(Анализ главы «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»)
Цель урока: разгадать загадку Салтыкова-Щедрина, расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка.
Задания на уроке:
1. Идейно-художественный смысл главы.
2. Литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.
3. Позиция писателя.
Повторение: приемы эзопова языка (ирония, аллегория, аллюзия); гротеск.
Словарная работа: авторский стиль
Домашнее задание к уроку: Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?
Индивидуальные задания к уроку:
1. Причина использования аллюзии в 1-ом предложении главы (Комментарий Б. Эйхенбаума) [2]
2. Расшифровка названий племен, живших по соседству с головотяпами.
(В. Даль «Толковый словарь…»)
3. Причина использования аллюзии в дальнейшем содержании главы:
- «Были между ними, говорит летописец, - старики седые и плакали горько, что сладкую волю свою прогуляли; были и молодые, кои той воли едва отведали, но и те тоже плакали. Тут только познали все, какова такова прекрасная воля есть». (С. 28)[1]
- «Не шуми, мати зелена дубравушка!» (С. 27)
4. Звукоизобразительная характеристика головотяпов, князей.
Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи
М. С. ОльминскийЧитать произведения Салтыкова-Щедрина – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись.
И. А. Гончаров.
Ход урока
I. Слово о писателе (Учитель)
Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой.
Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо в совершенстве владеть ситуацией. Даже современник писателя И. А. Гончаров, которому в качестве цензора пришлось ознакомиться с его публикацией в журнале «Современник», отмечал, что «читать их - все равно, что расшифровывать хитрую тайнопись».
Что же говорить о нас!
- Почему же «Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи?» В чем причина?
Салтыков-Щедрин жил в очень интересное для России время. Реформы местного самоуправления, судебная, военная, в области образования. Но главный вопрос – крестьянский (освобождение крестьян от крепостной зависимости) и ограничение самодержавия.
Салтыков- Щедрин оказался востребован эпохой и в качестве чиновника, и в качестве писателя.
Чиновник в канцелярии военного министерства, вице- губернатор Рязани, Твери, председатель казенной палаты в Пензе, управляющий Тульской казенной палатой, а затем Рязанской.
Писатель Салтыков-Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слога не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу.
Цензурный комитет отмечал «вредное направление» произведений Салтыкова.
Применительно к творчеству великого сатирика используется специальный термин-эзопов язык. Прилагательное образовано от имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, согласно легенде, в VI в. до н. э. Создатель жанра басни был мастером иносказания. Он облекал самые смелые политические намеки в невинную форму рассказа о животных. Салтыков-Щедрин виртуозно владел эзоповым языком. Это искусство позволяло ему преодолевать цензурные препятствия. Но, возможно, он прибегал к многочисленным иносказаниям не только по необходимости.
Таков был его талант.
Задача урока - разгадать загадку писателя, расшифровать «хитрую тайнопись» его произведения.
II. Анализ главы «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города».
«История одного города» была написана в 1869 году. А еще за 8 лет до этого писатель придумал название города- Глупов. Само слово, однокоренное с «глупостью» и «глупцом», определило характер повествования. Писатель сочинил дурацкую, шутовскую историю, которая была при этом подозрительно похожа на настоящую.
1. Чтение учеником 1-ого предложения главы
Причина использования аллюзии в этом предложении (сообщение ученика)
Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический.
Открывается глава «О корени» выдуманной цитатой, написанной в подражание началу «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» - сочинение неизвестного русского писателя XII века, содержащее рассказ о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. В тексте этой цитаты упоминаются имена современных Щедрину историков- Костомарова, Соловьева и Пыпина. Каждого из них Щедрин иронически характеризует словами, взятыми из « Слова о полку Игореве».
Н. И. Костомаров (1817-1885) и С. М. Соловьев (1820-1879) были представителями противоположных и враждебных буржуазно-либеральных воззрений на историю России и на исторический процесс вообще. Соловьев в своей «Истории России» доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей. Костомаров, наоборот, считал эту политику вредной, главное значение он придавал стихийным движениям и изучал те моменты русский истории, когда на сцену выступали народные массы. Таковы его работы об украинском национальном движении («Богдан Хмельницкий»), о «смутном времени», о « севернорусских народоправствах» (Новгород, Псков).
Щедрин имеет ввиду именно эту противоположность их направлений и взглядов, когда говорит о Костомарове, что он «серым волком» рыскал «по земли»,а о Соловьеве-что он «шизым (т. е. сизым) орлом» ширял под облаками.
Что касается буржуазно-либерального ученого А. Н. Пыпина (1883-1904),то Щедрин применяет к нему слова: «растекаться мыслью по древу», потому что Пыпин в своих работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал, сосредоточенный вокруг объекта исследования.
Далее начинается рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова.
Вопрос об основах русской государственности и ее развитии получил в 60-е годы злободневный и полемический смысл в связи с крестьянскими волнениями, грозившими развернуться в революционное движение. НА фоне этой полемики глава «О корени происхождения глуповцев» выглядела не только как пародия на историческую легенду, но и как сатира, направленная по адресу обеих исторических школ: и «великодержавной» и народнической. [2].
Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями. Здесь – «головотяпы».
- Почему их так прозвали? (текст)
Но эзопов язык не так уж прост.
Вспомним русскую пословицу: «Заставь дурака Богу молиться - весь лоб расшибет», которую следует понимать метафорически. Объяснение слова «головотяпы» является не чем иным, как вариантом этой пословицы, но писатель переосмыслил данное прозвище и прочел его буквально. Ироническое объяснение помогает понять, что перед нами образ неправдоподобный, а условный. Прием, к которому прибегает здесь автор, в сатире встречается часто – буквальное прямое прочтение метафорических выражений, намеренная карикатура – гротеск!
Особенно часто любят прибегать к нему художники – карикатуристы. Он позволяет создавать яркие гротесковые образы.
Чаще всего у Салтыкова-Щедрина встречаются образы-характеристики, даже образы – клички. («головотяп» – впервые употреблено Салтыковым-Щедриным).
- Кто жил по соседству с головотяпами? (текст)
Думаете это тоже выдумка?
Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.
- Расшифровка названий племен (Сообщение ученика)
Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.
Полуреальное, полулегендарное повествование выдержано в серьёзном и торжественном тоне, который находится в постоянном противоречии с нелепостью описываемых явлений.
4. Найдите нелепые, нелогичные явления в тексте. Алогизмы (чтение)
а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест»
(Стыд не дым, глаза не выест) (С. 22)
б) «Таким образом взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны» (С. 22)
в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.
«Началось с того, что … » (С. 22)
Вывод: Это чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным). Алогичное служит более рельефной обрисовке персонажей: в этих событиях в концентрированной форме отражаются характерные черты человеческой истории.
5) Головотяпы – (разг. ) о том, кто небрежно и бестолково ведет какое – либо дело (впервые употреблено Салтыковым-Щедриным).
Головотяпство - (неодобр. ) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела. [3]
- Причины головотяпства?
- Несговорчивость
- Недоброжелательство
- Необразованность, темнота, забитость
- Собственное варварство
- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение
Вывод: Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге. А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот и нужен был эзопов язык.
6) Но даже и в сравнении со всеми подвигами глупости решение добровольно отдаться в кабалу, хочет сказать писатель, выглядит фантастически!
- Как меняется при этом интонация?
(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)
Домашнее задание к уроку - Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?
- Персонаж – помощник. ( Добромысл, пошехонец - слепород, чухломец -рукосуй, вор-новотор). Но что они делают? Указывают дорогу! (абсурд, гротеск)
- Гипербола (гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)
- Троекратные повторы (речевые, композиционные)
- Три князя. (Князь, глупый-преглупый, умный-преумный)
- Постоянные эпитеты ( «добры молодцы»)
- Сказочные формулы («три года и три дня»)
- Стилизация сказки: « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком…»(С. 25)
7) А в сказочное повествование вновь вплетаются аллюзии
- Зачем? (Сообщение ученика)
а) «Были между ними…» (С. 28)
Ср. : Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
«Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».
Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.
б) «Не шуми, мати зелена дубравушка!» (С. 27)
Ср: А. С. Пушкин « Капитанская дочка» гл. 7
«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»
Вывод: И у Салтыкова-Щедрина ужас оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей. Его точка зрения – это большая глупость. Так головотяпы стали глуповцами.
8) Что принесло головотяпам самовластие? (Глупость не порок, а беда).
- «И будете вы платить мне дани многие» (С. 27)
(грабёж, систематический, узаконенный) - «Когда же пойду на войну - и вы идите!»
(превращение жителей в «пушечное мясо») - «А до прочего вам ни до чего дела нет»
(устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов) - «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же
всех – казнить»
(воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).
- Главная проблема главы?
(Народ и самовластие- их противостояние).
9) На это противостояние указывают даже звукоизобразительные характеристики. (сообщение ученика)
В гротескном мире главы отсутствуют звуки спокойные, нейтральные:
Звукоизобразительная характеристика головотяпов |
Черты характера |
Звукоизобразительная характеристика князей |
Черты характера |
Галденье Смех Вздохи Вопли Плач Рыдания |
Несговорчивость Темнота Покорность Забитость Страдания Страдания |
Поучил жезлом (удары) Палил из пушек Крик Восклицания |
Ограниченное властолюбие Жестокость Тупость Произвол |
Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа
Город Глупов – город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.
Текст главы динамичен вдвойне: развивается сатирическая мысль писателя и развивается, развертывается сама материя образа. От комедийного, игрового, фольклорно- просторечного начала главы к ее концу меняется эмоциональное звучание целого. От шутки, насмешки – к издевке над тупой рьяностью верхов и к все большему сочувствию низам. Так будет во всех главах романа, ключ к которому- глава «О корени происхождения глуповцев».
О чем же она?
Можно отдать свою законную свободу в чужие загребущие руки, но можно и не отдавать. Тогда и история пошла бы по- иному, и глуповцами не назывались бы.
Не правда ли иносказание вполне прозрачное?
Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активен, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, так и политическим.
Примечания
1. Салтыков- Щедрин М. Е. История одного города, «Детская литература», 1972г. Далее все цитаты из романа приводятся по этому изданию с указанием страниц в скобках.
2. Эйхенбаум. Б. Комментарии (там же С. 232)
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. : рус. язык, 1986г.
Литература
1. Прозоров В. В. Салтыков- Щедрин: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1988г.
2. Комина Р. В. Над страницами русской классики: книга для учащихся старших классов сред. шк. – М. :Просвещение,1991г.
3. Басовская Е. Н. Русская литература. Вторая половина XIX в. : учебник для 10 класса сред. шк. – М. : Олимп, 1998г.
4. Турьянская Б. И. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М. : «Русское слово», 2000г.
5. Плотинина Н. Конспект двух уроков «Глупов и глуповцы под судом сатиры». //Литература (приложение к газете «Первое Сентября»). 2001г. №27