Цели мастерской:
- показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность; определить связь личностных особенностей писателя и его творчества;
- развивать навыки работы с историческими документами;
- воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую позицию.
Тип урока: мастерская построения первичных знаний о писателе.
Оборудование: запись вальса А.С. Грибоедова, портреты писателя, исторические документы, воспоминания современников.
Я как живу, так и пишу –
свободно и свободно.
А.С.Грибоедов
Ход мастерской
I. На фоне музыки вальса, написанной А.С. Грибоедовым, звучит слово учителя.
Взгляни на лик холодный сей,
Взгляни: в нем жизни нет.
Но как на нем былых страстей
Ещё заметен след.
Так ярый ток, оледенев,
Над бездною висит,
Утратив прежний грозный рев,
Храня движенья вид.
Запишите рожденные музыкой и словами ассоциации.
П. Рассмотрите предложенные вам портреты А.С.Грибоедова. О чем говорят вам портреты, если иметь в виду личность писателя.
Учащиеся отмечают:
- интеллигентность, сформировавшуюся на высоком уровне русской культуры;
- аристократизм внешнего облика, высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от мирских забот;
- меланхоличность, некоторую скрытность и противоречивость характера.
Ш. Работа в группе с карточками. Карточки содержат воспоминания современников о писателе. Пример карточки:
“Одиннадцати лет он стал студентом Московского университета. Учился блестяще. За шесть лет окончил три факультета: словесный, юридический, естественно-математический, готовился сдавать экзамены на доктора права, но грянула война с Наполеоном, и он надел гусарский мундир. Он не захотел продолжать военную карьеру, стал дипломатом – и каким! Его так ценят! А сколько языков он знает! С детства говорил на английском, немецком, итальянском. В университете выучил греческий и латинский. Потом овладел арабским, персидским, турецким. А какой он музыкант! Играет на фортепьяно, флейте, органе. Пишет музыку. Его вальс очарователен. Кроме того, он поэт. Его комедией зачитывается вся Москва”.
“Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, он долго был опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная, блестящая храбрость оставалась некоторое время в тени, в подозрении. Несколько друзей знали ему цену”.
А.С.Пушкин “Путешествие в Арзрум”
“Но что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, это та настойчивость и неустрашимость, с которую он умел поддержать достоинство русского имени на востоке... заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны уважения”.
К.К. Боде “Из записок о былом”
“И в лице его было видно столько же искреннего участия, как в его приемах умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности... Кровь сердца всегда играла у него на лице”.
А.Бестужев “А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников”
- Вот такие противоречивые мнения об этом человеке. Запишите слова, которые зацепили ваше внимание.
Слова, которые выписали: вундеркинд, храбрец, дипломат, гений, неизвестность, талант, подозрение.
Выделите ключевое для вас слова и напишите мини-сочинение “Мое впечатление о Грибоедове”, состоящее из 5-6 предложений.
IV. Социализация. Дети слушают работы своих одноклассников и записывают те слова и фразы, которые им понравились. Они будут необходимы для создания второго варианта сочинения “Мое впечатление о Грибоедове”.
V. Работа в группах с хронологической таблицей. Учащиеся разделяются на группы, формулируют друг другу вопросы, касающиеся биографии А.С.Грибоедова.
Исторические события | Даты жизни. Яркие цитаты из писем и воспоминаний |
1794 – год рождения А.С.Грибоедова. “Немало исследователей пытались обнаружить документ о рождении А.С.Грибоедова, но... безуспешно...Испытавший сильное потрясение после смерти Шереметева, Грибоедов решил начать все сначала и в качестве первого шага указал подлинный год своего рождения -1790”. (В.П.Мещеряков) 1803г. Грибоедов становится учеником московского благородного пансиона. 1807 г. Поступление в Московский университет. |
|
1812 г. Отечественная война | 1812 г. Оканчивает университет, должен был
сдавать экзамен на звание доктора права. Поступает в гусарский полк. “...проведя в полку несколько месяцев, никак не могу попасть на путь истинный”. (А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву) |
1816 г. Возникновение Дворянской революционной организации “Союз спасения” |
1816 г. Отставка 1817 г. Дуэль Завадовского-Шереметева. А.С.Грибоедов – секундант Завадовского. Гибель Шереметева. Ссылка Якубовича, секунданта Шереметева, на Кавказ. “Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств”. А.С.Пушкин “Путешествие в Арзрум” 1818 г. Назначение на дипломатическую службу в Персию. “...право, стою дороже моего звания” (из письма А.С.Грибоедова) 1821 г. Возвращение в Тифлис 1824 г. Окончена комедия “Горе от ума”. Поездка в Москву. “...читал я её Крылову, Жандру, Шаховскому ...Грому, шуму, восхищению нет конца” (из письма А.С.Грибоедова) Запрет комедии. |
1825 г. Восстание декабристов |
Возвращение на Кавказ и арест. “Я тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его существовании”. (из следственного дела А.С.Грибоедова) |
1826 г. Туркманчайский мир |
1826 г Назначение дипломатическим
советником генерала Паскевича. “Я поставил себя здесь на такую ногу, что меня боятся и уважают”. Из письма А.С.Грибоедова И.Паскевичу 1828 г. Женитьба на Нине Александровне Чавчавадзе. “Весь Тифлис проявляет живейшее сочувствие к этому союзу; он (жених) любим и уважаем всеми без исключения; она уж милое создание, почти ребёнок...” (из частного письма) 1828 г. Назначение в Персию главой дипломатической миссии. “Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю – мне не вернуться. Прошу тебя: не оставляй костей моих в Персии. Похорони меня в нашем заветном месте, у подножия горы Мтацминда”. А.С.Грибоедов – Н.А.Грибоедовой |
1829 г. Разгром русской мисси в Тегеране |
1829 г.Гибель А.С.Грибоедова “При сем горестном событии его величеству отрадна мысль, что шах персидский и наследник престола чужды гнусному и бесчеловечному умыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведение свое с грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской...” “А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников” |
Задается вопрос для дискуссии: Какая деятельность превалирует у Грибоедова? Кто он: писатель или все-таки государственный муж?
VI. Обратимся к вопросу о политических взглядах А.С.Грибоедова. Был ли он участником тайного общества декабристов, разделял ли их взгляды?
Прочитайте фрагменты воспоминаний, свидетельства современников, отрывки из исторических документов. Составьте свое заключение.
“Очень любопытно, Андрей Андреевич,- начал я, - знать настоящую, действительную степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря.
- Да какая степень? Полная.
- Полная,- произнес я не без удивления, зная, что Грибоедов сам же смеялся над заговором, говоря, что сто человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России. – Разумеется, полная. Если он говорил о ста прапорщиках, то это только в отношении к исполнению дела. А в необходимость и справедливость дела он верил вполне. Да вы же сами читали его “Горе от ума”. Там все сказано яснее ясного”.
Д.А.Смирнов “Рассказы о А.С.Грибоедове”
“Я тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его существовании. По возвращении моему из Персии в Петербург в 1825 году я посредством литературы познакомился с Бестужевым, Рылеевым и Оболенским. Жил вместе с Одоевским и по Грузии был связан с Кюхельбекером. От всех лиц ничего не слыхал, могущего мне дать малейшую мысль о Тайном обществе”.
Из следственного дела А.С.Грибоедова
“Благодетель мой бесценный! Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского... Может ли вам государь отказать в помиловании двоюродного брата вашей жены, когда двадцатилетний преступник уже довольно понес страданий за вину свою... Спасите страдальца!”
А.С.Грибоедов – И.Ф.Паскевичу 3.12.1828
“Невзирая на опасность знакомства с гонимыми, он явно старался быть полезным. Благородство и возвышенность характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин”.
П.А.Бестужев “Из памятных записок” 1832 г.
VП. Социализация записанных учениками выводов по поводу участия А.С.Грибоедова в подготовке восстания декабристов.
VШ. А.С.Грибоедов за всю жизнь написал одно произведение, которое обессмертило его имя. После работы с представленными вам документами сделайте запись на листках о комедии “Горе от ума”.
“...План этой комедии был сделан у него ещё в Петербурге 1816 года, и даже написаны несколько сцен; но, не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил многие действующие лица, а между прочим и жену Фамусова, сантиментальную модницу и аристократку московскую”.
С.Н.Бегичев “Записки о Грибоедове”
“Будучи в Персии в 1820 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих знакомых, родных, друзьях, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в беседке, в саду, и видел сон, представивший любезное ему отечество, со всем, что оставалось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места в оной. Пробудившись, Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план комедии, пишет первый акт”.
Ф.В.Булгарин “Воспоминания о незабвенном А.С.Грибоедове”
“Вслед за мной ко мне приехал брат с семейством и Грибоедов. Последние акты комедии написаны в моем саду. Вставал он почти с солнцем, а вечером читал нам написанные им сцены... Он хотел оставить мне на память свою пьесу, написанную его рукою, но имел терпение написать только два акта, а остальные заставил писать писаря”.
С.Н.Бегичев “Записки об А.С.Грибоедове”
“...представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, по дороге мне пришло в голову сделать новую развязку; я её вставил между сценой Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницей, и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались”. А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву, июнь 1824 г.
“Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется, что он прост по цели и ясен по исполнению: девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы у нас, грешных, был обыкновенен, нет! И в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает. Кто-то со злости выдумал о нём, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что может быть вполне этого?”
А.С.Грибоедов – П.А.Катенину
IХ. Социализация.
Х. И ещё одна “загадка” судьбы А.С. Грибоедова. Нина Чавчавадзе. Кем она приходилась ему? Просто женой? Или была чем-то большим в его жизни?
Поработаем с воспоминаниями современников, письмами А.С.Грибоедова.
“ Однажды любимица князя Чавчавадзе, дочь Нина, которой десяти лет еще не исполнилось, вбежала в кабинет отца со слезами на глазах.
- Папа, накажи дядю Сандро! Он смеется надо мной.
- Как это смеется,- удивился Александр Гарцеванович.
- А вот как. Я играла и не взяла ни одной фальшивой ноты. Он говорит: “Если и дальше будешь так стараться, я женюсь на тебе”.
Александр Гарцеванович с трудом сдерживался, чтобы не рассмеяться. Ай да, Грибоедов! Но, чтобы не обидеть дочь, многозначительно заглянул в дуло пистолета, который рассматривал, сидя в кресле.
- Наказать? Ну что ж, будь по-твоему.
Девочка моментально уловила движение отца и испугалась.
- Не надо, прошу... Он больше так не будет...
Если бы он знал, что на этом свете его кто-то жалеет, хотя бы эта маленькая девочка, - черная тоска не забрала бы его так крепко в руки”.
С.Муравьев “Воспоминания о Грибоедове”
“Мне уже давно тридцать исполнилось. Все это время я был, пожалуй, рад, что оставался холостяком, сохранил свободу. Жениться? Ветрены, мелочны, глупы и тщеславны – список пороков, обнаруженных мной у дамского пола... Тех, в кого я влюблялся, каждую из героинь моих романов, я не хотел бы назвать женою. Вместе с тем во мне зреет смутное желание встретить такую женщину, когда бы я с радостью оборвал затянувшееся холостячество”.
А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву
“Мне простительно ли, после стольких опытов, стольких размышлений, вновь бросаться в новую жизнь? Я суеверно отгоняю от себя даже мысль о возможном счастье, исступленно желая его. Это теперь так светло и отрадно, а впереди так темно! Неопределенно!
Эта девочка держит в руках мою жизнь. Если она скажет “нет!” - тогда я знаю, что надо делать”.
А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву 1827 г.
“С веселым ужасом он ловил себя на том, что день ото дня все больше влюбляется в Нину. Грибоедов говорил с женой о важных вещах, не пытаясь упростить их. Нина знала массу его стихов и вообще литературу. Какое верное понятие имеет его девочка-жена о многих событиях и явлениях, окружавших их жизнь! Откуда? Грибоедова, ироничного, злого, резкого языка которого боялась Москва и Петербург, заливала нежность”.
Д.А.Смирнов “Рассказы о Грибоедове” 1859 г.
“Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Потерпим ещё несколько дней, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы никогда не разлучиться. У нас будет много детей. Они будут носить русские и грузинские имена. Впрочем, как тебе, ангел мой, будет угодно”.
А.С.Грибоедов – Н.А.Грибоедовой 24 декабря 1828 г.
“Просьбу мужа она выполнила – похоронила его на Давидовой горе. И стала хлопотать о памятнике. Тянулись долгие месяцы, прежде чем разрешение было получено.
Нина сама сделала набросок, каким бы она хотела видеть памятник мужу. Списалась со знаменитым скульптором В.И.Демит-Малиновским, и он, не откладывая, приступил к работе. Памятник был уже готов, а вдова искала те слова, которые остались бы на мраморе вечно. Они пришли к ней ночью.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего тебя пережила любовь моя?
Незабвенному. Его Нина”.
В.Орлов “Грибоедов”
Запишите, кем была Нина для А.С.Грибоедова?
ХI. Социализация.
ХII. Соберитесь с мыслями и напишите второй вариант сочинения “Моё впечатление о Грибоедове”, постарайтесь выразить это в 6-10 предложениях.
- Звучит вальс, написанный А.С.Грибоедовым.
- Чтение работ “Мое впечатление о Грибоедове”
ХШ. Обсуждение мастерской.
- Что осталось неясного для вас?
- Что понравилось, что нет?
- Что хотелось бы изменить?
Методический комментарий к мастерской построения знаний о писателе “Загадка А.С.Грибоедова”
Составляя эту мастерскую, мне хотелось, чтобы ученики узнали о том, каким неординарным, гениальным человеком был А.С.Грибоедов. Может быть, если бы он прожил несколько дольше, то его имя стояло бы в одном ряду с именами А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
“Вальс”, написанный А.С.Грибоедовым, стихотворение Е.А.Боратынского “Надпись” (индуктор) призваны привлечь внимание к личности писателя. “Как будто волшебные молоточки перестукиваются, и в какой-то миг душа замирает, а потом становится легко и хорошо”, - пишет девятиклассница в своей работе.
Кто же этот человек, написавший такую прекрасную музыку? Предлагаем портреты А.С.Грибоедова, написанные П.Борелем, С.Уткиным, И.Крамским. Ученики отмечают меланхоличность, некоторую замкнутость, интеллигентность.
Предлагаем ребятам воспоминания современников о писателе. Ключевыми словами, выписанными учениками, становятся: вундеркинд, гений, подозрение, неизвестность. Что-то противоречивое и непонятное. Не правда ли? С одной стороны, гений, с другой – неизвестность.
Следующий этап – написание мини-сочинения “Мое впечатление об А.С.Грибоедове”. Пишут, но чувствуют, что знаний недостаточно, это обнаруживается на этапе социализации. Появляется информационный запрос: хочется узнать об этом человеке как можно больше.
Именно поэтому на следующем этапе будет предложена работа с хронологической таблицей, чтобы ученики сопоставили исторические события, совершившиеся в России, и события, произошедшие в личной жизни писателя.
Просим сделать вывод о том, какая деятельность превалирует у А.С.Грибоедова. Предположения ребят разные: одна группа приходит к выводу, что А.С.Грибоедов – это прежде всего государственный деятель, другая – что для А.С.Грибоедова важна его деятельность в качестве драматурга. Но почему-то никто не совмещает и то, и другое?
Обратимся к оценке политических взглядов писателя. Работа с историческими документами: воспоминаниями современников, самого А.С.Грибоедова. “С одной стороны, - отмечают ученики, - он смеялся над заговором декабристов, с другой – защищал заговорщиков перед самим государем-императором. Противоречие. Загадка!”
Бессмертная комедия “Горе от ума”. Учащиеся приходят к выводу, что писал комедию А.С.Грибоедов довольно-таки долго, переписывая набело стихи, меняя план и персонажей, добиваясь того, чтобы все в комедии было ясно и просто.
Далее, жена писателя Нина Чавчавадзе. Кто она для него? Просто жена или что-то большее? Учащимся предлагаются воспоминания современников, письма. “Нина - самая большая любовь; звезда на пути одинокого странника, вселяющая уверенность и желание жить и творить”, - пишут ученики в своих работах.
В итоге возвращаемся к тому же, с чего начали, пишем сочинение-миниатюру “Мое впечатление о Грибоедове”. Работы уже иные, в них драматург предстает как неординарная личность начала 19 века.