Цели урока:
- Развитие умения анализировать художественный текст;
- Развитие устной речи и творческих способностей учащихся;
- Размышление над проблемой нравственного выбора;
- Воспитание нравственного начала;
- Знакомство с шедеврами мировой живописи;
- Пробуждение интереса к искусству;
- Расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
- проанализировать приемы создания “романа в романе”;
- подготовить к самостоятельной аналитической работе;
- установить метапредметные связи;
- познакомить с работами выдающихся художников.
Оборудование: презентация
слайд № 1
Именно так 2000 лет назад прозвучал этот вопрос. В русском переводе это значит: “Что есть истина?”
слайд № 2 – 3
- К какому кругу понятий мы можем отнести вопрос “Что есть истина?”
- Можем ли мы, не будучи философами и имея ограниченный жизненный опыт, обращаться к такому важному философскому вопросу?
- Как связан вопрос “Что есть истина?” с литературным материалом?
слайд № 4
- Как мы можем охарактеризовать роман Мастера?
- В чем заключается сюжет романа?
слайд № 5
- С какими сюжетами и понятиями неразрывно связан роман Мастера?
слайд № 6 – 7
- Использовались раньше в искусстве евангельские сюжеты?
слайд № 8 – 12
- Активное освоение евангельских сюжетов русской живописью относится ко второй половине XIX века. Особенно интересовал евангельская история художников-передвижников.
слайд № 6 – 12
- Чем отличается евангельская история в изображении русских художников, от того, что изображали П.П. Рубенс и Эль Греко?
слайд № 13 – 18
- Что напоминают работы В.Д. Поленова из цикла “Жизнь Христа”?
- Можем ли мы сказать, что М.А. Булгаков в романе повторил то, что до него в живописи сделали художники-передвижики?
- Если мы будем рассматривать работы В.Д. Поленова как своеобразный цикл иллюстраций к роману, то какой слайд будет “лишним”?
- Прослушаем фрагменты 27 главы Евангелия от Матфея. Охарактеризуем место и время действия, действующих лиц, зафиксируем последовательность событий.
слайд № 19
- Как интерпретировал М.А. Булгаков события 27 главы в своем романе?
слайд № 20 –22
- Вопрос “Что есть истина?” звучит в 18 главе Евангелия от Иоанна.
- Какой ответ на этот вопрос дает Понтий Пилат в Евангелии?
- Какой ответ на этот же вопрос дается в романе М.А. Булгакова?
- Можем ли мы считать ответ исчерпывающим?
- Какое утверждение появляется в романе М.А. Булгакова (его нет в Евангелии!) и повторяется разными героями четырежды?
слайд № 23
- Почему “трусость – самый страшный порок”?
- Почему это волнует М.А. Булгакова?
- Кого из героев романа мы можем считать струсившими?
- Какие выводы о романе М.А. Булгакова мы можем сделать теперь?
- Какая нравственная проблема волнует М.А. Булгакова?
- Какой выбор для себя делают Понтий Пилат и Иешуа?
- Почему одинаково помнят того, кто струсил и предал мучительной казни невиновного и того, кто не струсил и не отрекся от своих убеждений? Одинаково ли помнят Иисуса Назорея, Царя Иудейского и Понтия Пилата, Всадника Золотое Копье? За что наказан пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат?
слайд № 24 –26
- Что есть истина в романе Мастера и М.А. Булгакова?
слайд № 27 – 28
Домашнее задание: сочинение-рассуждение “Что есть истина в романе Мастера и М.А. Булгакова?”