Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; дать общие представления о романе
Методы: сообщения, составление конспектов.
Ход урока.
1. Оформление тетради
2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
3. Вопросы по прослушанному сообщению:
- Какое учебное заведение, в котором он сам учился. Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»? (Царскосельский Лицей).
- Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? (Кружок Петрашевского)
- Как удалось ему избежать каторги после разгрома этого кружка? (За произведения «Противоречия» и «Запутанное дело» был арестован и сослан в Вятку до разгрома кружка).
- Почему Салтыков-Щедрин получил прозвище «вице-Робеспьер»? (Служил вице-губернатором в Рязани и Твери. Выступал против бюрократизма и несовершенства российских законов).
4. Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением Салтыкова-Щедрина. Автор выбирает для его написания жанр политической сказки, использует новые приемы и способы изображения в литературе.
- О каком городе идет речь в этом романе ? (город Глупов)
- Как появляется это название? (По имени народа, его создавшего)
- Кто и при каких обстоятельствах дал название глуповцам? ( Князь, к которому обратился народ головотяпов с просьбой о «володении» ими).
- За что князь дает такое прозвище головотяпам? (Учащиеся зачитывают отрывок из учебника)
- Известно, что город Глупов построен с одной стороны на семи холмах, а с другой стоит на болоте. На какие реальные города намекает Салтыков-Щедрин? (На Москву и Петербург)
- Среди градоначальников города были необычные личности. В чем их необычность? (Голова одного представляла собой фаршированную колбасу; в голове у другого был органчик; третий мечтал все сделать одного размера: улицы, дома и даже мужей и жен подбирать по росту)
- Кого из русских исторических деятелей (царей и их приближенных) напоминают градоначальники Негодяев, Грустилов, Угрюм-Бурчеев, Перехват-Залихватский? (Павла I, АлександраI, Николая I, Аракчеева)
Учитель: город Глупов – это собирательный образ русских городов. Автор в своем произведении доводит повествование до парадокса, сочетает не сочетаемое. Приемы, помогающие изобразить город Глупов – сатира и гротеск. Ученики зачитывают из учебника определения, записывают их в тетрадь.
Обсуждаем разницу между юмором и сатирой
- В каком жанре написано это произведение?
- Что такое сказка?
- Почему же Салтыков-Щедрин обратился к этому жанру?
Сказка-это форма иносказания, понятная для народа и удобная для обхода цензуры.
Итог урока:
- Какие же проблемы поднимает автор в этом произведении? ( Народ и власть, несовершенство российских законы и отношение к ним градоначальников. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения» - иронизировал Салтыков-Щедрин).
- Актуальны ли эти проблемы в современной России? Почему?
Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца, выучить определения приемов, подготовиться к тесту по тексту отрывка из романа «История одного города».
Литература, использованная при подготовке к уроку:
- Л.Л.Бельская «Литературные викторины» (Просвещение, 2007).
- Е.Э.Беленькая , Е.А. Ланцева «Обучающие тесты к учебнику Русская литература XIX века» (дрофа , 2006).