Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


(Анализ главы «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»)

Цель урока: разгадать загадку Салтыкова-Щедрина, расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка.

Задания на уроке:

1. Идейно-художественный смысл главы.

2. Литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.

3. Позиция писателя.

Повторение: приемы эзопова языка (ирония, аллегория, аллюзия); гротеск.

Словарная работа: авторский стиль

Домашнее задание к уроку: Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?

Индивидуальные задания к уроку:

1. Причина использования аллюзии в 1-ом предложении главы (Комментарий Б. Эйхенбаума) [2]

2. Расшифровка названий племен, живших по соседству с головотяпами.

(В. Даль «Толковый словарь…»)

3. Причина использования аллюзии в дальнейшем содержании главы:

  • «Были между ними, говорит летописец, - старики седые и плакали горько, что сладкую волю свою прогуляли; были и молодые, кои той воли едва отведали, но и те тоже плакали. Тут только познали все, какова такова прекрасная воля есть». (С. 28)[1]
  • «Не шуми, мати зелена дубравушка!» (С. 27)

4. Звукоизобразительная характеристика головотяпов, князей.

Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи
М. С. Ольминский

Читать произведения Салтыкова-Щедрина – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись.
И. А. Гончаров.

Ход урока

I. Слово о писателе (Учитель)

Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой.

Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо в совершенстве владеть ситуацией. Даже современник писателя И. А. Гончаров, которому в качестве цензора пришлось ознакомиться с его публикацией в журнале «Современник», отмечал, что «читать их - все равно, что расшифровывать хитрую тайнопись».

Что же говорить о нас!

- Почему же «Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи?» В чем причина?

Салтыков-Щедрин жил в очень интересное для России время. Реформы местного самоуправления, судебная, военная, в области образования. Но главный вопрос – крестьянский (освобождение крестьян от крепостной зависимости) и ограничение самодержавия.

Салтыков- Щедрин оказался востребован эпохой и в качестве чиновника, и в качестве писателя.

Чиновник в канцелярии военного министерства, вице- губернатор Рязани, Твери, председатель казенной палаты в Пензе, управляющий Тульской казенной палатой, а затем Рязанской.

Писатель Салтыков-Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слога не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу.

Цензурный комитет отмечал «вредное направление» произведений Салтыкова.

Применительно к творчеству великого сатирика используется специальный термин-эзопов язык. Прилагательное образовано от имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, согласно легенде, в VI в. до н. э. Создатель жанра басни был мастером иносказания. Он облекал самые смелые политические намеки в невинную форму рассказа о животных. Салтыков-Щедрин виртуозно владел эзоповым языком. Это искусство позволяло ему преодолевать цензурные препятствия. Но, возможно, он прибегал к многочисленным иносказаниям не только по необходимости.

Таков был его талант.

Задача урока - разгадать загадку писателя, расшифровать «хитрую тайнопись» его произведения.

II. Анализ главы «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города».

«История одного города» была написана в 1869 году. А еще за 8 лет до этого писатель придумал название города- Глупов. Само слово, однокоренное с «глупостью» и «глупцом», определило характер повествования. Писатель сочинил дурацкую, шутовскую историю, которая была при этом подозрительно похожа на настоящую.

1. Чтение учеником 1-ого предложения главы

Причина использования аллюзии в этом предложении (сообщение ученика)

Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический.

Открывается глава «О корени» выдуманной цитатой, написанной в подражание началу «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» - сочинение неизвестного русского писателя XII века, содержащее рассказ о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.  В тексте этой цитаты упоминаются имена современных Щедрину историков- Костомарова, Соловьева и Пыпина. Каждого из них Щедрин иронически характеризует словами, взятыми из « Слова о полку Игореве».

Н. И. Костомаров (1817-1885) и С. М. Соловьев (1820-1879) были представителями противоположных и враждебных буржуазно-либеральных воззрений на историю России и на исторический процесс вообще.  Соловьев в своей «Истории России» доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей. Костомаров, наоборот, считал эту политику вредной, главное значение он придавал стихийным движениям и изучал те моменты русский истории, когда на сцену выступали народные массы. Таковы его работы об украинском национальном движении («Богдан Хмельницкий»), о «смутном времени», о « севернорусских народоправствах» (Новгород, Псков).

Щедрин имеет ввиду именно эту противоположность их направлений и взглядов, когда говорит о Костомарове, что он «серым волком» рыскал «по земли»,а о Соловьеве-что он «шизым (т. е. сизым) орлом» ширял под облаками.

Что касается буржуазно-либерального ученого А. Н. Пыпина (1883-1904),то Щедрин применяет к нему слова: «растекаться мыслью по древу», потому что Пыпин в своих работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал, сосредоточенный вокруг объекта исследования.

Далее начинается рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова.

Вопрос об основах русской государственности и ее развитии получил в 60-е годы злободневный и полемический смысл в связи с крестьянскими волнениями, грозившими развернуться в революционное движение. НА фоне этой полемики глава «О корени происхождения глуповцев» выглядела не только как пародия на историческую легенду, но и как сатира, направленная по адресу обеих исторических школ: и «великодержавной» и народнической. [2].

Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями. Здесь – «головотяпы».

- Почему их так прозвали? (текст)

Но эзопов язык не так уж прост.

Вспомним русскую пословицу: «Заставь дурака Богу молиться - весь лоб расшибет», которую следует понимать метафорически. Объяснение слова «головотяпы» является не чем иным, как вариантом этой пословицы, но писатель переосмыслил данное прозвище и прочел его буквально. Ироническое объяснение помогает понять, что перед нами образ неправдоподобный, а условный. Прием, к которому прибегает здесь автор, в сатире встречается часто – буквальное прямое прочтение метафорических выражений, намеренная карикатура – гротеск!

Особенно часто любят прибегать к нему художники – карикатуристы. Он позволяет создавать яркие гротесковые образы.

Чаще всего у Салтыкова-Щедрина встречаются образы-характеристики, даже образы – клички. («головотяп» – впервые употреблено Салтыковым-Щедриным).

- Кто жил по соседству с головотяпами? (текст)

Думаете это тоже выдумка?

Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.

- Расшифровка названий племен (Сообщение ученика)

Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.

Полуреальное, полулегендарное повествование выдержано в серьёзном и торжественном тоне, который находится в постоянном противоречии с нелепостью описываемых явлений.

4. Найдите нелепые, нелогичные явления в тексте. Алогизмы (чтение)

а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест»

(Стыд не дым, глаза не выест) (С. 22)

б) «Таким образом  взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны» (С. 22)

в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.

«Началось с того, что … » (С. 22)

Вывод: Это чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным). Алогичное служит более рельефной обрисовке персонажей: в этих событиях в концентрированной форме отражаются характерные черты человеческой истории.

5) Головотяпы – (разг. ) о том, кто небрежно и бестолково ведет какое – либо дело (впервые употреблено Салтыковым-Щедриным).

Головотяпство - (неодобр. ) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела. [3]

- Причины головотяпства?

- Несговорчивость

- Недоброжелательство

- Необразованность, темнота, забитость

- Собственное варварство

- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение

Вывод: Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге. А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот и нужен был эзопов язык.

6) Но даже и в сравнении со всеми подвигами глупости решение добровольно отдаться в кабалу, хочет сказать писатель, выглядит фантастически!

- Как меняется при этом интонация?

(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

Домашнее задание к уроку - Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?

  • Персонаж – помощник. ( Добромысл, пошехонец - слепород, чухломец -рукосуй, вор-новотор). Но что они делают? Указывают дорогу! (абсурд, гротеск)
  • Гипербола (гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)
  • Троекратные повторы (речевые, композиционные)
  • Три князя. (Князь, глупый-преглупый, умный-преумный)
  • Постоянные эпитеты ( «добры молодцы»)
  • Сказочные формулы («три года и три дня»)
  • Стилизация сказки: « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком…»(С. 25)

7) А в сказочное повествование вновь вплетаются аллюзии

- Зачем? (Сообщение ученика)

а) «Были между ними…» (С. 28)

Ср. : Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».

Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.

б) «Не шуми, мати зелена дубравушка!» (С. 27)

Ср: А. С. Пушкин « Капитанская дочка» гл. 7

«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»

Вывод: И у Салтыкова-Щедрина ужас оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей. Его точка зрения – это большая глупость. Так головотяпы стали глуповцами.

8) Что принесло головотяпам самовластие? (Глупость не порок, а беда).

  • «И будете вы платить мне дани многие» (С. 27)
    (грабёж, систематический, узаконенный)
  • «Когда же пойду на войну - и вы идите!»
    (превращение жителей в «пушечное мясо»)
  • «А до прочего вам ни до чего дела нет»
    (устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов)
  •  «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»
    (воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).

- Главная проблема главы?

(Народ и самовластие- их противостояние).

9) На это противостояние указывают даже звукоизобразительные характеристики. (сообщение ученика)

В гротескном мире главы отсутствуют звуки спокойные, нейтральные:

Звукоизобразительная характеристика головотяпов

Черты характера

Звукоизобразительная характеристика князей

Черты характера

Галденье

Смех

Вздохи

Вопли

Плач

Рыдания

Несговорчивость

Темнота

Покорность

Забитость

Страдания

Страдания

Поучил жезлом (удары)

Палил из пушек

Крик

Восклицания

Ограниченное властолюбие

Жестокость

Тупость

Произвол

Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа

Город Глупов – город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.

Текст главы динамичен вдвойне: развивается сатирическая мысль писателя и развивается, развертывается сама материя образа. От комедийного, игрового, фольклорно- просторечного начала главы к ее концу меняется эмоциональное звучание целого. От шутки, насмешки – к издевке над тупой рьяностью верхов и к все большему сочувствию низам. Так будет во всех главах романа, ключ к которому- глава «О корени происхождения глуповцев».

О чем же она?

Можно отдать свою законную свободу в чужие загребущие руки, но можно и не отдавать. Тогда и история пошла бы по- иному, и глуповцами не назывались бы.

Не правда ли иносказание вполне прозрачное?

Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активен, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, так и политическим.

Примечания

1. Салтыков- Щедрин М. Е. История одного города, «Детская литература», 1972г. Далее все цитаты из романа приводятся по этому изданию с указанием страниц в скобках.

2. Эйхенбаум. Б. Комментарии (там же С. 232)

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. : рус. язык, 1986г.

Литература

1. Прозоров В. В. Салтыков- Щедрин: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1988г.

2. Комина Р. В. Над страницами русской классики: книга для учащихся старших классов сред. шк. – М. :Просвещение,1991г.

3. Басовская Е. Н. Русская литература. Вторая половина XIX в. : учебник для 10 класса сред. шк. – М. : Олимп, 1998г.

4. Турьянская Б. И. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М. : «Русское слово», 2000г.

5. Плотинина Н. Конспект двух уроков «Глупов и глуповцы под судом сатиры». //Литература (приложение к газете «Первое Сентября»). 2001г. №27