Цель: воспитание любви к Родине, бережного отношения к слову, знание жития, исторических фактов.
Задумывались ли вы, ребята, каким сокровищем обладаем?
Мы можем читать слово, дошедшее к нам из глубины веков, через несколько столетий.
С принятием христианства вместе с богослужебными книгами на русский язык начали переводить жития святых.
1. Работа со словарём:
- Что обозначает слово житие?
- Житие буквально соответствует греческому слову биос - жизнь.
Этим термином стали обозначать жанр жизнеописания святых.
Чтобы обобщить знания о жанре жития, вам было предложено самим придумать вопросы.
Примерные вопросы:
- Для чего писали жития?
- От какого лица обычно велось повествование?
- Что представляла собой композиция жития?
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых почитаемых на Руси святых - Сергии Радонежском.
Перед нами цель: собрать самое ценное. Что это? Самое ценное: слова, раскрывающие образ Сергия.
Будущий подвижник преподобный Сергий родился в первой половине XIV века (1314 или 1322).
Согласно житию, младенец был наречён Варфоломеем. Сведения о жизни Сергия содержатся в его житии.
Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 г. В середине XV века труд Епифания был отредактирован другим известным книжником - Пахомием Сербом (Логофетом).
На основе жития написаны такие замечательные книги: роман Балашова “Похвала Сергию”, очерк Зайцева, повесть историка Борисова.
До наших дней сохранился выполненный в первой четверти XV века шитый покров с изображением Сергия. Полагают, что он передаёт реальные особенности радонежского игумена.
Учащиеся описывают репродукцию с покровом.
Впечатления и открытия. Делимся, обсуждаем, собираем.
У историка Н. С. Борисова есть интереснейшая мысль: жизненный путь “великого старца” выглядит пародоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем, он никогда не брал в руки меч – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей.
Диалог.
- С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни святого?
- Какие родители были у Сергия?
- Какие знамения убеждали родителей в богоизбранности их сына?
- Как вы думаете, неужели святым легче было исполнять Божию волю?
- Нет. Обоснование.
- Да. Обоснование.
- В своей жизни Сергий сталкивался с теми же трудностями, что и мы.
Что значит: “икона с житием”?
Посмотрите внимательно на житие в картинках, скажите, какие события, известные из текста, мы находим на иконе?
Покажите их на настоящей иконе.
Давайте каждый из вас защитит своё маленькое произведение- картинку, нарисованную дома, расскажет об изображённом событии.
Учитель рассказывает о репродукции Нестерова “Видение отроку Варфоломею”.
У Варфоломея была мечта: он хотел уйти в монастырь. Его решение уйти в лесную пустыню не было отчаянием или бегством от мира. Это был самостоятельный шаг к утраченной свободе.
Путешествие по галерее рисунков.
Рисунки о жизни святого в лесу.
Особенностью жития является свершение чудес святым.
Рисунки о чудесах.
Какой факт из жизни святого говорит о его прозорливости?
Рисунки о видениях святому.
Видения сбывались. Видение о птицах. – Превращение монастыря в Троице-Сергиеву лавру.
Стремление Сергия во всём следовать Иисусу заставляло пойти его в мир с проповедью любви. Ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Тверь; к Олегу Рязанскому.
Он всегда выступал от Москвы, а значит от России.
Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция.
Рассказ учащихся о Куликовской битве.
Победа на Куликовом поле была одержана в день Рождества Богородицы.
Чтение фрагмента о чудесном явлении Богородицы Сергию.
Показываю икону “Явление Богоматери Сергию”. Икона стала святыней русской армии.
Икона Рублёва “Троица”. Почему икону часто помещают в житии Сергия?
Пословицы.
Разрешение проблем урока. Находки учащихся: слова-образы (монах, миротворец, патриот, преподобный… )
Чему учит житие?
Песня “Вся Россия стала полем Куликовым” (Бичевская).