Цели: Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с художественной литературой. Совершенствовать монологическую речь. На примере героев прочитанных книг развить интерес учащихся к проблемам нравственного выбора человека, его гражданской ответственности. Формировать у молодежи такие нравственные понятия, как память о ВОВ, уважение к истории своего отечества. Пробуждать творческие способности учащихся.
Оформление:
- Выставка книг военной тематики;
- Портреты писателей: В. Быкова, В. Кондратьева, К. Воробьева и др.;
- Репродукции ИЗО о войне;
- Плакат с эпиграфом конференции.
Эпиграф:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том уж речь –
Речь не о том, но все же, все же, все же, все же…А. Твардовский.
Предварительная подготовка.
Заранее учащимся были предложены для прочтения книги: В. Быков «Сотников», В. Кондратьев «Сашка», К. Воробьев «Убиты под Москвой».
1. Слово учителя.
Уважаемые ребята! Наш урок-конференция сегодня посвящён Великой Отечественной войне. Мы будем говорить о книгах военной тематики. Вы познакомились с писателями, знавшими войну не из архивных документов. Эти писатели были на войне.
Начиная разговор о произведениях, посвященных ВОВ, обращаемся к нашему эпиграфу (чит. эпиграф). Это известное стихотворение поэта фронтовика А. Твардовского. Вдумайтесь в эти слова. Поэт как бы говорит: «Я, честно воевавший, не прятавшийся за спины товарищей, выполнивший свой долг, все равно виноват перед теми, кто не вернулся». Высшая ступень нашей литературы – великое чувство ответственности перед теми, перед теми, кто не вернулся. Вслед за Твардовским русский писатель может сказать:
Я жил, я был –
За все на свете
Я отвечаю головой.
В этих строчках высокое ощущение долга: сказать самое важное, самое главное, то, что составляет именно твое понимание истины.
Сегодня вашему вниманию мы представляем повести о войне: Василь Быков «Сотников», Вячеслав Кондратьев «Сашка», Константин Воробьев «Убиты под Москвой».
Судьба этих писателей своеобразна и похожа. Они воевали в артиллерии, в пехоте, партизанили, они были слишком молоды, чтобы думать о своем будущем или своем призвании. Да и неясно было, есть ли это будущее у них? Никто не скажет, сколько талантов осталось там, на войне, никем не узнанных. Начинали эти писатели по-разному и необязательно с военных сюжетов, но в конце 50-х – начале 60-х появились книги, объединенные поразительной идейно-эстетической солидарностью, открывшей совершенно новый период в военной прозе. Эти произведения близки, прежде всего, выбором героя – это рядовой войны, солдат, офицер – окопник, партизан. Никогда перед нами не разворачиваются гигантские батальные сцены, где массы танков, поднимаются в бой дивизии, не сталкиваются высшие воинские звания в решении стратегических задач. Еще Л. Н. Толстой представлял читателям войну не «в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развивающимися знаменами и гарцующими генералами», а в «е настоящее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Именно эти писатели продолжают традиции и мысль Толстого о том, что исход войны решают не пушки, не гении-полководцы, а тот неуловимый дух войска, который мы ощущаем в суровой и трагической прозе писателей-фронтовиков.
2. Выступление учащихся.
Коробцев Иван В. Быков «Сотников».
В. Быков родился в деревне Черновщина в Белоруссии. Война прервала его занятия в Витебском художественном техникуме. Учеба продолжалась в Саратовском военном училище, и с 1943 года В. Быков на передовой. После победы служил на Дальнем Востоке. В 1955 году вернулся в Белоруссию и начал работать в газете.
Излюбленный жанр В. Быкова – повесть. Наиболее известные из них – «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Знак беды». Герои его повестей – офицеры, сержанты, солдаты, партизаны – и все те, кто вынес на своих плечах тяжесть войны. Но не только суровая правда о прошедшей войне, присущая повестям В. Быкова, принесла им заслуженный успех у читателей и общественное признание (В. В. Быков – лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда). Повести В. Быкова, в которых герои изображаются чаще всего в сложных ситуациях, требующих от них немедленного решения, рассказывают о том, как и почему человек становится Человеком, о силе его любви и ненависти, о человеческом бессмертии.
Сегодня мы привыкли видеть на экранах телевидения море огня, танковые битвы, морские сражения и даже нашествие инопланетных пришельцев, уничтожающих все на земле невероятным оружием, нас, кажется, удивить нечем.
Герои Василия Быкова – партизаны, выполняющие боевое задание. Цель у них предельно проста и прозаична: отряд загнан в лес, голодает, уже едят даже не сухари, а просто вареную рожь, и велено им найти, во что бы то ни стало продукты. В повести нет сцен, когда партизаны захватывают поселки и города, взрывают мосты, дороги, валют под откосы десятки эшелонов, наводя ужас на фашистов. Отряд, в котором воюют Рыбак и Сотников, сжег льнозавод, взорвал мост на Ислянке, а теперь гоняют их три роты жандармов по зимнему лесу, и нет этой облаве конца. Герои Быкова лишены каких-то необыкновенных, выдающихся качеств. Повесть начинается с Рыбака, его мыслей, его пути, и им же закончится, причем написанная от третьего лица, повесть состоит из глав, в которых рассказ идет то, как бы от имени Рыбака, то, как бы от имени Сотникова, они сменяют друг друга. События даются с разных точек зрения, а герои – во взаимооценке. Здесь нет пылкого героя и подлого предателя, мир Рыбака и Сотникова не очень-то различается, хотя один в прошлом командир артиллерийского дивизиона, а другой старшина. Один кончил институт и преподавал в школе, а второй имеет всего пять классов. У них много общего: армейское прошлое, бой в лесу, где они помогали друг другу, они спали рядом, «ели из одного котелка». Писатель ни в чем не заставит нас увидеть в одном из героев будущего предателя. И лишь некоторые эпизоды да лексика Рыбака, используемая автором, начинает, словно раскрывать Рыбака. Тот мечтает «выпутаться», «выкрутиться», «вывернуться», «выкарабкаться». Сотников думает о нем как о человеке, на которого вполне можно положиться, Сотников без размышлений шагает за Рыбаком, а там и овражек знакомый вспомнит, и дорогу пересёлочную, на которую свернуть нужно, и в памяти путь к лесу прокладывается. Рыбаку жалко Сотникова, раненого, замерзающего, измученного болезнью, он делиться не только едой, он отдает свое полотенце, чтобы тот хоть горло больное закутал. (Чтение эпизодов повести).
Стоит обратить внимание на то, что повесть начинается: «Они шли по глухой занесенной снегом дороге,…» Лишь однажды на дорогу перед ними выйдет волк, и Рыбак свернет на его след – волк безошибочно выбирал самые удобные малоснежные места. Так сложиться тема повести: дорога, которую ты сам выбрал, след волка, который ты сам предпочел. И Сотников, и Рыбак хотят жить. Но Сотников не может жить любой ценой, он не подчиняется обстоятельствам. Перед Сотниковым трагический тупик: остаться живым, если только ты умрешь, и он предпочитает смерть. «Прости, брат!» Эти слова слышит Сотников с чурбака под петлей, куда его подсадит Рыбака, и увидит, как «с искривленного, обросшей щетиной лица смотрят вверх растерянные глаза его партизанского друга». Рыбаку невыносимо страшно говорить их тому, кого он, раненого в ногу в ночной перестрелке, сейчас убьет. Человек он сам отвечает за свои поступки – так утверждает Быков своей повестью, - следую великим традициям русской классической литературы.
Эпизод диалог Рыбака в полиции с Портновым. «Парень ты с головой…» Рыбак, спасаясь любой ценой, говорит, где расположен отряд… Главное для него – он будет жить! (Чтение эпизодов повести)
Основа повести – не воинский подвиг, не одоление врага, а подвиг духовный, нравственный. Центральный конфликт повести – условие сохранение личности в критической ситуации, выбор: гибель физическая или гибель нравственная. (Чтение эпизодов повести)
Обсуждение повести:
- Каковы ваши впечатления о героях повести В. Быкова «Сотников»?
- Почему в одних и тех же обстоятельствах Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб?
- Как вы считаете, возможно, ли нравственное возрождение Рыбака?
Ребята, обсуждая поставленные вопросы, отметили, что писатель, противопоставляя Сотникова и Рыбака, показывает не предательство как таковое, а нравственный компромисс, который может привести к предательству. Автор интересно показывает поведение Сотникова и Рыбака в изменившихся обстоятельствах. Жить хочет любой человек, но какой ценой? Быков изображает войну не на поле боя, а войну добра и зла в человеке. Повесть актуальна и сегодня, поскольку человек стоит перед нравственным выбором «жить или выжить» не только в экстремальных ситуациях.
Тальковская Лида В. Кондратьев «Сашка».
Кондратьев Вячеслав Леонидович (1920 - 1993), русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Родился в Полтаве. В 1939 г. с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушел на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен и награжден медалью «За отвагу». Затем после отпуска снова получил уже тяжелое ранение, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.
В 1958 г. окончил Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.
В 1979 г. опубликовал первую повесть «Сашка»; в 1980 г. были напечатаны рассказ «День победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению». Все произведения Кондратьева в той или иной мере автобиографичные.
21 сентября 1993 года во время тяжелой болезни покончил жизнь самоубийством.
Повесть «Сашка».
Эта повесть была написана после войны. Но в жизни Кондратьева все-таки был толчок, который спустя десятилетия после войны вернул его к событиям фронтовой молодости в лесах и болотах под Ржевом. Он еще не писатель, когда, бросил все дела, едет, потом по грязи и слякоти шагает до той станции, где началась для него война, и оказалось, что он узнает и лес, и овраг, и ручей, а на каждом шагу попадались ему стреляные гильзы, заржавленные каски, цинковые ящики из под патронов.… Именно здесь родился сюжет повести «Сашка», которая сразу же выдвинула Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения.
Война Кондратьева – это обыденная, страшная, святая и грешная, полная боли и памяти, правда, солдатской жизни. Это Овсянниковский овраг, где воюют лейтенант и его рота – шестнадцать человек. В коротком бою Сашка, главный герой повести, захватил немца, но не испытал особого торжества – устал очень. Вот с этого и начинается такая негероическая война в повести Кондратьева. Несколько дней фронтовой жизни. Быт войны, тяжелый быт, в котором нет ни прошлого, ни будущего, одно только настоящее: пережить утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой пшенки. Сашка и его товарищи обвыклись в этом быту, насколько силы позволяют. «Жить можно», - задумчиво говорит один. Есть в этой повести слово, которое объясняет все: надо. Надо жить и воевать. Сашка далек от того героя, который не дрогнув героическим лицом, героически действует, подбивает танки, сжигает мосты… Он и немцев-то раньше других заметит не потому, что горит желанием биться с коварным врагом не щадя себя день и ночь, а потом, что впереди роты, на ничейную землю полез за валенками – очень уж хороши были валенки на убитом немце!
Но это «надо», по которому живет Сашка, не заставляет его в себе что-то преодолевать, разве что усталость.
Читая повесть, иногда думаешь, зачем писатель дотошно выписывает убогий быт войны («С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшенки на двоих – и будь здоров. Распутица.», «В общем, лежа снять с трупа валенки не получалось, пришлось на колени привстать, но тоже не выходит, тянется весь фриц за своим валенком, ну что делать?», голод, о том, как перед атакой лопатку саперную за ремень засовывали только бы не в живот пуля!), и понимаешь, что эта правда быта выводит к главной истине, ради которой живет наша литература, - к правде человека, решившегося остаться человеком даже в этой страшной войне.
Герой Сашка – обычный узнаваемый человек, да и имя у него свойское. Мы не узнаем никогда его фамилию, потому что он один из тех безвестных рядовых войны. Его день прост и ясен. Вечером вышел на пост, на рассвете увидел немцев, успел своих предупредить, в бой ввязался, пленного взял, отвел в штаб, получил приказ расстрелять и не выполнил его… и все это в один день.
А потом своего пленного поведет Сашка к комбату, и они вместе сядут перекурить, и окажется немец «вроде бы Сашкин одногодок, лет 20 – 22». Произойдет что-то странное: немец из фашиста на этой недлинной дороге превратится в человека. И позже, когда Сашка получит приказ «Немца в расход», он попытается что-то исправить, объяснить, потому что за эти два месяца на войне, он знает, что такое жизнь человека. «Мы не фашисты», - скажет он ординарцу Толяну. Толян живет просто, свой принцип он уже высказал Сашка: «Наше дело телячье». А Сашка не хочет быть теленком, ему нужно остаться человеком!
Он ходил в атаки, часто безнадежные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападение немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда он не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком. Это не слабость – это сила Сашкиной души. Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духов нее. Чище.
Обсуждение:
- Какие эпизоды вас наиболее заинтересовали?
- В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Почти все отметили эпизод, как Сашка полез, чтобы снять с убитого немца валенки. «Для себя ни за чтобы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались…»; эпизод «И подумал: коли живой останется, то из него, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым» - история с пленным немцем; эпизод в лесу с тяжело раненым.
- Какие нравственные проблемы решает писатель? Повесть о страшной войне, на которой человек сохраняется человеком. Бесчеловечная война так и не смогла обесчеловечить Сашку. «Ну, Сашок… Ты человек…» - говорит Сашке лейтенант Володька. А Сашка докажет совсем просто: «Люди же мы, а не фашисты».
Савинцева Катя Е. Воробьев «Убиты под Москвой».
Русский писатель Константин Дмитриевич Воробьев родился в 1919 г. в селе Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу, затем учился в Москве. Будучи кремлевским курсантом, К. Воробьев осенью 1941 года попадает на фронт, защищает Москву и в самом тяжелом месяце 1941 года, попадает в плен. Саласпилсс, Шауляй лагеря смерти, попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было Воробьеву, когда, вынужденный с другими партизанами уйти в подполье, он стал писать о том, что еще совсем недавно пришлось пережить. Литературная судьба писателя была очень трудной. Во многом трудности объясняются его неординарным восприятием войны и жертв войны. Это и необычное изображение солдат, и узников-жертв концлагерей, и окопная, правда. По словам писателя В. Астафьева, что «в особенности досталось К. Воробьеву за натуралистическое изображение войны». Произведения его много лет не печатались. Повесть «Это мы, господи!..» пролежала 40 лет.
Я хочу рассказать о повести К. Воробьева «Убиты под Москвой». Ее героем, кремлевским курсантам, только отправленным на передовые рубежи обороны защищать столицу, фронт рисовался «зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов».
В этих ребятах еще жила романтика, хотя кое-что они уже на своем веку успели хлебнуть. Самым тяжелым для них было первое столкновение с немцами. Очень непросто герою повести – командиру взвода кремлевских курсантов Алексею Ястребову принять решение открыть огонь. Из газет он знал о зверствах фашистов. Но газетные сообщения – это одно. Совсем другое – подать команду стрелять. В Ястребове боролись два начала. Он понимал, врага надо уничтожить, но он видел, что враг – живой человек. Ему пока трудно понять: как заставлять других убивать. Вот почему он решается: «Нет, сначала я сам. Надо все сперва самому». В образе лейтенанта угадываются черты характера самого писателя. В этой повести писателю удалось достоверно отразить, как непросто курсанты преодолевали страх, привыкали к разрывам шин, «учились» стрелять в живого человека, видеть кровь.… Из первого боя те немногие оставшиеся в живых курсанты выходили уже не романтически настроенными мальчиками, а зрелыми мужчинами, вдруг осознавшими, что война – это самое тяжелая и самая неблагодарная работа. (Выборочное чтение глав).
Как вы думаете, почему, изображая войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу, выполняя распоряжения своих командиров, писатели так часто ставят в центре повествования ситуацию нравственного личного выбора, оставляя своих героев один на один с самим собой? Старшеклассники приходят к выводу, что в таких решениях, принимаемых в критические моменты абсолютно одни на один с самим собой, человек раскрывается по-настоящему; именно в ситуации нравственного личного выбора с особой силой проявляется суть человека его совесть.
3. Заключительное слово учителя.
Да, современная проза – это история личности, волею обстоятельств, которое всегда сильнее тебя, заброшена в бесконечную кровь и смерть. Человек в современном мире ощущает себя не частью целого, а отдельным, с другим разобщенным миром. Может быть, именно поэтому литература о войне стала теперь иной, непривычной, не традиционной.
Но все-таки главное, наверное, в русской литературе – ее обращенность к человеку страдавшему, убежденность, что страдание и сострадание – это и есть путь к постижению истины. В современной литературе о войне страдания есть, осталось обрести сострадание.
Я надеюсь, что мы заинтересовали вас современной прозой, тема которой война, человека на войне, роль и значение его нравственного выбора, который определяет его поведение, жизнь.
Все меньше людей остается, которые пережили войну. Обязанность молодых – хранить память о них, изучать историю своих прадедов, историю своего Отечества. И, видимо, прислушаться к голосу писателей, всмотреться в жизнь их героев, войти в мир их чувств, раздумий, постараться постичь особенности человеческих характеров, взаимоотношений людей, отношение человека к миру. Определяя свое нравственное поведение – быть всегда человеком!
Литература:
- Быков, В. «Сотников». М; «Просвещение», 1984 г.
- Воробьев, К. «Убиты под Москвой». М; «Художественная литература», 2000 г.
- Кондратьев, В. «Сашка». М; «Просвещение», 2002 г.
- Ходякова, И. «Великая Отечественная война в произведениях русской литературы ХХ века», «Литература в школе» № 4,5/ 2004г.