"Что есть истина?" По роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Попытка интеграции

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Развитие умения анализировать художественный текст;
  • Развитие устной речи и творческих способностей учащихся;
  • Размышление над проблемой нравственного выбора;
  • Воспитание нравственного начала;
  • Знакомство с шедеврами мировой живописи;
  • Пробуждение интереса к искусству;
  • Расширение кругозора учащихся.

Задачи урока:

  • проанализировать приемы создания “романа в романе”;
  • подготовить к самостоятельной аналитической работе;
  • установить метапредметные связи;
  • познакомить с работами выдающихся художников.

Оборудование: презентация

слайд № 1

Именно так 2000 лет назад прозвучал этот вопрос. В русском переводе это значит: “Что есть истина?”

слайд № 2 – 3

  • К какому кругу понятий мы можем отнести вопрос “Что есть истина?”
  • Можем ли мы, не будучи философами и имея ограниченный жизненный опыт, обращаться к такому важному философскому вопросу?
  • Как связан вопрос “Что есть истина?” с литературным материалом?

слайд № 4

  • Как мы можем охарактеризовать роман Мастера?
  • В чем заключается сюжет романа?

слайд № 5

  • С какими сюжетами и понятиями неразрывно связан роман Мастера?

слайд № 6 – 7

  • Использовались раньше в искусстве евангельские сюжеты?

слайд № 8 – 12

  • Активное освоение евангельских сюжетов русской живописью относится ко второй половине XIX века. Особенно интересовал евангельская история художников-передвижников.

слайд № 6 – 12

  • Чем отличается евангельская история в изображении русских художников, от того, что изображали П.П. Рубенс и Эль Греко?

слайд № 13 – 18

  • Что напоминают работы В.Д. Поленова из цикла “Жизнь Христа”?
  • Можем ли мы сказать, что М.А. Булгаков в романе повторил то, что до него в живописи сделали художники-передвижики?
  • Если мы будем рассматривать работы В.Д. Поленова как своеобразный цикл иллюстраций к роману, то какой слайд будет “лишним”?
  • Прослушаем фрагменты 27 главы Евангелия от Матфея. Охарактеризуем место и время действия, действующих лиц, зафиксируем последовательность событий.

слайд № 19

  • Как интерпретировал М.А. Булгаков события 27 главы в своем романе?

слайд № 20 –22

  • Вопрос “Что есть истина?” звучит в 18 главе Евангелия от Иоанна.
  • Какой ответ на этот вопрос дает Понтий Пилат в Евангелии?
  • Какой ответ на этот же вопрос дается в романе М.А. Булгакова?
  • Можем ли мы считать ответ исчерпывающим?
  • Какое утверждение появляется в романе М.А. Булгакова (его нет в Евангелии!) и повторяется разными героями четырежды?

слайд № 23

  • Почему “трусость – самый страшный порок”?
  • Почему это волнует М.А. Булгакова?
  • Кого из героев романа мы можем считать струсившими?
  • Какие выводы о романе М.А. Булгакова мы можем сделать теперь?
  • Какая нравственная проблема волнует М.А. Булгакова?
  • Какой выбор для себя делают Понтий Пилат и Иешуа?
  • Почему одинаково помнят того, кто струсил и предал мучительной казни невиновного и того, кто не струсил и не отрекся от своих убеждений? Одинаково ли помнят Иисуса Назорея, Царя Иудейского и Понтия Пилата, Всадника Золотое Копье? За что наказан пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат?

слайд № 24 –26

  • Что есть истина в романе Мастера и М.А. Булгакова?

слайд № 27 – 28

Домашнее задание: сочинение-рассуждение “Что есть истина в романе Мастера и М.А. Булгакова?”