Цели урока
- пробуждение у подростков интереса к чтению книг А.Грина.
- создание атмосферы творческой деятельности.
- формирование ценностных ориентаций, таких нравственных категорий, как благородство, истинность человека, победа над собой.
Форма работы - работа в группах.
Эпиграфы
- Истинно велико то, что происходит в душе человека. А.Грин.
- Не позволяй душе лениться:: Н.Заболоцкий
Словарь урока:
- Новелла
- Победа, победитель
- Благородство, благородный человек
- Преданность, преданный человек
- Истинность, настоящий человек
Слово учителя.
Вы на необитаемом острове, в пустыне, в межгалактическом корабле в полном одиночестве, без средств связи и электронных "игрушек". Время Книги! Какие бы книги, зная о возможности подобной ситуации, вы бы взяли с собой?
(ответы учеников)
Учитель. "Шесть русских прозаиков, которых я взял бы с собой в пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и - Александр Грин", - писал Борис Чичибабин.
Александр Грин. Вглядитесь в его лицо. (работа с портретом Грина)
Учитель. Александр Грин. Русский человек с нерусской фамилией. Внешне суровый, угрюмый. Лицо покрыто морщинами ранней старости и суровости. Но он был добрым человеком. Умер рано. Здоровье подорвали годы нищеты, голода, непонимания, одиночества. Он умирал, а у его порога расцветал его любимый цветок, очень на него похожий - неяркий, колючий. Цветок этот распускался редко. Казалось, он доверялся не каждому, только тому, кто замечал его скромную красоту. Таким был сам Грин.
Человек
"С великою злобой, великой любовью
С соленой, как море бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре", - писал поэт В.Саянов.
А другой поэт, Борис Чичибабин восхищался:
Какой мне юный мир на старость лет подарен!
Кто хочешь, приходи - поделим пополам.
За верность детским снам о как я благодарен
"Бегущей по волнам" и "Алым парусам".
И призывал:
И если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнет чужим, и кров ваш обречен.
Послушайте меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьем!
("Памяти А.Грина" 1972 год)
Перечитаем уже прочитанное, подумаем над тем, о чем уже думали. И мы точно сделаем очень важное для любого человека открытие. Нас посетит озарение.
Какое открытие, какое озарение?! Мы поймем в конце урока.
Каждая группа получила задание прочитать дома всего один из рассказов А.Грина и подумать над вопросами, возникшими в ходе чтения. Это рассказы "14 футов" "Победитель" "Зеленая лампа".
(на доске пока только эта запись)
Рассказы, как вы заметили, невелики. В каждом необычный сюжет - истории как таковой нет, есть только поставленная в центре одна ситуация, острая, экстремальная. Рассказы с отмеченными чертами называются новеллами. (Открывается запись на доске).
Новелла - (итал. новость). Короткий рассказ, для которого характерны: четкая композиция, напряженное действие, драматизм сюжета, тяготеющего к необычному.
Современный толковый словарь русского языка.
Учитель.
Итак, группы знакомят друг друга со своей новеллой по предложенному плану: Кто герой (герои)? Что сделал (сделали?) Что из этого получилось и почему? Как бы вы хотели закончить историю? Что особенно поразило в новелле? Поступок? Фраза? Над чем вы задумались? Есть мудрые мысли, которые можно применить и к нами прочитанным вещам. Кто найдет слова, подходящие к своей истории, тот и начнет первым, только с объяснения своего выбора афоризма.
- Грехи наши достигнут нас (падут на нас)
- Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой
(из Библии)
- Учение и труд все перетрут.
(Поговорка)
- Благородный человек требователен к себе, малый - только к другим (Конфуций)
(слушаем рассказы учеников каждой из трех групп).
Учитель. Вы закончили свои истории благополучно, счастливой развязкой. Кстати, история, похожая на ту, что в "14 футах", есть у Джека Лондона, и у него все закончилось хорошо. Почему в новеллах Грина не так?
(варианты ответов детей) Действительно, в трагических, острых ситуациях человек проявляет себя, раскрывает свои лучшие духовные качества. Грин в это верил.
Одна из его новелл называется "Победитель". Что значит, по - вашему, победить? (выслушиваются ответы учащихся без комментария учителя). Посмотрите на схему на доске.
Формулировки взяты из разных толковых словарей. Как видите, есть много значений слова "победитель". Подходит ли какое-то определение к вашей ситуации. Вернемся к нашим записям на доске и выделим главное в каждой новелле.
Что общего есть в этих историях? О каких победителях мечтал А.Грин?
(обращаем внимание на эпиграф - слова Грина)
Рефлексия.
Запишите услышанное на уроке, закончив фразы :
- Победитель - это человек, который ::::::::::::::::
- Его победа в том, что:::::::::::::::::::
- Он смог это сделать, потому что::::::::::::::.
- Значит, победа - это, прежде всего, ::::::::::::::::.
- Можно (как вариант) написать короткое
стихотворение - вывод в жанре хокку или
короткого стихотворения по схеме
- :::::::::
- :::::::::
- Победитель
Варианты детей.
Если ты, Человек,
Одолел сам себя,
Ты - Победитель.Ревность, и зависть, и злоба -
Все недостойно тебя,
Человек.
Прочитайте фразы, которые вам чем-то запомнились, удивили, поразили.
(Из записи учеников)
- Это была подлая мысль ...и он молча искупал ее
- Если ты сделала выбор, то ты не ошиблась ("14 футов")
- Да, это искусство.. Это все равно, что поймать луч. (Имел мужество стать художником)
- За несколько минут прожил вторую жизнь ("Победитель")
- Хорошо шутить можно, только делая из людей игрушки
- Игрушка из живого человека - самое лакомое кушанье!
- Учиться, не смотря ни на что
- Если желание сильно, то исполнение не замедлит
-Лампа, озаряющая тьму ночи
-Зажигайте хотя бы спичку ("Зеленая лампа")
Домашнее задание. К следующему приготовьтесь поразмышлять над одним из выписанных вами выражений.
Итог урока:
На уроке мы с вами говорили о нравственной победе человека. Когда человек побеждает свою зависть, ревность, корысть, слабость:.Это победа над самим собой. Победа души.
Самая главная для человека победа.
Совет поэта Н.Заболоцкого
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь.Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Группа "Мастер" песня "Встань, страх преодолей")