятся с биографией И.Ф. Анненского и его сборниками: «Тихие песни», «Кипарисовый ларец», «Книга отражений». Анализируют некоторые стихотворения из этого сборника и обобщают знания, полученные на уроке в лирическом эссе. Наиболее удачные творческие работы учащихся представлены в статье. Урок сопровождается презентацией, иллюстрирующей основные положения материала.
-
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова 2011
Проблемный вопрос урока: «Почему Николай Некрасов народный поэт?» Урок служит выяснению лексического значения слов "народность" и "народный", обсуждению понятия "народный поэт", ответу на вопрос: «Каким должен быть народный поэт?».
-
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина 2013
Данная работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Побуждает прикоснуться к судьбе поэта, его творчеству и задуматься над понятием время и личность, писатель и тоталитарная власть.
-
Жизненный и творческий путь Эдуарда Станиславовича Платонова, современного поэта Республики Марий Эл (исследовательская работа) 2019
Сегодня появился интерес к творчеству земляков, рождённых в нашей республике, живущих в ней, которые прославили её своими талантами. Уделяется большое внимание истории культуры народов РМЭ, что содействует воспитанию подрастающего поколения в духе гордости и уважения за наше историческое наследие. Глубокого исследования по творчеству Э.С.Платонова в методической литературе нет. Это первый опыт и самостоятельное исследование. Была проведена большая работа.
-
Жизнеспособность или обреченность праведников в современном мире. А.Солженицын. "Матренин двор" 2011
Цели урока: обучение приемам ведения дискуссии; развитие навыков аналитического чтения, монологической речи, ассоциативного мышления; воспитание определенных нравственных качеств: сопереживания, доброты, сострадания.
-
"Жизни блаженство в одной лишь любви…" Любовная лирика Ф.И. Тютчева 2013
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, с некоторыми страницами биографии Ф.И. Тютчева; определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Ф.И.Тютчева; развивать устную речь учащихся, умение аргументированно отвечать на вопросы, слушать классическую музыку и соотносить ее с лирикой; воспитывать бережное отношение к чувствам, лирике и живописи.
-
Жизнь и деяния господина де Лень ( по творчеству И.А. Гончарова) 2011
Ребятам будет интересен урок в том случае, если он несёт какую-то практическую направленность. Зачем изучаем творчество Гончарова? Знания, полученные на уроке, пригодятся ли в жизни? Дети запомнят самое важное: Гончаров нашёл в себе силы круто изменить свою жизнь, преодолев свою лень, отправиться в кругосветное путешествие. Вывод: не бояться менять свою жизнь в лучшую сторону, преодолевать, казалось бы, невозможное.
-
Жизнь и литературная судьба Зинаиды Гиппиус, 11-й класс 2009
Урок посвящен творчеству ярчайшей представительницы символизма Зинаиды Гиппиус. Попытка взглянуть на необычную личность Зинаиды Гиппиус, оценить ее творческое наследие. И главное — восстановить ее имя в ряду замечательных творцов серебряного века.
-
Жизнь и творчество А.А. Фета 2011
Предлагаемый урок продолжает знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века и знакомит детей с биографией уникального поэта, одного из немногих в русской поэзии "чистых лириков" А.А. Фета, показывает сложность его жизненного и творческого пути, двойственность натуры.
-
Жизнь и творчество А.Алиша 2012
Мероприятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.Алиша. У учащихся формируется представление о личности писателя.
-
Жизнь и творчество А.И. Солженицына 2012
Представлена работа, посвященная жизни и творчеству А.И. Солженицына – фигуры, несомненно, культовой для реабилитационного периода новейшей русской литературы, лауреата Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, с которой писатель следовал непреложным традициям русской литературы». Для Солженицына характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов.
-
Жизнь и творчество А.Н.Некрасова (презентация к уроку) 2022
Представлена презентация к уроку литературы по теме "Жизнь и творчество А.Н.Некрасова".
-
Жизнь и творчество А.П.Чехова 2014
Разработка предназначена для учащихся 8–11-х классов. С её помощью ученики продолжают знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова, повторяют ранее изученные произведения писателя, закрепляют навыки конспектирования на слух. Прилагаемая презентация помогает учащимся более наглядно «увидеть» представленный в лекции материал, познакомиться с отрывками из художественных фильмов, снятых по мотивам произведений А.П.Чехова.
-
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова "Загадки писателя (1795(?)–1829)" 2012
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, проанализировать отзывы современников, исследования биографов.
-
Жизнь и творчество А.С. Пушкина: игра для старшеклассников 2003
Данная игра проводится как итоговое внеклассное мероприятие после изучения творчества А.С. Пушкина. Ее цель не закрепить и проверить изученное на уроках, а побудить учащихся в ходе игры - проявить собственные эрудицию и сообразительность, в дальнейшем - при изучении программных авторов и произведений не ограничиваться рамками школьного учебника. Игра может проводиться как в отдельном классе, так и между классами.
-
Жизнь и творчество А.С.Грибоедова. Комедия «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Действие 1 явл. 1–5. 9-й класс 2021
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими фактами жизни и творческой биографии писателя, раскрыть процесс духовного становления личности А.С.Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы; познакомиться с историей создания пьесы «Горе от ума» и ее экспозицией (Д1 явл. 1–5).
-
Жизнь и творчество А.С.Пушкина (презентация) 2023
Представлена презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
-
Жизнь и творчество Александра Блока 2011
Урок помогает расширить представление о творчестве А.Блока; углублять читательскую культуру; развивать выразительность устной речи; развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитывать интерес к творчеству русских писателей; повышать духовный уровень учащихся.
-
Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского. Творческая история пьесы "Гроза". Основной конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе" 2012
Урок призван вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга, познакомить с основными этапами творческого пути Островского, рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза», выяснить, в чем суть основного конфликта, познакомить с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.
-
Жизнь и творчество Зайнаб Биишевой 2008
Данный материал содержит основные факты жизни и творчества писательницы, адресован учителям башкирского языка и литературы, предмета "Культура Башкортостана". Предлагаемое тестовое задание можно использовать на уроках для обобщения и систематизации знаний по данной теме.
-
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Гоголевские мотивы в романе И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Работа над литературными произведениями предполагает сравнение героев разных эпох. При обращении к литературе 2-й половины XIX века возможны параллели с произведениями 1-й половины XIX века. В работе осуществлена попытка провести исследовательскую работу на материале романа И.А. Гончарова «Обломов» и поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», чтобы помочь учащимся увидеть общие идеи, схожесть портретов героев, их привычек.
-
Жизнь и творчество И.С. Тургенева 2012
На занятии ученики знакомятся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, воспитывается интерес к его творчеству.
-
Жизнь и творчество М.А.Шолохова 2015
Урок дает учащимся представление о личности писателя, показывает значение его произведений, объясняет, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, указать на гражданское мужество М.А.Шолохова, который одним из первых сказал правду о гражданской войне как о трагедии народа.
-
Жизнь и творчество М.Горького между двумя русскими революциями 2017
В 1906 Горький пишет роман «Мать». Писать он его начинает в Америке, заканчивает в Италии. Выходит в 1907 в книжках издательства «Знание», немедленно конфисковывается. Русскому читателю он известен по Берлинскому изданию. Этот роман переводят на все европейские языки, издают во всех цивилизованных странах мира. Он становится мировым событием, вся «левая» интеллигенция сочувствует революции.