Жюль Верн – писатель-гуманист или фантаст-путешественник?

Разделы: Литература


Цели:

Обучающая:

1. Научить составлять “Литературный портрет писателя” на основе биографических сведений о нём.

2.Научить учащихся выделять особенности сюжетно-композиционного построения романов, находить сходство, делать обобщения.

3.Уметь делать выводы, используя сравнительные таблицы.

4. Отрабатывать приёмы и методы мультимедийных презентаций.

Развивающая:

1.Развивать образное мышление, монологическую речь.

2. Развивать межпредметные связи с географией, историей, физикой, биологией.

Воспитательные

1.Воспитывать умение самостоятельно работать с текстом художественной, научно-фантастической литературой.

2.Воспитание читательского интереса к зарубежной литературе.

3. Умение проводить презентацию изученного материала.

4. Умение работать в группах, с индивидуальными заданиями.

Оборудование:

1.Портрет Ж.Верна, выставка книг – романы Ж.Верна “Дети капитана Гранта”, “Двадцать тысяч лье под водой”, “Таинственный остров” (издания 1953-1955 годов).

2.Рисунки учащихся по романам Трилогии, сочинения “Мои любимые герои романов Ж. Верна”, литературная газета с отзывами с отзывами учащихся о прочитанных книгах.

3.Музыкальные увертюры Дунаевского к кинофильму “Дети капитана Гранта”, музыкальные фрагменты к кинофильмам “Двадцать тысяч лье под водой”, “Таинственный остров”, презентации, доклады учащихся

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Учитель:

Известный французский писатель Жюль Верн вошел в мировую литературу как первый классик научно-фантастического романа и замечательный мастер романа приключений. Но произведения Жюля Верна притягивают нас и своей жизненной правдой, человечностью. Так кто же он?

“Жюль Верн – писатель-гуманист или фантаст-путешественник”?

Для изучения мы взяли Трилогию: романы Ж.Верна “Дети капитана Гранта”, “Двадцать тысяч лье под водой”, “Таинственный остров”.

Цель урока: рассмотреть особенности сюжетно-композиционного построения романов и доказать, кем же в сущности был Жюль Верн: писателем-гуманистом или страстным путешественником, подарившим миру приключенческую литературу.

Задачи урока:

1) выявить в романах “Дети капитана Гранта”, “Двадцать тысяч лье под водой” и “Таинственный остров” признаки гуманистического романа, переходящего в приключения и литературу, имеющую воспитательное и познавательное воздействие на школьников.

2) проанализировав произведения, найти важные доказательства гуманистических идей писателя; представить литературных героев – открывателей в географии и науке, ставших прототипами реальных гениев;

3) провести социологический опрос среди одноклассников: Ж.Верн –писатель современности?

4) представить карту путешествий Жюля Верна, героев Трилогии, которые можно использовать в письменных работах и при устных ответах одноклассников на уроке литературы и географии.

В классе были организованы творческие группы, которые и представят нам свои работы.

3. 1-я группа “Творческий подвиг писателя Ж.Верна” (Приложение №1)

Вывод:

За свою долгую жизнь, кроме 65 романов, которые были изданы в 93 томах, Ж.Верн написал ещё 20 повестей и рассказов, 23 драматических произведения и 10 научно-популярных книг. Таким образом, все сочинения Ж.Верна образуют библиотеку из 110-115 томов, библиотеку, написанную одним человеком. Лишь ближайшим друзьям было известно, какого огромного напряжения физических и духовных сил стоило ему каждое произведение, пленявшее читателей новизной, остроумием, лёгкостью стиля.

4. Учитель:

Каковы же особенности сюжетно-композиционного построения, образы главных героев романов Жюля Верна?

2-я группа. “Свободолюбивые идеи романа “Дети капитана Гранта”.

(Музыкальные фрагменты, рисунки, отзывы о прочитанном романе)

1) Вопросы для обсуждения:

-Чем было вызвано плавание капитана Гранта и почему Гленараван отправился на его поиски?

-Охарактеризуйте героев романа. Кто из них вам понравился и почему?

-Как проявили себя члены экипажа Гленаравана во время опасных путешествий? Остановитесь на конкретных примерах.

-Какие страницы романа произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?

Реальные люди - суровые испытания

(характеристика героев) (Приложение 2)

Вывод:

Герои романа – единомышленники Гранта, реальные люди, на долю которых выпали суровые испытания.

Члены экспедиции - единомышленники Гранта, поэтому название романа воспринимается как символическое. Писатель-гуманист верен себе до конца.

Его герои, люди необыкновенные, они притягивают читателя, заставляют думать, страдать, радоваться, двигаться к намеченной цели. Это реальные люди, попавшие в суровые испытания, здесь нет никакой фантастики.

5. 3-я группа “Национально-освободительные идеи романа “Двадцать тысяч лье под водой”.

Вопросы для обсуждения:

-Каким образом Аронакс, Консель, Нед Ленд оказались на “Наутилусе?

-Почему капитан Немо охотно делится всеми тайнами “Наутилуса” с Аранаксом?

-Что привлекло капитана Немо в этом человеке?

- Капитана Немо считал гостей “пассажирами” “Наутилуса”, а гости “пленниками”. Кто из них, на ваш взгляд, прав?

-В чём секрет обаяния этой бессмертной книги?

Кого изобразил Жюль Верн: капитана Немо или индийского принца Даккара, посвятившего всю жизнь борьбе за освобождения колонизаторов?

(Приложение №3)

6. 4-я группа “Таинственный остров” - роман, утверждающий идеалы человека в обществе.

В “Таинственном острове” сводятся воедино сюжетные линии двух первых романов. Робинзоны XIX века - инженер Сайрес Смит и его друзья вынуждены проделать как бы заново нее путь, пройденный человечеством. Плоды совместного труда являются общим достоянием. Для каждого в отдельности и для всех вместе созидательный труд становится первейшей жизненной потребностью. Писатель утверждает идеалы человеческого общества. Но у Ж. Верна появляются сомнения в осуществлении такого идеального порядка и взаимоотношений между героями острова.

Вывод:

“Таинственный остров” - робинзонада нового типа, основанная на прославлении благих результатов свободного коллективного труда. В этом и заключается воспитательное значение “Таинственного острова”, одного из

лучших романов Жюля Верна. Увлекательный художественный вымысел тесно переплетается в его романах с реалистическими картинами бедственного положения порабощенных народов колониальных и зависимых стран, ужасами работорговли, невольничества негров в Америке. (Приложение №4)

7. 5-я группа проводила анкетирование среди семиклассников:

“Жюль Верн – современный писатель?” Анкета. (Приложение №5)

Вывод:

В анкетировании участвовало 58 семиклассников. Проанализировав результаты анкеты, можно с уверенностью сказать, что творчество Ж. Верна и его романы не утратили своей актуальности и сегодня. В наше время возраст почитателей его таланта не снизил свою прежнюю планку. На таких ярких, мужественных, отважных и благородных героев, которых подарил миру писатель, всегда можно положиться как на верных друзей и идти с ними по жизни в ногу, не оглядываясь, навстречу своей мечте!

8. 6-я творческая группа “Значение “Трилогии” в воспитании и становлении личности читателей

Вершиной творчества Жюля Верна можно считать его знаменитую Трилогию, герои которой не только выражают, но и воплощают в практических действиях гуманистические и демократические идеалы писателя. С уверенностью можно сказать, что в поисках этих идеалов не ушёл и ХХ1 век. А это значит, что “вдохновенный искатель” Жюль Верн будет оставлять неизгладимый след в душах юных читателей, подаривших им замечательные образы литературных героев, с которыми можно идти по жизни, открывая новое и увлекательное рядом.

О большой популярности французского писателя и уважении к его памяти свидетельствует и такой многозначительный факт: после того как советские ученые сфотографировали с помощью космической ракеты невидимую сторону Луны, одному из “потусторонних” лунных кратеров было присвоено имя Жюля Верна.

9. Итог урока.

На уроке мы проделали следующую работу:

Во-первых, выяснили, что творческий подвиг писателя воплотился в целостном замысле Трилогии: романах “Дети капитана Гранта”, “20000 лье под водой”, “Таинственный остров”. Огромного напряжения физических и духовных сил стоило Жюлю Верну каждое произведение, пленявшее читателей новизной, остроумием, легкостью мысли.

Во-вторых, проанализировав Трилогию, выяснили, что все произведения связаны с постановкой одной проблемы: взаимоотношения человека и природы, человека и цивилизации. Она обусловила и черты сходства в сюжетно-композиционной организации этих произведений. Основа сюжета – приключенческая с обязательными элементами: путешествия, тайна, борьба с антагонистами или природой.

В-третьих, выявили, что в организации сюжета обязательным является благородный, отважный, решительный герой. Сильная личность в коллективе, борющаяся за справедливость и равноправие на земле.

В-четвертых, провели анкетирование среди одноклассников с целью выявления значения произведений Жюля Верна в развитии личности подростков.

На основе проделанной работы мы пришли к выводу, что Жюль Верн – писатель-гуманист, фантастическим образом преобразившим мир людей своими необыкновенными путешествиями, вдохновенный искатель настоящих героев в жизни, останется неумирающим спутником юности.

10. Рефлексия.

Что на уроке стало для вас открытием? Какие новые романы Жюля Верна прочитаете? Что посоветуете прочитать своим друзьям?

11. Оценки.

12. Домашнее задание.

Написать заметку в школьную газету : “Друзья, читайте Жюля Верна!”

Использованная литература

  1. Андррева К.Ф. Три жизни Ж. Верна., М., 1956г.
  2. Брандис Е.О.О Ж. Верне и “Таинственном острове”. М., 1955г.
  3. Брандис Е.О. Впередисмотрящий. М., 1976 г.
  4. Верн Ж. Таинственный остров. М., 1998г.
  5. Верн Ж. 20000лье под водой. М., 1999г.
  6. Верн Ж. Дети капитана Гранта.. М., 1996г.
  7. Кагарницкий Ю.И. Г.Уэлс и Ж. Верн. Вопросы лит. 1962, №6. С.129-133.
  8. Кагарницкий Ю.И. Вглядываясь в будущее. М., 1989г. С. 161.