Цели урока:
Обучающая: научить работать с эпическим текстом.
Развивающая: развивать навыки и умения выделять главное.
Воспитывающая: формировать человеческое отношение к близким людям.
Эпиграф к уроку:
Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы всегда в долгу, - это мать.
М.Горький
Ход урока
1. Слово учителя.
Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказки? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?
Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач.
Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме.
И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. Если это настоящие люди…
Звучит песня в исполнение Витаса” Прости, родная, за разлуку…”.
Слушая эту песню, мы мысленно обращаемся к нашим матерям, молодым и старым, любящим и любимым. Но всегда ли мы помним о них, всегда ли приходим на помощь?
2. Анализ рассказа К.Г.Паустовского “Телеграмма”.
Словарные слова записаны на доске: стеклярус, барельеф, пустельга, сольвейг.
1) Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ.
- сколько частей можно выделить? (3).
- озаглавим их и подберем эпиграфы:
1 часть - “Мать” - “Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!”
2 часть - “Дочь” - “Эх ты, сорока!”
3 часть - “Телеграмма” - “За добро плати добром, не будь пустельгой”.
- можно ли еще выделить части рассказа? (Да, последняя часть- эпилог: мать умерла и похоронена посторонними людьми; дочь не успела даже на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и оставляет надежду на то, что холод ее души растоплен слезами боли и раскаяния.
2) О чем этот рассказ? (Основная тема - взаимоотношения между родителями и детьми)
3) Подумаем, зачем автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, создает тональность повествования)
Выразительное чтение текста вслух (начало).
- Какие мысли передает автор через этот пейзаж? (Время замедлило свое течение, мысль об увядании природы)
- Почему именно “подсолнечник”, а не “подсолнух”, как говорят в деревне? (У читателей создается впечатление, что это теплое маленькое солнышко на фоне серого, черного неба)
- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Соотносит состояние природы с душевным состоянием человека)
- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет)
- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар).
- Как это соотносится с образом героини? (Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти)
- Что вам известно о прошлом Катерины Петровны?
- Однажды ей почудилось, что кто-то стучит в калитку. Зачитайте эпизод”: Она задохнулась, остановилась у старого дерева…”Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их)
- Найдите в этом отрывке примеры олицетворений и эпитетов (клен озябший, бесприютной ночи, ему некуда было идти, позабытые звезды).
- А если исключить строки с описанием природы из повествования, изменится ли что-либо?
-Что поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Что она очень слаба и дни ее , вероятно, сочтены)
И тогда она написала Насте письмо.
- Выразительное чтение письма.
- Почему Катерина Петровна написала его?
- Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери?
- Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
- А почувствовали ли вы отношение автора? Как оно передано? (Через композицию, пейзаж, портрет, описание внутреннего состояния)
Характеристика Насти.
1. Как Настя относилась к письмам матери? Чем занималась Настя?
2. Работа с портретом.
- Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор?
3. Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам.
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по-вашему мнению, бескорыстна?
- Устраивая выставку Тимофеева, Настя тратит много времени, чтобы помочь чужому человеку. Бездушна ли Настя?
- Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок.
- И вот курьерша Даша подала Насте телеграмму. Зачитайте ее.Само слово “телеграмма” должно было бы взволновать. Как же Настя принимает ее?
- Зачитайте диалог Насти со старым художником.
- Почему Настя не открыла старому художнику правду?
- Что сделала Настя с телеграммой? Почему?
- Настя оказалась для окружающих незнакомкой. Её в сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед которым невозможно скрыть свое истинное лицо. Так звучит в рассказе тема возмездия искусства на человека. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит.
- Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Насте? Она к таким относится?
- “Эх ты, сорока!”- что вы слышите в этих словах? Почему сорока? (Трещотка, легкомысленная птица; это, может быть, и подсознательная самооценка Насти)
- “Не будь пустельгой” - говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет предположить, что Тихон считает таковой именно Настю.
- Какое интересное слово “пустельга”. Вы знаете его значение?
Обращаемся к словарю Ожегова:
Пустельга - 1. хищная птица семейства соколиных. 2. легкомысленный, пустой человек (разг. неодобрит.).
- К Насте это слово применимо и в первом, и во втором значении. Почему Паустовский не сказал пустой человек, а пустельга?
- Кто помогает Насте прозреть? (Гоголь)
- Как передал писатель глубокую взволнованность Насти?
Чтение отрывка от слов”: Настя вздрогнула от холода” до слов “…лишь бы простила”. Обратите внимание на пейзаж.
- Как вы можете объяснить внезапное прозрение Насти?
Тихон пишет вторую телеграмму только уже не Насте, а Катерине Петровне. Но та понимает, что телеграмма не от дочери. По каким признакам она это поняла? (Речь выдает авторство пожилого человека)
- Зачитайте телеграмму.
Писатель мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Он сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Автор не случайно дает ей такое имя, потому что в переводе с греческого языка “Екатерина” означает “чистая, непорочная”.
- Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка.
Обратим внимание на пейзаж со слов “Подморозило…”.
Почему он изменился? (Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда Насти. Смерть - это и избавление от страданий)
- После смерти Катерины Петровны Тихон бормочет Манюшке”: За добро плати добром, не будь пустельгой”. Почему они сказаны именно ей?
- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Запись на доске:
“Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”.
Пятая заповедь Божия
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты- сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Настя приезжает к матери, но слишком поздно. Может, это заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?
- Что такое совесть?
Ответ найдем в словаре Ожегова.
- Зачем она дана человеку?
- Какие-либо факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?
Зачитайте заключительные строки рассказа.
- А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
- Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти? (Душевность, добросердечие, милосердие)
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Почему рассказ назван “Телеграмма”? В тексте две телеграммы. О какой идет речь? В названии?
3. Подведение итогов урока.
Тема нашего урока “За добро плати добром”. Как вы понимаете эти слова? Какими мы должны быть по отношению к матерям, чтобы не было поздно?
Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искренние раскаяние и исправление. Не случайно значение имени.
Запись на доске:
Настя (греческое) - воскрешающая.
- Эпиграфом к нашему уроку являются слова М.Горького. Зачитайте его. Почему мы всегда в долгу у матерей?
4. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание.
1) Выполнить творческие работы “Слово о маме”.
2) Задание для тех, кто любит литературу. Ответить на вопрос”: Каким вы видите автора этого произведения? Что он ценит в людях?” (письменно в тетрадях).
6. Заключительное слово учителя.
Тихо звучит музыка.
Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слова, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет - 5 или 50 - тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.