"Чтобы не погасли тихие огни деревень…" (урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова «Ралли» в старших классах)

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание

Классы: 10, 11

Ключевые слова: рассказ, Родина, жизненные ценности, Б.Екимов «Ралли, судьба российских деревень, нравственные проблемы, проблема одиночества


Так получилось, что с «лёгкой руки» рассказа Б.П.Екимова «Говори, мама, говори…» мы с ребятами продолжаем и дальше знакомиться с творчеством полюбившегося всем писателя. На этот раз (уже десятиклассники) школьники сами предложили поговорить о рассказе «Ралли», причем юноши. Этот рассказ я включила в список произведений на лето ещё в конце 8 класса, а потом как-то забыли о нем в процессе подготовки к экзаменам в 9 классе. И вот в самом начале 10 класса вспомнили о нем, и я с радостью приняла предложение.

Казалось бы, вряд ли современным школьникам будет интересно говорить о судьбе умирающей деревни. К счастью, я ошибалась: большинство из них вместе с родителями продолжают навещать своих бабушек и дедушек, родственников в деревнях и видят, чем и как сегодня живёт деревня.

Проблемы заброшенных деревень знакомы молодёжи, они легко отличают состояние деревень вблизи города от уровня жизни в деревнях, расположенных вдали от цивилизации. Урок показал, что молодое поколение отнюдь не равнодушно к судьбам родных деревень.

Прежде чем приступить к обсуждению рассказа, попросила ребят ещё раз внимательно прочитать произведение (в класс пришли новые ученики, читать на уроке времени не будет). Двое учеников получили индивидуальное задание составить словарик диалектных слов, встретившихся в рассказе.

Эпиграфом к уроку взяла строчки малознакомого поэта Е.Шаламоновой:

Всё здесь тёплое, всё здесь простое,
Сердце здесь не стучит, а поёт.
Всё здесь русское, наше, родное.
Наша родина нас ещё ждёт.

Вступительное слово учителя

Уходят в прошлое деревни… Писатели, поэты, публицисты начали говорить о проблеме пустеющих русских деревень ещё с середины XX столетия. Давайте вспомним названия произведений и авторов, кого волновала эта тема. (Повести В.Распутина «Прощание с Матёрой», «Пожар», рассказ «Изба», произведения В.Астафьева, Ф.Абрамова, Е.Носова, стихи Н.Рубцова «Тихая моя родина» и другие).

С незатихающей болью в сердце продолжает писать о судьбе разорённых деревень и хуторов и современный писатель Борис Петрович Екимов. Поговорим на уроке о его рассказе «Ралли».

Создание диалогической ситуации

- Обратите внимание на начало рассказа: «Ясным июльским утром в безлюдном степном Задонье объявился вертолёт…». Что можно сказать о начале повествования? Почему автор выбирает такое начало? О чём предупреждают ключевые слова. (Ключевые слова здесь «ясным утром», «безлюдное степное Задонье» и не совсем уместное «техническое» слово «вертолёт». Эпитет «ясным утром» указывает на покой, тишину, безмятежность. Ничто не предвещает беды. Сочетание «безлюдное степное Задонье» напоминает о чем-то сказочном. Природа похожа на сонное царство, тридевятое государство. Кругом глухомань, даже людей не встретишь).

- Знакомо ли вам такое начало? (Да, почти такое же детективное, интригующее начало Б.Екимов использовал и в рассказе «Под высоким крестом». Такое начало сразу же привлекает наше внимание, хочется дальше читать и узнать, с какой целью в этой глуши появился вертолёт, как будут разворачиваться события и как они связаны с названием рассказа).

- Что придаёт повествованию появление вертолёта? (С появлением вертолёта возникает тревожное чувство, опасение, хотя это всего лишь спортивный вертолётик, который летел «бесшумно, стрекоча, словно кузнечик… никого не тревожа». Пока вертолёт не нарушает спокойствия природы, напоминая кузнечика).

- Как жители хутора отнеслись к появлению вертолёта? (Вертолёт был для них как гром среди ясного неба, поэтому дальнейшее развитие событий захватывает не только читателей, но и самих жителей хутора. В вертолете они увидели что – то «неземное», чужое, даже враждебное).

Формулировка и актуализация проблем

- Как вы думаете, о чём этот рассказ? Какие вопросы волнуют писателя? (Сразу же можно сказать, что на первый план выступает проблема исчезновения, вымирания деревень. Степь безлюдная, в хуторе осталось всего несколько дворов. Это основная проблема. Именно о ней болит душа автора. Также в начале рассказа мы знакомимся с одной из героинь, одинокой Надей Гореловой. Один мыкается и Володя Поляков. Значит, смело можно утверждать, что проблема одиночества и неприкаянности людей тоже является одной из значимых. Можно выделить также проблемы взаимоотношений с соседями, смысла жизни, нравственного выбора и жизненных ценностей, взаимоотношений человека и природы).

- Насколько актуальны и остры эти проблемы? (Проблемы очень актуальны. Нельзя сказать, что какая-то проблема важнее: они все взаимосвязаны. На фоне вымирания хутора остальные проблемы приобретают такую же остроту, как и судьбы жителей).

Проблемы мы сформулировали. Теперь нам необходимо разобраться, как автор пытается ответить на поставленные вопросы и сформулировать его позицию. Поговорим о судьбе хутора.

- Каким в прежние годы был хутор? От кого мы узнаём о прошлом? (От автора - рассказчика мы узнаём, что хутор назывался «Большие Чапуры». Раньше здесь было двести дворов, гудела техника в страду, играли дети, а сейчас «каждый дом от соседнего – за версту», можно по пальцам перечесть хуторских жителей. В основном в хуторе пустые, брошенные дома и усадьбы: люди разъехались по райцентрам и городам. Об этом же думает и Надя Горелова, пока идёт к Володе Полякову. Она поимённо помнит всех жителей, мимо чьих дворов проходит).

Работа в группах (парах)

Группы или пары готовят сообщение на тему «Что вы узнали о жителях хутора?» (Чем живёт, какое хозяйство, как отнёсся к листовкам, какое решение принял?)

1 группа готовит сообщение о старом Катагарове. (Умудрённый жизненным опытом человек, серьёзный, ответственный. Немногословный, ко всему новому относится критически. Он всю жизнь проработал в совхозе, трудился на родной земле. Здесь ему всё родное. Живут вдвоём с женой, имеют своё хозяйство, огород, с недоверием отнёсся к листовкам, почувствовал страх перед неизвестным, поэтому решил идти к Любане).

2 группа готовит сообщение о Наде Гореловой. (Одинокая добрая женщина, сердобольная, гостеприимная хозяйка, не сидит сложа руки, на пенсии, содержит небольшое хозяйство, живет на отшибе. Когда увидела листовки, сильно испугалась. Решила «бежать к людям», к Володе Полякову либо к Любане).

3 группа готовит сообщение о Володе Полякове. (Володя моложе остальных жителей хутора, поэтому быстро разобрался, о чём идёт речь. Живёт один, после смерти матери запустил своё хозяйство, двор «зарос дикой травой», что наводит страх. Раньше работал бригадиром, разбирается в технике. Решил тоже идти к Любане, не поверив написанному).

4 группа готовит сообщение о Дорофеиче. (Очень трудолюбивый, живёт с женой, воспитывает внучку, не опускает руки перед трудностями, практичный, не любит болтать без толку, неразговорчивый. Искренне сокрушается при виде того, как мощную технику без пользы порожняком гоняют, а им «муки не на чем привезть»).

5 группа готовит сообщение о Любане. (Любаня – общительная, трудолюбивая, энергичная женщина, живёт на «перекрёстке дорог и кладбища», её дом открыт для всех. Гостеприимная, добрая, приветливая, словоохотливая, знает все новости хуторские, поэтому все тянутся к ней: кто за советом, кто за помощью. Она как свет в окошке, как центр всего хутора. Тоже чувствует себя никому не нужной. Пенсию ей не назначают, потому что не хватает стажа, хотя всю жизнь проработала в совхозе).

- Какова судьба совхоза и остальных хуторов? (Совхоз разорился или разорили, остатки (скотину и ферму) прибрал приезжий чеченец Муса, у которого люди работают за водку, сигареты и пшено. Об этом мы узнаём от Володи Полякова. Он раньше трудился бригадиром, да только его золотые руки и ум никому больше здесь не нужны. С болью от несправедливости и безысходности он передразнивает Мусу, нового хозяина земли. Володе непривычно чувствовать себя лишним в этой жизни. Любаня вспоминает шумные, весёлые праздники: Майские, Октябрьские, праздники урожая. Вместо хуторов казачьих в округе теперь «аулы, чеченские да и иные»).

- О чем болит душа Катагарова? (Старику Катагарову жалко совхозного добра. Он искренне сокрушается: «Такое богатство! Сколь мы зерна намолачивали! До десяти бунтов на току насыпали. А скотины сколь?! Одной овцы до двенадцати тысяч! А гуляк?.. А кони?..». Он умеет работать, любит крестьянский труд и понимает, какое богатство даёт плодородная земля при умелом и бережном подходе. Но Катагаров не может понять, почему всё налаженное годами развалилось, почему сейчас невозможно работать так же, как и в прежние годы. Он, как и Володя Поляков, тоскует по настоящему труду).

- Есть ещё одна примечательная деталь в описании хутора, которая очень точно характеризует его заброшенность. Найдите этот мотив, связанный с названием рассказа. (Это мотив дороги. Дороги в хуторе давно заросли травой, как, впрочем, и весь двор Володи. Именно этой единственной дорогой, по которой пройдёт международное ралли, люди и шли теперь к дому Любани. В рассказе мы видим два мотива дороги: дорога, необходимая для жизни, и дорога для ралли).

- Как вы понимаете значение слов «колеи заросли муравой»? (Дорога теперь словно мёртвая, никому не нужна, по ней некому ходить, а раньше она была дорогой жизни).

- Чем стало ралли для жителей хутора? (Для Володи Полякова это ралли стало шансом начать новую жизнь, ему уже снится сон-мечта о новой работе. Володя даже устроил банный день, надел чистую одежду, постригся, побрился: хотел встретить новую жизнь чистым не только снаружи, но и душой и телом. Другие жители тоже рассчитывают вынести из этого мероприятия хоть какую-то материальную выгоду: все хотят что-то продать, заработать копейку, но не из жадности, просто пенсия маленькая, а на всё деньги нужны. Любаня надеялась пожаловаться начальству на нехватку стажа для пенсии).

- Оправдались ли надежды жителей хутора? (Нет. Да и не могли их оправдать международные автомобильные гонки, ведь это два совершенно противоположных мира: мир хуторских стариков, которые давно живут натуральным хозяйством (сами пробовали варить мыло), и современный, по последнему слову прогресса мир организаторов ралли. У них абсолютно разное отношение к жизни, земле, людям).

- Что значат гонки для их организаторов и для Володи? (Для бывшего механика, который обожает технику, - это грандиозное событие, увидеть которое выпадает раз в жизни, особенно в задонских степях. С одной стороны, ралли для него – захватывающее зрелище, с другой – надежда на новую жизнь. А для самих организаторов это всего лишь модное явление, проверка машин на надёжность да нервы пощекотать. Этот мир далёк от насущных проблем вымирающей деревни: ему нет дела до Володи, Дорофеича, Любани… Скорее всего, никто и не заметил людей вдоль дороги).

Аналитическая беседа. Работа с текстом

Прочитаем еще раз описание гонок: «Первым неслышно скользил над степью голубой вертолётик, Лёгкая тень его бежала по склонам и курганам да балок, никого не тревожа. Но следом, чуть приотстав, валом катилась по земле белая пыль, словно при степном буране. Там рёв и рокот многих моторов. Разноголосый истошный хор для здешних мест непривычен и потому страшен. Он приближается, накрывает округу… Катит рёв по земле. В пыльном облаке, догоняя, а порой обгоняя друг друга, мчатся могучие грузовики, приземистые, словно жуки, вездеходы, юркие мотоциклы. Ревущую армаду прикрывают сверху, добавляя страху, два армейских вертолёта, пугая видом и гулом сторожкую степную птицу.

Грохот. Рёв, бензиновая гарь, смешанная с едкой глинистой да меловой пылью…».

Это первое описание. А вот второе: «Тяжёлые пятнистые вертолёты прошли низко, оставляя за собой пыльный мусорный вихрь.

И понеслись друг за дружкою с рёвом машины, словно из мешка.

Одна проревёт; чуть стихнет, а вослед – другая. Ярко, диковинно разрисованные, с чужими буквами, каких не прочтёшь. Грузовые и легковые и дуром орущие мотоциклы… Ревели моторы… Машины пролетали, даже не притормаживая…».

- Чем отличаются два эпизода? (Первое описание дает нам рассказчик, оно более подробное, точное. Герои пока не видят этих гонок. А второе – совсем короткое, оно передано глазами героев. Жители хутора даже разглядеть толком не успели, всё быстро закончилось).

- Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода? (Ралли пронеслось вдоль хутора, как страшный буран в степи. Что – то неестественное, враждебное кроется в ралли. Рёв и рокот вокруг такой силы, что даже животные прячутся в норы).

- Какие изобразительные средства использует автор для описания гонок? (Сразу бросается в глаза метафора «стала накатывать с рёвом и гулом чужая сила», в которой чувствуется большая опасность. Усиливают эту опасность сравнения «валом катилась по земле белая пыль, словно при степном буране», «мчатся, … словно жуки, вездеходы». Гиперболы «катит рёв по земле», «ревущая армада» придают событию нечто апокалиптическое, фантастическое. Этой же цели служит и уместная аллитерация в словах «грохот», «рёв, бензиновая гарь», «ревущая армада», «разноголосый хор», «ревели моторы»).

- Что писатель противопоставляет ралли? (Сначала даётся описание природы. Оно резко противопоставлено описанию гонок: «По ложбине, по речке, над водой, по всему хутору стелился ли, плыл кисловатый печной дым, дух пресного хлеба, острый укропный да рыбной, с луком, поджарки. Тот же погожий день просыпался на всём Придонье. С утренним холодком, с лёгким туманом ли, паром над заводями и озёрами, с пеньем жаворонков»).

- Какой приём использует автор? (Здесь мы находим приём контраста между спокойной, гармоничной жизнью природы и шумным, хаотичным миром техники).

- Найдите и сопоставьте ключевые слова в описании природы и ралли. Какой вывод можно сделать? (В описании ралли преобладают тяжёлые, грубые, жёсткие слова: «валом катилась», «мчатся могучие грузовики», «ревущую армаду», «грохот», «рёв», «гарь», а в описании природы мы читаем мягкие, плавные глаголы «стелился ли, плыл кисловатый печной дым, дух пресного хлеба…». Рёву, грохоту, гулу противопоставлены дым, дух, «утренний холодок», лёгкий туман, пар, пенье жаворонков». Грубое, жёсткое в жизни противопоставлено мягкому, слабому в природе. « Запотевшие банки квашеного молока и топлёного, с коричневой пенкой, свежий каймак, а рядом – высокие белые пышки, поджаристые пирожки, плетёные корзины с яблоками и грушами, свежие яички, огурчики, помидоры» - этим признакам размеренного мирного быта противопоставлены «тяжёлые пятнистые вертолёты», «пыльный мусорный вихрь», «рёв машин», «дуром орущие мотоциклы». Кроме Володи Полякова, никому это ралли не доставило удовольствия, наоборот, - одно разочарование).

- Чем отличаются первая и вторая встречи жителей? (Во время первой встречи каждый говорит о своём: Дорофеич недоволен тем, что Пашка все время спрашивает о Рае, Володя не переставая рассказывает о марках машин, Надя переживает о своей живности. Каждый думает о том, какую выгоду можно вынести из этих гонок).

- После ралли Любаня пригласила всех к себе. Она собрала всех за одним столом. Она единственный человек, кто не желает смириться с несправедливостью, с несбывшимися надеждами. Её возмущение – протест против рабской психологии и человеческого равнодушия: «По домам, что ли?! Как тараканы?! Стыду! Сроду раз собралися – и на побег? Правда, что дикими стали? Быстрее в нурё!» Что изменилось в жизни хутора и его жителей после ралли? (В плане быта и благоустройства абсолютно ничего не изменилось, но изменились сами люди, их отношение друг к другу: до гонок они были одиноки, мало интересовались жизнью других, каждый жил своими проблемами. А из этого монолога видно, что люди ещё не потеряли человечности. Любаня стыдит соседей за бездействие, сравнивая ситуацию с бегством тараканов. Он называет жену Катагарова «родной». Получается, что ралли объединило людей, оставшихся в хуторе. Они почувствовали, что их сила, их правда – в единении. Не зря Любаня говорит: «Поглядим друг на дружку, пока живые…». В людях сохранилось умение слышать друг друга, сопереживать другому. В них ещё живы способность сострадать, отзываться на чужую боль, беду. У Дорофеича душа болит за будущее поколение, за его нравственность. Ведь не бросил же он свою внучку в городе, забрал её из греховной семьи сына).

- О чём говорят односельчане? Что обсуждают? (В основном все вспоминают прошлое, как хорошо, дружно жили, как работали, как праздновали, веселились).

- Какую роль играют в рассказе песни? С какой целью автор вставил их в сюжет? (Жители поют казачьи народные песни:

Ой да сон мой милай,
Сон счастливей!
Ой, воротися, сон, назад!

Старшее поколение живёт прошлым. Прежняя жизнь кажется им счастливым сном, они были бы рады вернуть его, но не могут: « И горько было до слёз, и тепло на душе». Горько оттого, что все ушло безвозвратно, а тепло – оттого, что снова вместе. Люди устали жить в одиночестве, им хочется общения, поделиться своими радостями, горестями. Так легче жить и сохранить все лучшее, что ещё осталось в людях.

Вторая песня также не случайна:

Каким ты был, таким остался!
Казак донской, казак лихой!
Зачем, зачем ты повстречался,
Зачем нарушил мой покой!

Песня о любви, о жизни и связана с образами Пашки и Раи. Образ Пашки – воплощение донского казака, земледельца. Он надёжный, работящий. Автор именно с молодыми связывает свои надежды на будущее, на возрождение жизни в хуторе. Мы видим, что поменялось отношение Дорофеича к Пашке: старик уже не контролирует каждый шаг внучки, понимая, что Пашка ничего плохого ей не сделает, что он будет надёжной опорой и внучке, и им, старикам. Дорофеич знает, что спасение – в труде, в родной земле. А Пашка любит работать. Б. Екимов пишет: «Такой уж выдался день, сердцу милый, отогрелась душа». Жизнь продолжается).

Прочитаем ещё раз концовку: «На окружных холмах да курганах долго светит вечерняя заря, разливаясь по небу алым да розовым… прежде вечерней звезды пробивается неяркий светляк лампы или багровый зрак открытого зева дворовой печурки, на которой греется ужин, а после будет долго, до красноватой пенки, томиться молоко в круглом казане.

Неспешный степной ветер на высоте курганов даже в пору вечернюю свежеет, понизывает, а потом замирает в тихой долине, словно боясь погасить тихие огни и развеять по миру запах кизячного дыма, тёплого молока, хлебного печева».

- Как объяснить концовку рассказа? Какую смысловую и эмоциональную нагрузку несут ключевые в финале? (Рассказ заканчивается описанием природы, обрамляя композицию. Пейзаж становится фоном сюжета. В природе все течёт спокойно, своим чередом. Эпитеты «неспешный ветер», «в тихой долине», «тихие огни» подчеркивают гармонию в природе и жизни хутора. Цвета тёплые (алый, розовый), ничего опасного, тревожного природа не таит. Мирная жизнь людей в согласии с природой входит в свою колею, это отражено и в деталях быта: «неяркий светляк лампы или багровый зрак открытого зева дворовой печурки». Автор с любовью описывает почти идиллическую картину крестьянского быта. За этими словами скрывается не только ностальгия по уходящей в прошлое деревне, но и робкая надежда на сохранение нравственных ценностей и возрождение земли отцов и дедов).

- Какова авторская позиция? Разделяете ли вы его позицию? (Борис Екимов уверен в том, что российская деревня не может исчезнуть, она будет жить. Возрождение деревни он связывает с образами молодых и считает, что символ домашнего, семейного очага должен гореть всегда. Иначе просто нет смысла жить. Поэтому у него и «неспешный степной ветер… замирает в тихой долине, словно боясь погасить тихие огни…». И пусть по миру ветер разносит только запахи мирной жизни: «запах кизячного дыма, тёплого молока, хлебного печева». Пока будет гореть огонь в печи, деревня будет жить).

- Как писатель относится к героям рассказа? (Б.Екимов любит своих героев. Они ему очень дороги. Автор надеется, что жители хутора не бросят деревню, до последних дней будут возделывать родную землю).

- Что самое страшное в рассказе «Ралли», по мнению автора? (Самое страшное для Б. Екимова - жить только для себя одного. Такое обывательское отношение означает отъединение от других, от народа, от мира. В конце концов эгоизм погубит самого человека: он потеряет в себе всё человеческое. Отъединение от мира погубит и деревню, а вместе с нею и весь народ. Поэтому мы не должны забывать о том, что «мы все корнями из деревни, Российской матушки земли». Хочется верить, что герои рассказа поняли самое главное: надо держаться вместе, в этом их сила и надежда).

- В чём особенность композиции произведения? (Повествование начинается с описания природы, ясного июльского утра, обычного деревенского утра, как и все остальные. И заканчивается рассказ тоже описанием, но только вечера. События происходят в течение трёх дней. Но эти три дня поменяли отношение жителей хутора друг к другу, помогли понять истинные жизненные ценности, в чём смысл жизни и ради чего стоит жить).

- Как эпиграф связан с идеей рассказа? (В этих строках деревня ассоциируется с теплом, добром. Только здесь, где все у всех на виду, все знают друг друга, душа по-настоящему отдыхает, оживает, а сердце действительно поёт. Человек здесь, на земле, счастлив. Здесь его корни, которые дают силы жить дальше. Деревня – наша родина, но сегодня она ждёт нашей помощи).

- Как можно спасти деревню? Какую помощь можете оказать ей вы, сегодняшнее поколение? (Нужно повернуться лицом к деревне, не стремиться в мегаполисы, а оставаться на своей земле, с любовью возделывать её. В этом наше спасение. Сегодня люди потихоньку начинают возвращаться к своим корням, осознанно связывая своё будущее с родной землёй. Но земля не любит ленивых и равнодушных – на земле надо трудиться в поте лица, не покладая рук. Землю надо любить, беречь, вкладывать в неё душу. Только так можно возродить деревню).

- Борис Петрович Екимов - очень талантливый, самобытный рассказчик? Какую роль играют диалектные слова в произведении? (Они придают рассказу неповторимый деревенский колорит, Это живой народный язык простых людей, помогающий создавать яркие, незаурядные характеры хуторских жителей. Благодаря диалектным словам создается впечатление, что все герои Екимова живые люди, они рядом и их неторопливый говор нам понятен и близок).

Вывод по уроку

Борис Екимов, размышляя о печальной судьбе российской деревни, показал цельный мир человеческой души и победу нравственного, подлинно человеческого начала, умение подняться над житейской суетой и соображениями практической выгоды. В рассказе «Ралли» мы ещё раз убедились в том, что внутренний мир человека раскрывается через отдельное событие, международные автомобильные гонки, и мир обычных житейских будней с ежедневными проблемами. Борис Петрович, искренне переживающий за будущее наших деревень, убеждён, что это ралли не прошло бесследно по жизни хутора. Оно словно открыло людям глаза на происходящее, герои снова оказались перед выбором: смириться и прозябать дальше или бороться за свой хутор, чтобы «не погасли огоньки тихих деревень». Хочется верить, что жители сделают правильный выбор, потому что, как сказал В. Распутин, «Россия без деревни не Россия. Без деревни Россия осиротеет». Рассказ Екимова вселяет надежду на то, что когда-нибудь в деревню вернётся жизнь.

Словарь диалектных слов в рассказе

Абманаты – обманщики
Балкапологая долина в степи, иногда с болотистой речкой
В нурё – в нору
Галда – галдёж
Горнушка – небольшая печь во дворе, полевая печь
Гребаю – брезгую
Делучие – умелые (руки)
Дишканила – говорить высоким, звонким голосом, напевно
Жалиться – жаловаться, плакаться
Задышливый – одышливый
Засуматошиться – засуетиться
Каймак – запечённаяв печке сметана
Кизяк – топливо из сухого навоза
Колгота – суета
Левада – участок у речки
Мочь – сила, мощь
Напутлять – напутать
Начапуриться- принарядиться
Обрыднет – надоест
Откель – откуда
Печево – выпечка
Светляк – светлячок
Станица – казачье селение из нескольких хуторов
Урёма – мелкий лес и кустарник, растущий в долинах рек
Хутор – небольшой населённый пункт, отдельная крестьянская усадьба
Шлях – дорога, тракт

Литература

1. Екимов В.П. Ралли. Журнал «Новый мир» № 3, 2004.

2. https://www.stihi.ru/2004/08/01-98 Copyright: Шаламонова Елена, 2004.

3. В.Распутин: "Без деревни мы осиротеем". Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 19/04/2006.

4. Романова О.И. Диалектизмы в лексической структуре художественного текста (на материале произведений Б.Екимова) / О.И.Романова // Научный диалог. — 2016. — № 9 (57).