Хочу напомнить вам слова Семена Давыдова, героя романа Михаила Шолохова “Поднятая целина”: “Ну, выселим мы кулаков к черту, на Соловки выселим. Ведь не подохнут они? Работать будут – кормить будем. А когда построим, эти дети уже не будут кулацкими детьми”. Герой Шолохова так и не узнал, как могла бы сложиться судьба Гаева и его одиннадцати детей после раскулачивания. А мы узнали. Узнали из различных источников, в частности из произведений художественной литературы. Одно из них - повесть белорусского прозаика Василя Быкова “Облава”.
Необычен жанр нашего урока – урок-отповедь. Что такое отповедь? Ответ содержащий резкий отпор чьему-либо суждению. Попробуем оспорить слова Семена Давыдова.
Несколько слов о писателе. Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье в Белоруссии, на Витебщине. Там прошло его детство. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище. В начале войны Быкова мобилизовали, как тогда говорили, “на окопы”. Затем он был призван в армию, прошел ускоренное обучение в пехотном училище города Саратова. Девятнадцатилетним младшим лейтенантом начал войну в пехоте, затем воевал в истребительной противотанковой артиллерии. Был несколько раз ранен. Об увиденном и пережитом на войне начал рассказывать в конце 50-х – начале 60-х годов в своих произведениях. Василь Быков лауреат Государственных премий СССЗ и БССР, автор повестей “Дожить до рассвета”, “Сотников”, “Обелиск”, “Волчья стая”, “Знак беды”, “В тумане”. Повесть “Облава”, впервые опубликованная в журнале “Новый мир” в 1990 году, посвящена теме коллективизации. Это вовсе не означает, что Василь Быков изменил теме войны, ведь коллективизация была не чем иным, как войной – войной со своим же народом. В этой войне погибло огромное количество людей. Рассказ Владимира Тендрякова “Пара гнедых” заканчивается так: “Уинстон Черчилль в своей книге “Вторая мировая война” вспоминает о десяти пальцах Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации. Десять сталинских пальцев могли, видимо, означать десять миллионов раскулаченных – брошенных в тюрьмы, высланных на голодную смерть крестьян разного достатка, мужчин и женщин, стариков и детей”. А в черновиках повести Федорова Абрамова “Поездка в прошлое” мы находим такую запись: “20 млн. Это не точно. Людей в России не считают. Свиней, конское поголовье считают, сколько кубов леса заготавливают – считают, а людей не считают. 20 млн. И какие 20 млн. Отборные”.
Конечно же, трагическая судьба Хведора Ровбы, главного героя повести Василя Быкова “Облава”, – это капля в океане человеческого горя. Цель нашего урока – увидеть в капле океан, ответив на вопрос, какова же художественная концепция коллективизации в повести Василия Быкова “Облава”.
Художественное произведение – это особый мир, который создается и существует по своим законам. Один из таких законов – композиция. Как вы думаете, какое событие повести следует считать завязкой действия? Раскулачивание Хведора. Далее – пятилетние пребывание Хведора в ссылке и побег. Какой эпизод произведения будет кульминацией в развитии действия? Эпизод облавы. Как докажем? Автор дважды обращает внимание на это слово, назвав таким образом и повесть, и последнюю ее главу. После кульминации действие стремительно движется к развязке. Какой эпизод повести, по вашему мнению, является развязкой? Гибель Хведора. Где по отношению к развитию действия находится в повести завязка? Она располагается после развития действия. Таким образом, события, хронологически более ранние, описываются вслед за событиями более поздними. Кто знает, как называется такая композиция? Такая композиция называется ретроспективной. Ретроспекция – это вид композиции, когда события, более ранние по хронологии действия, описываются вслед за событиями более поздними. Ретроспективная композиция позволяет нашему герою из художественного настоящего вернуться в художественное прошлое. Как, каким образом Хведор возвращается в свое прошлое? В этом ему помогают воспоминания. Действительно, в повести очень много воспоминаний главного героя. Именно благодаря воспоминаниям раздвигаются временные и пространственные рамки повествования, расширяется круг персонажей, в повести появляются еще несколько сюжетных линий, и перед нами проходит вся жизнь героя, которая “только поманила счастьем, а даровала одни невзгоды”. Именно “распроклятая судьба” Хведора Ровбы, которая была правилом, а не исключением из правила, и делает его героем того страшного времени.
В художественном произведении есть некая сила, которая движет действие от завязки к кульминации и от кульминации к развязке. Эта сила называется художественным конфликтом. Определить природу художественного конфликта в повести В. Быкова “Облава” нам поможет система персонажей произведения. Давайте познакомимся с героями повести. Хочу сразу сказать вам вот о чем: мы обсуждаем повесть В. Быкова в авторизованном переводе с белорусского языка. Это перевод, одобренный автором. Итак, прослушав отрывок из повести, назовите имя героя.
1) Самый никудышный хозяин в деревне, у которого в деревне от бескормицы сдохла кобыла… который за жизнь не научился плести лапти, теперь работает здесь бригадиром, приумножает хозяйство. Правда, глотка у него всегда была крепкая, мог наорать на любого…
Змитер Цыпруков |
2) Болела недолго. Перед тем как слечь, с осени работала на лесоповале, где с бригадой таких же, как она поселенок, собирала и сжигала сучья. Правда, нездоровилось ей давно, с Покрова, зимой по ночам сильно кашляла, жаловалась на боли в боку. Но к докторам не шла – докторов она побаивалась, как и начальства, стараясь не попадаться лишний раз им на глаза. Потом ей вроде полегчало от заговора Банадысихи, старой ворчливой женщины, высланной откуда-то из-под Орши. Но полегчало ненадолго.
Гануля |
3) Девочке шел десятый годок, была она не по-детски умненькая (в кого только удалась?), серьезная, никогда не улыбнется, бывало, все глядит и глядит широко раскрытыми глазами, будто ожидает чего.
Олечка |
4) Мужик, в зимней кудлатой шапке, в кожухе поднятым воротником, понуро сидел в заду повозки, сложив на коленях руки, ноги были укутаны пестрым лоскутным одеялом.
Микола Зыркаш |
5) В детстве был мягкий послушный мальчишка, жалел животных. Как-то всю зиму держал под кроватью в клетке серую курочку, которая на дровокольне сломала лапу. Преданно любил мать и очень переживал, когда она заболела рожей.
Миколка |
6) Торопливая походка его казалась неестественно напряженной; давняя застарелая тревога сквозила в цепком, настороженном взгляде, привычно таилась в угрюмом выражении немолодого, заросшего серой щетиной лица.
Хведор Ровба |
Да, это Хведор Ровба. Именно таким, одиноким и бесконечно уставшим, мы видим героя в начале повести, когда он, бежав из ссылки, появляется в Недолище. Что привело Хведора в родные места? Ему не суждено было жить на родной земле, но хочет на ней хотя бы умереть: “Что его ждет здесь, он об этом, пожалуй, не думал, главным было – дойти, доползти, чтоб хоть одним глазом взглянуть на эти места, а там можно и умереть. Умереть тут, найти вечный покой в родной стране было бы для него счастьем, о котором он мог только мечтать”. Неласково встретила родная земля своего сына: Хведор ночует в лесу и на деревенском кладбище, страдает от холода и голода, а его подворье, которое столько раз снилось ему в ссылке, разорено. “Странно, - пишет автор, - но он не жалел. Если жалеть все, что нажил и потерял, можно умом тронуться. Наживал годами, за немалую копейку, кровавыми мозолями и хребтом – своим и жены, - трясся над каждой соткой земли, над каждой соломиной и щепкой. А потерял все в один миг и сам очутился на каторге.
Только за что?
Это проклятое за что раскаленным гвоздем сидело у него в голове… за что у него отняли землю, которую ему дала власть, лишили нажитого им имущества и сослали на каторгу? За что?”
Землю Хведор действительно получил от власти – 12 десятин. У него “душа пела от счастья, белый свет казался солнечным раем. Построил хату, гумно, хлева, обзавелся скотиной”. У Хведора были лошадь, две коровы, овцы, кабанчик, гуси. “Жил не хуже других”, - подводит итог автор. Не хуже других. Но у Хведора появилось желание жить лучше, и он купил молотилку. “Сгубила жизнь молотилка”, - читаем мы в повести. Что случилось? Микола Зыркаш написал на Хведора донес: мол, обирает крестьян. Так ли это? Хведор молотил всем: и соседям, и родным. Платили кто сколько мог. Хведор был готов молотить и даром, но ему нужны были деньги, для того чтобы выплачивать кредит. Зыркаш солгал. Какую Божью заповедь он нарушил? Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Почему он это сделал? Позавидовал. И нарушил еще одну божью заповедь. Какую? Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего. Хведора обложили твердым налогом, за ним последовал другой. Хведор разорился. Но ничто уже не могло спасти Ровбу, помеченного поганым и страшным словом “кулак”. Один умный человек подсказал Хведору: “… бросай все, бери детей в охапку и утекай. Куда? Не важно куда – куда глаза глядят. Потом поздно будет…” Хведор не послушался: как же бросить землю, хозяйство. А через десять месяцев его с корнем вырвут с родной земли, щедро политой его потом.
В конце 1929 года Сталин выступил на Всесоюзной конференции аграрников-марксистов, где провозгласил переход политики ограничения кулачества к политике ликвидации его как класса. Центральным комитетом коммунистической партии большевиков Белоруссии было решено раскулачить 3 – 3,5% хозяйств, хотя в республике имелось только 2,6% кулацких хозяйств. Поэтому раскулачивали не только зажиточных крестьян, но и середняков. Кто подсказал раскулачить Хведора? Змитер Цыпруков. Почему? Он должен был Хведору тридцать рублей. Вдумайтесь: тридцать. Именно за тридцать сребреников Иуда Искариот продал Иисуса Христа. Какой грех на совести Змитера Цыпрукова? Иудин грех – грех предательства. Одержим ли Хведор ненавистью? Нет. Уже прозвучало описание внешности Микиты Зыркаша. Таким его увидел наблюдавший за дорогой Хведор. Хведор понял, что Зыркаш тяжело болен, что он уже не жилец на этом свете, одной ногой он уже там. Что чувствует при этом наш герой? Найдите, прочитайте (конец 2 главы). “В душе невольно шевельнулось мстительное чувство к больному: действительно, Бог все видит и карает по справедливости. Раньше он бы порадовался бы, а теперь не мог. Зла на обидчиков он уже почти не держал – перегорело оно уже за годы собственных мук, никому он не желал, как и себе тоже. Пусть поправляется и долго живет на земле завистник Зыркаш”. Хведор не живет по принципу “око за око, и зуб за зуб”. Откуда эти слова? Из нагорной проповеди Иисуса Христа. Каков наш герой? Он смог подняться до вершин общечеловеческих моральных ценностей. Он незлобивый, смиренный, он мученик. О жизни Хведора хочется сказать “житие”. Он, безусловно, не святой, но он старался жить праведно, по заповедям Нашего Небесного Отца и по заповедям Иисуса Христа. Как не вспомнить слова Федора Абрамова: “И какие 20 млн. Отборные”.
Давайте вернемся к событиям 1930 года. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации” от 30 января 1930 года предписывалось: “Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы”. Как проходило раскулачивание Хведора? Послушаем отрывок из повести. Эпизод “Раскулачивание Хведора”. Во что превратилось раскулачивание семьи Ровбы? В грабиловку. Отняли все, разлучили девочку. Куда был сослан Хведор? Сначала под Котлас, а после неудачного побега он оказался под Сыктывкаром. Как удалось Миколе, сыну Хведора, избежать ссылки? Он в это время служил в красной армии.
Есть в повести эпизод воспоминание о германском плене, в котором Хведор оказался в 1918 году. Прочитайте, как наказали героя за то, что он “огрел кнутом” гаденыша Руди, внука хозяина Егана. Эпизод из четвертой главы: “. Расскажите, что же пришлось испытать Хведору в ссылке, как его наказывала судьба, как его наказывали люди? Почему наказание Егана стало казаться ему “нелепой шуткой – не более”? У него от туберкулеза умерла жена. Хведор похоронил ее на кладбище за поселком спецпереселенцев. Давайте заглянем на это кладбище. Эпизод из первой главы: “Кладбище было новое…”. Вот вам и ответ на вопрос Семена Давыдова “Ведь не подохнут же они?” Чем обернулось коллективизация? Она обернулось геноцидом – физическим истреблением людей. При каких обстоятельствах Хведор потерял дочь? Пересказ эпизода из третьей главы. Что вы скажете Семену Давыдову? Кулацкие дети умирал, не дожив до светлого будущего. При побеге Хведора взяли в качестве кабана.
Тот побег не удался, но Хведор подышал воздухом свободы, она опьянила его, и он решил бежать во что бы ни стало.
Вернувшись в родные края, Хведор пытается понять, как живут его односельчане. Что же примечает его хозяйский взгляд? В деревне нет собак, крестьяне предпочитают завести лишнего поросенка. Хведор делает вывод о том, что не разбогатели его земляки. Он видит скособочившиеся избы. На что он еще обращает внимание? На то, как плохо выкопана картошка. “Какое богатство осталось в земле”, - думает Хведор. Да и как не остаться картошке в земле, если колхозники работают без души. На все вопросы Хведора ответил старик из Ушатов. Как же живется колхозникам? Голодно: “С вяликодня (с Пасхи) до Ильи траву ели”. Кстати, я уже говорила вам о том, что в 1932–33 году советским правительством было продано за границу 18 млн. центнеров зерна. Есть авторитетное мнение о том, что если бы хотя бы часть зерна осталась в стране, голода можно было бы избежать. Один из современных экономистов умножил количество проданного зерна на его экспортную цену и разделил на число умерших от голода. Получилось 2 рубля 40 копеек. 2 рубля 40 копеек – цена человеческой жизни. Хведор возвращается в Недолище в 1935 году. Но в деревнях по-прежнему люди умирают от голода. Кроме того, крестьяне задыхаются от непосильных налогов: нужно сдать 200 литров молока, мясо, яйца, овечек, шерсть, зарезал свинью – сдай шкуру. Какое звучание приобретает тема коллективизации? Она звучит как тема раскрестьянивания крестьян.
Именно из разговора со стариком Хведор узнает о том, что сын его стал начальником - “зверугой”. Как он обращается с людьми? “Все матюгом да погрозой. Сибирью пужает. От батьки отказался… фамилию собирается сменить, чтоб, значит, ни духу…” Давайте прочитаем, что чувствует Хведор, узнав новости о сыне. Что такое для Хведора фамилия? Это ниточка, которая связывает прошлое с будущим. Но отец остается отцом: через несколько минут Хведор пытается сына оправдать.
Вспомните, каким Миколка был в детстве? Он был упрямым, но незлобывым. Как вы думаете, когда же началось перерождение доброго мальчика в “зверугу”? Наверное, тогда, когда он снял в хате иконы, а вместо них повесил портрет Карла Маркса. Висели образа – ни пользы от них, ни вреда. Так ли это? Какую божью заповедь нарушил Миколка? Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, - не поклоняйся им и не служи им… Человеческой душе, как яблоньке-дикарке, чтоб она приносила добрые плоды, нужна прививка. Прививка эта – вера. Если в душе человека нет веры в Бога, он начинает молиться дьяволу. Отказавшись от отца и его фамилии, какую Божью заповедь нарушает Миколка? Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Брат Хведора в начале коллективизации оставил деревню, наверное, он боялся, что тень раскулаченного родственника падет и на него. От Хведора отказался сын. “Распадались семьи, рушились кровные человеческие связи”, - пишет Василь Быков. Таким образом, он поднимает в повести и проблему разрушения человеческих гнезд.
Какова система персонажей в романе?
Почему расположили именно так? Что лежит в основе такого расположения? Антитеза. В чем ее суть? Грехопадение и жизнь по божьим заповедям.
Стало известно о появлении Хведора в Недолище, и на него была организованна облава. Что такое облава? 1) Охота, при которой окружается место, где находится зверь с тем, чтобы гнать его оттуда на охотников. 2) Оцепление места, где находится или могут находиться преследуемые лица, с целью их поимки. В каком значении употреблено это слово в повести? В обоих. Колхозники, активисты из района, пограничники гонят Хведора, как зверя, и он оказывается в болоте. Читаем. Эпизод “Гибель Хведора”.
После смерти дочери у Хведора появилась мысль покончить с собой, потому что жизнь у него отняла последнюю радость, единственное его утешение. “Что она может отнять еще?” - подумалось тогда Хведору. Оказывается, может. Хведор бежал из ссылки не только для того, чтобы умереть на родной земле, но и для того, чтобы увидеть сына. Увидел. Оказывается, сын не просто участвует в облаве, он ее руководит. Вот теперь ему действительно нечем жить, жизнь отняла у него все.
Хведор так и не нашел ответа на свой вопрос: “За что?” Может, мы сможем ответить на него? За что были так жестоки с Хведором и время, и люди, и судьба? За то, что жил праведно, За то, что любил землю, работал на ней, хотел жить лучше. За то, что “проклятая судьба уготовила ему в такое время родиться крестьянином”, и поэтому он угодил под безжалостное колесо коллективизации. Итак, как же раскрывается в повести тема коллективизации? Какова идея произведения? Что такое коллективизация по Василю Быкову? Это трагедия народа, потому что это геноцид, это раскрестьянивание крестьян, это распад семей.
Использованная литература
- Быков В.В. Облава: Повести. – М.: Дружба народов, 1991.