"Что значит быть победителем?". Урок литературы в 8-м классе по новеллам А.Грина "14 футов", "Победитель" "Зеленая лампа"

Разделы: Литература


Цели урока

  • пробуждение у подростков интереса к чтению книг А.Грина.
  • создание атмосферы творческой деятельности.
  • формирование ценностных ориентаций, таких нравственных категорий, как благородство, истинность человека, победа над собой.

Форма работы - работа в группах.

Эпиграфы

  • Истинно велико то, что происходит в душе человека. А.Грин.
  • Не позволяй душе лениться:: Н.Заболоцкий

Словарь урока:

  • Новелла
  • Победа, победитель
  • Благородство, благородный человек
  • Преданность, преданный человек
  • Истинность, настоящий человек

Слово учителя.

Вы на необитаемом острове, в пустыне, в межгалактическом корабле в полном одиночестве, без средств связи и электронных "игрушек". Время Книги! Какие бы книги, зная о возможности подобной ситуации, вы бы взяли с собой?

(ответы учеников)

Учитель. "Шесть русских прозаиков, которых я взял бы с собой в пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и - Александр Грин", - писал Борис Чичибабин.

Александр Грин. Вглядитесь в его лицо. (работа с портретом Грина)

Учитель. Александр Грин. Русский человек с нерусской фамилией. Внешне суровый, угрюмый. Лицо покрыто морщинами ранней старости и суровости. Но он был добрым человеком. Умер рано. Здоровье подорвали годы нищеты, голода, непонимания, одиночества. Он умирал, а у его порога расцветал его любимый цветок, очень на него похожий - неяркий, колючий. Цветок этот распускался редко. Казалось, он доверялся не каждому, только тому, кто замечал его скромную красоту. Таким был сам Грин.

Человек

"С великою злобой, великой любовью
С соленой, как море бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре", - писал поэт В.Саянов.

А другой поэт, Борис Чичибабин восхищался:

Какой мне юный мир на старость лет подарен!
Кто хочешь, приходи - поделим пополам.
За верность детским снам о как я благодарен
"Бегущей по волнам" и "Алым парусам".

И призывал:

И если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнет чужим, и кров ваш обречен.
Послушайте меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьем!
("Памяти А.Грина" 1972 год)

Перечитаем уже прочитанное, подумаем над тем, о чем уже думали. И мы точно сделаем очень важное для любого человека открытие. Нас посетит озарение.

Какое открытие, какое озарение?! Мы поймем в конце урока.

Каждая группа получила задание прочитать дома всего один из рассказов А.Грина и подумать над вопросами, возникшими в ходе чтения. Это рассказы "14 футов" "Победитель" "Зеленая лампа".

(на доске пока только эта запись)

Рассказы, как вы заметили, невелики. В каждом необычный сюжет - истории как таковой нет, есть только поставленная в центре одна ситуация, острая, экстремальная. Рассказы с отмеченными чертами называются новеллами. (Открывается запись на доске).

Новелла - (итал. новость). Короткий рассказ, для которого характерны: четкая композиция, напряженное действие, драматизм сюжета, тяготеющего к необычному.

Современный толковый словарь русского языка.

Учитель.

Итак, группы знакомят друг друга со своей новеллой по предложенному плану: Кто герой (герои)? Что сделал (сделали?) Что из этого получилось и почему? Как бы вы хотели закончить историю? Что особенно поразило в новелле? Поступок? Фраза? Над чем вы задумались? Есть мудрые мысли, которые можно применить и к нами прочитанным вещам. Кто найдет слова, подходящие к своей истории, тот и начнет первым, только с объяснения своего выбора афоризма.

- Грехи наши достигнут нас (падут на нас)

- Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой

(из Библии)

- Учение и труд все перетрут.

(Поговорка)

- Благородный человек требователен к себе, малый - только к другим (Конфуций)

(слушаем рассказы учеников каждой из трех групп).

Учитель. Вы закончили свои истории благополучно, счастливой развязкой. Кстати, история, похожая на ту, что в "14 футах", есть у Джека Лондона, и у него все закончилось хорошо. Почему в новеллах Грина не так?

(варианты ответов детей) Действительно, в трагических, острых ситуациях человек проявляет себя, раскрывает свои лучшие духовные качества. Грин в это верил.

Одна из его новелл называется "Победитель". Что значит, по - вашему, победить? (выслушиваются ответы учащихся без комментария учителя). Посмотрите на схему на доске.

Формулировки взяты из разных толковых словарей. Как видите, есть много значений слова "победитель". Подходит ли какое-то определение к вашей ситуации. Вернемся к нашим записям на доске и выделим главное в каждой новелле.

Что общего есть в этих историях? О каких победителях мечтал А.Грин?

(обращаем внимание на эпиграф - слова Грина)

Рефлексия.

Запишите услышанное на уроке, закончив фразы :

  • Победитель - это человек, который ::::::::::::::::
  • Его победа в том, что:::::::::::::::::::
  • Он смог это сделать, потому что::::::::::::::.
  • Значит, победа - это, прежде всего, ::::::::::::::::.
  • Можно (как вариант) написать короткое стихотворение - вывод в жанре хокку или короткого стихотворения по схеме
    • :::::::::
    • :::::::::
    • Победитель

Варианты детей.

Если ты, Человек,
Одолел сам себя,
Ты - Победитель.
Ревность, и зависть, и злоба -
Все недостойно тебя,
Человек.

Прочитайте фразы, которые вам чем-то запомнились, удивили, поразили.

(Из записи учеников)

- Это была подлая мысль ...и он молча искупал ее

- Если ты сделала выбор, то ты не ошиблась ("14 футов")

- Да, это искусство.. Это все равно, что поймать луч. (Имел мужество стать художником)

- За несколько минут прожил вторую жизнь ("Победитель")

- Хорошо шутить можно, только делая из людей игрушки

- Игрушка из живого человека - самое лакомое кушанье!

- Учиться, не смотря ни на что

- Если желание сильно, то исполнение не замедлит

-Лампа, озаряющая тьму ночи

-Зажигайте хотя бы спичку ("Зеленая лампа")

Домашнее задание. К следующему приготовьтесь поразмышлять над одним из выписанных вами выражений.

Итог урока:

На уроке мы с вами говорили о нравственной победе человека. Когда человек побеждает свою зависть, ревность, корысть, слабость:.Это победа над самим собой. Победа души.

Самая главная для человека победа.

Совет поэта Н.Заболоцкого

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь.

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

(Группа "Мастер" песня "Встань, страх преодолей")