Цель мероприятия: знакомство учащихся с творчеством Ю.Д. Левитанского, воспитание чувства прекрасного, положительного отношения к поэтическому слову, развитие сплочённости коллектива через совместную подготовку и проведение мероприятия, развитие навыков “слушания”.
Предварительная подготовка: подборка стихотворений и песен Ю.Д. Левитанского, распределение и разучивание песен и стихотворений, поиск и подготовка видео- и аудиофрагментов.
Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
Звучит музыка, песня на стихи Ю. Левитанского в исполнении братьев Мищуков “Тик-так” (или другие песни).
Вступительное слово учителя русского языка Барановой Н.А.
1 вед. Читает стихотворение “Портрет”
Чёрной краской на бумаге ватманской
Мой портрет нарисовала девочка.
Смотрят на портрет мои знакомые,
Говорят: Ну, просто замечательно!
А с портрета я смотрю растерянно.
У меня усы висят обиженно.
Руки мои чёрные раскинуты –
Я стою как ветряная мельница.
2 вед.
Ничего в портрете нет случайного.
Просто дети очень наблюдательны.
Что за простодушье и доверчивость
В этой милой их неискушённости!
Акварелью рисовала девочка
Всё, что она видела и слышала.
Именно так о своём портрете писал Ю.Левитанский в стихотворении “Земное небо”
1 вед. В заметках о Юрии Левитанском поэтесса Олеся Николаева, много лет дружившая с ним, написала: “В нем была драгоценная любовь ко всему живому, которая достается поэтам как крест и как дар”
2 вед. Ю.Левитанский, довольно – таки скромный человек, но настолько одарённый и умеющий показать жизнь во всех её удивительных красках , он говорил о своей жизни и творчестве: “Идея ритма давно меня занимала – начать хотя бы с того, что без ритма не существует поэзии. И в самой жизни нашей явные и есть трудноуловимые, однако, всю человеческую жизнь можно представить себе как целую систему ритмов”. Он писал обо всём, ничего не прошло мимо его взора:
“Каких сокровищ под ногами не заметил,
Каких созвездий в небесах не разглядел!”
Он разглядел всё...
А “Всего и надо, что вглядеться...” (Стихотворение читает учитель мхк Кузнецов А.С.)
1 вед. “Всего и надо, что вчитаться, всего и дела, что помедлить над строкой..., задержаться, прочитать и перечесть...” Эти слова призывают нас соприкоснуться с жизнью и творчеством поэта и...задуматься над его строкой.
“Пред вами жизнь моя – прочтите жизнь мою” ( стихотворение читает ученица 8 класса)
Родился 21 января в Киеве. Окончив школу в 1938 в городе Сталине (ныне Донецк), К школьным годам относятся первые пробы пера и публикации в донбасских газетах.
После окончания десятилетки в 1939 Ю.Левитанский отправляется в Москву и становится студентом Института филологии, литературы и истории, одного из лучших учебных заведений страны.
2 вед.
Как студент, перешедший на 3 курс, Ю.Левитанский пользовался освобождением от военной службы, однако уже 22 июня 1941 вместе с другими студентами он записывается в армию добровольцем. После того, как в конце июня был сдан последний экзамен, уходит на фронт. Некоторое время был пулеметчиком. Участвовал в обороне Москвы, а впереди, по его словам, были “Северо-Западный, Степной и 2-й Украинский фронты, битва на Орловско-Курской дуге, взятие Харькова, форсирование Днепра, а потом и Днестра, и Прута”.
Великую Отечественную войну Ю.Левитанский закончил в Чехословакии, пройдя путь от рядового до лейтенанта (среди военных специальностей – пулеметчик, командир подразделения, корреспондент фронтовой газеты).
1 вед.
Левитанский с 1943г. служил фронтовым корреспондентом, офицером. Но известен интересный факт его службы рядовым бойцом: он был вторым номером в пулемётном расчёте с Семёном Гудзенко, земляком-киевлянином. Потом, после ранней послевоенной смерти товарища, Левитанский напишет в стихотворении “Памяти ровесника” с эпиграфом из Гудзенко “Мы не от старости умрём – от старых ран умрём...”:
2 вед.
За время воинской службы был многократно награжден:
- орден Красной Звезды;
- орден Отечественной войны;
- медаль“За боевые заслуги”;
- медаль “За оборону Москвы”;
- медаль “За взятие Будапешта”;
- медаль “За победу над Германией”;
- медаль “За победу над Японией”;
- двумя медалями Монголии.
Слайд-фильм “Ну что с того, что я там был...”
1 вед. Как начать новую послевоенную жизнь?
В ожидании дел невиданных,
из чужой страны,
в сапогах, под Берлином выданных,
я пришёл с войны.
Огляделся. Над белым бережком
бегут облака.
Горожанки проносят бережно
куски молока.
Я себя в этом мире пробую,
я вхожу в права –
то с ведёрком стою над прорубью,
то колю дрова.
И картофель жую отваренный,
ко всему готов –
скудно карточки отоварены
хлебом тех годов...
Мы сидим над едою строгою,
и печь холодна.
Ребятишки, играя, трогают
мои ордена.
2 вед.
В 1995 году на церемонии вручения ему Государственной премии России, (В год начала чеченской кампании) в присутствии всех высших лиц государства во главе с Президентом Борисом Ельцыным, за полгода до смерти Юрий Левитанский выступил с речью:
“... Я благодарен судьбе за то, что выжил на той войне и после нее, что дожил до этих дней и до дня сегодняшнего.
Я сердечно признателен моим коллегам и всем тем, кто счел меня достойным этой сегодняшней награды и отдал свои голоса за меня, за мою работу.
Наверное, я должен был бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, тут дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова ее, дела и поступки сегодня я разделяю. Особенно все то, что связано с войной в Чечне – мысль о том, что опять людей убивают как бы с моего молчаливого согласия, – эта мысль для меня воистину невыносима. За моими плечами четыре года той большой войны, и еще маленькая война с японцами, и еще многое другое – думаю, что я имею право сказать об этом. Я понимаю, что я несколько испортил нынешний праздник, но если бы я этого не сказал, не сказал того, что я думаю и чувствую, я не был бы достоин высокой литературной премии России...”
Пусть останутся при мне
эта мука и томленье,
это странное стремленье
быть всегда самим собой!..
1 вед. В том же году Ю.Левитанский переводится в Иркутск, куда он перевез своих родителей. Там, вплоть до лета 1947, когда наконец он добился приказа о демобилизации, служит в газете Восточно-Сибирского военного округа, затем работает заведующим литературной частью иркутского Театра музыкальной комедии. Тогда же, один за другим, в сибирских, а также в московском издательстве публикуются несколько поэтических сборников Ю.Левитанского, благосклонно принятые критикой (в Иркутске даже была опубликована монография о нем).
2 вед. По воспоминаниям иркутян, он появился в редакции газеты “Советский боец” – невысокий, стройный, большеглазый, с гвардейскими усиками, очень похожий в те годы на Лермонтова. Через несколько лет появятся его стихи об этом:
“Я был в юности – вылитый Лермонтов.
Видно, так на него походил,
что кричали мне “Лермонтов, Лермонтов!”
на дорогах, где я проходил.
Я был в том же, что Лермонтов, чине,
я усы отрастил на войне.
Вероятно, по этой причине
было сходство заметно вдвойне”.
1 вед.Это стихотворение автор назвал буднично и прозаично “Кое-что о моей внешности”. Оно написано с редкостной тактичностью, с которой Левитанский прикасается к великим именам, достоинством и деликатностью, с которой он говорит о себе.
Ст –е “Эта тряска, эта качка...(стихотворение читает уч.10 кл.))
В 1955-1957 годах Левитанский учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Максима Горького. С 1957 года член Союза писателей СССР. В 1963 году Юрий Левитанский публикует сборник своих стихотворений “Земное небо”.
Ст – е “Задумал силой мериться..(Ст – читает ученица 8 класса))
2 вед. Этот сборник сделал автора известными на весь Союз. В этом же году Юрий Левитанский переезжает в Москву.
С этого момента у Левитанского выходит множество сборников:
1970 год – сборник “Кинематограф”;
Ст – е “Кинематограф” ( ст-е читае учитель русского языка Баранова Н.А.)
1975 год – сборник “Воспоминания о Красном снеге”;
1980 год – сборник “Два времени”;
1990 год – сборник “Сон о дороге”;
1991 год – сборник “Белые стихи”.
Ст – е “Как показать зиму...”( Ст – читает ученица 9 класса)
Слайд – фильм “Как показать зиму”
1 вед.
Неповторимость индивидуальной интонации, которую Юрию Левитанскому удалось обрести, дается не каждому стихотворцу. В общем-то, это нечастый случай столь позднего оформлении дара.
Ст – е “Прощание с молодостью”(Учащийся 10 класса, сам подобравший музыку к ст-ю))
Правда, сделано наблюдение, что, например, Гете лучшие свои сочинения создал уже после 50-ти лет. Мысль Ю. Левитанского всё же весьма необыденна: “...Я убеждён: старость – самое подходящее время для поэзии, и фактически всю поэзию XX века, лучшие её образцы сделали старики. Правда, в старости делать поэзию довольно трудно... Сердце не выдерживает”.
2 вед. Умер в Москве, 25 января 1996 года.
Когда Левитанского хоронили, несмотря на завывающую метель, на лютый мороз, на скорбные лица и речи, этому траурному действу не хватало, казалось, какой-то последней, окончательной правды. Вроде всё – как положено. Что-то мешало воспринимать происходящее всерьез. И меж кладбищенских деревьев ужами сквозили две строки Мандельштама:
Неужели я настоящий,
И действительно смерть придёт?
1 вед.
Он, конечно, был настоящим. Но в свои 74 года не был настоящим стариком. А иногда казалось, что и просто взрослым человеком не познавший неведомое другим, усвоивший какие-то правила, но часто абсолютно беспомощный в элементарных житейских проблемах, с которыми запросто справляется школьник. У него был только один опыт – духовный. Всё остальное он, кажется, забывал, включая войну.
Или хотел забыть. Но ощущение, что ему всё время хочется к кому-нибудь прислониться, чтобы в этой странной для него и даже подчас пугающей обыденности найти поддержку и опору, – не покидало. И потому в числе немногих его строк, внешне на него похожих, эти:
Хочу опять туда, в года неведенья,
где так малы и так наивны сведенья
о небе, о земле...
Да, в тех годах
преобладает вера,
да, слепая,
но как приятно вспомнить, засыпая,
что держится земля на трёх китах,
и просыпаясь –
да, на трёх китах
надежно и устойчиво покоится,
и ни о чём не надо беспокоиться...
2 вед.
Поэтому и казалось, что вся эта похоронная процессия на Ваганькове, все слова, все скорбные взгляды – всё это не совсем настоящее, а может быть, и придуманное его же неуёмной фантазией.
Евгений Евтушенко однажды сказал:” Юра не был диссидентом, но он защищал людей, которые сражались за свободу слова. Вот поэтому он счёл своим гражданским долгом высказать своё мнение. Это трагическая, это героическая смерть”
1 вед.
Левитанский, как и всякий поэт, прежде и более всего писал о неуловимом, недостижимом, несказaнном, о том, что можно внешне попытаться назвать, но нельзя определить и удержать:
Дрова жизни догорели, в этом – земная правда. Но слова Юрия Левитанского – остались. И памятны нам спустя полтора десятка лет после кончины поэта. Это уже большой срок, дающий основание надеяться, что стихи его пребудут в людской памяти ещё немалое время.
Ни огня, ни пожара, молчит колокольная медь. А словам ещё больно, словам ещё хочется петь
2 вед.
Некоторые высказывания Юрия Левитанского очень хорошо дополняют его стихи. Выделенные цветом строки в кавычках – это они и есть “Интуитивно, я ощущаю наивысшим сложнейшим, прекраснейшим языком – музыку. Выше музыки, наверное, ничего, доступного человеческому творчеству нет”
Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.
Ст –е “Каждый выбирает для себя” (читает учитель мхк)
1 вед.
“Наш срок пребывания на этой земле очень краток. У меня даже формула есть: жизнь долгая, а проходит быстро” - так говорил он.
Если бы я мог начать сначала
бренное свое существованье,
я бы прожил жизнь свою не так
прожил бы я жизнь мою иначе.
Ст – е “Бывает ли это теперь...”(Ст – е читает уч.9 класса))
2 вед. У Левитанского – всё живое, всё всерьез. И ёлки, и Новый год, и карнавалы. Всё говорит о жизни, всё тянется к её продолжению, к лучшему продолжению. На примере его стихов очень легко понять, что мы потеряли и что продолжаем терять ежеминутно – непосредственность, одухотворённость, живые человеческие отношения, живое восприятие действительности, а, следовательно, саму жизнь.
Диалог у новогодней ёлки. (Читают учитель русского языка и учитель мхк )
(слайд-фильм “ Диалог у новогодней ёлки))
1 вед. Левитанский сумел вписаться в нашу общую ёлку жизни не то чтобы Дедом Морозом, не то чтобы звездою на ёлочной макушке, но её тонким стеклянным шаром, фонариком, матовым долгоиграющим диском, чуть припрятанным, как за облаками, за клочьями снежной ваты.
Был воздух морозный упруг.
Тянуло предутренним холодом.
Луна восходила над городом,
как долгоиграющий круг.
Так и он восходит каждый Новый год – спокойно, ненавязчиво, “матово”, чтобы в очередной раз спросить: “Что происходит на свете?” (Ефим Бершин)
2 вед. Стихи Левитанского “разобрали” на песни: они звучат с пластинок Никитиных, Берковского, и многих других. Да Юрий Давыдович и сам пел свою “Кепочку”, хотя к песенной славе относился слегка скептически: Мне это приятно – не более того. Это более лёгкий, что ли, способ, понимаете? Для поэта, всё-таки, немножко обидный. Хорошо бы узнать: помнят ли стихи, а песню – каждый запомнит.
“Современная быль о рыбаке и рыбке”(читает учитель русского языка и литературы)
1 вед. Помнят. Потому, что в поэзии Левитанского вместе с музыкой живёт созвучная с нею мудрость. Мудрость, не вгоняемая в рамки чьих-то канонов, тем и ярлыков.
Один журналист, придя к нему брать интервью, попросил: давайте обозначим круг тем, главных идей вашего творчества. Левитанский печально вздохнул:
– Дорогой мой, у поэзии и у любви круга нет...
В кругу было не удержать: не только в кругу тем, но и в кругу слова. Стихи вырывались в песни, а сам поэт – в живопись, в работы по дереву. И работы выходили такие же яркие и непредсказуемые, как стихи.
....И руки мои потянулись к бумаге и краскам,
Как руки голодного тянутся к чёрствому хлебу.
Ст-е “А что же будет дальше, что же дальше...(уч-ся 11 класса)
2 вед.
Не забудутся слова поэта и из “Послания юным друзьям”:
...Да, говорю я, жизнь всё равно прекрасна,
даже когда трудна и когда опасна,
даже когда несносна, почти ужасна –
жизнь, говорю я, жизнь всё равно прекрасна.
ПОСЛАНИЕ ЮНЫМ ДРУЗЬЯМ (слайд-фильм)
В конце - песня в исполнении братьев Мищуков “Пока музыка звучит”
Спасибо за внимание, до следующих встреч в литературной гостиной.
Использованные материалы:
1. Ю.Д. Левитанский. Избранное: Стихи./ Предисл. Ю.Болдырева. – М.: Худож. лит., 1982.
2. Ю.Д. Левитанский. Стихотворения / Ю. Левитанский; сост. И.В. Машковская; вступ.ст. Ю.Болдырева; примеч. В.Б. Семенова. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005.
3. Видео- и аудиоматериалы из семейного архива.. Слайд-фильмы составлены учителем мхк.