Один из важных вопросов современной школы – это вопрос обучения чтению. Чтение является процессом работы с текстом, направленным на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание. Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни современного человека.
Меня как учителя старшей школы интересует вопрос: «Что значит уметь читать»?».
Попросите любого школьника 4, 5-го класса прочитать вывеску или короткую рекламу. И он, без сомнения, прочитает! Значит, он умеет читать! Получается, что проблемы умения прочитать текст в старшей школе (то есть с 5-го класса) не существует! Действительно ли это так? Давайте разбираться.
В методической литературе выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
«Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения».
Как показывает практика, к 5-му классу большинство ребят владеют навыками правильного чтения. Многие читают осознанно, бегло. Но и здесь стоит оговориться, если слова короткие, то ребенок читает легко и понятно, а если слово состоит из 5–6 слогов, то у многих возникают проблемы: ребенок старается произнести слово в том же темпе, коверкает его и, следовательно, не понимает, но продолжает читать. Данное чтение нельзя признать качественным.
В международном исследовании PISA есть направление – читательская грамотность школьников средней ступени. По статистике с 2003 года Россия ни разу не входила в двадцатку стран по этому показателю (26, 32, 34 места) из 70 стран. Как видно, проблема формирования навыка качественного чтения в средней школе оказывается очень актуальной!
«Как хорошо уметь читать!» – написал в своем стихотворении Валентин Берестов. В этой строчке логическое ударение падает на слово «уметь». Мы же поставим ударение на слово «ХОРОШО» и углубим диапазон проблемы: Как ХОРОШО уметь читать? Что же значит: хорошо уметь читать?
Если читать слово медленно, то его обязательно прочитаешь правильно!
«Беглость чтения — это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение». Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100–160 слов в минуту.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) учителя используют прием подсчета слов, прочитанных учеником за определенный промежуток времени. Так написано в методике. Но часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенку главное быстро прочитать слова, так его проверяли. И получается, что он читает быстро, но ничего не понимает, как ничего не понимают и окружающие.
В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. То есть ребенок перед прочтением должен знать, видеть облик слова (этот процесс можно сопоставить с изучением иностранного языка). Поэтому очень важна работа над развитием зрительной памяти. Что способствует формированию зрительной памяти: один из приемов – пересказ текста, во время которого можно использовать ключевые слова, логические цепочки, таблицы, рисунки, кластеры и т д. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения. С введением тетрадей на печатной основе по ряду предметов учителя концентрируют свое внимание на данной форме работы. От такой работы, несомненно, много пользы! Но исключать пересказ как форму работы нельзя.
Третий критерий: сознательное чтение. Для формирования сознательного чтения необходимо развитие смысловой догадки. «Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет процесс чтения. То есть он основан на понимании того, о чем читают».
Данные три навыка чтения необходимы в каждом предмете, где ребенок сталкивается с текстом. Но еще одно качество чтения, способствующее пониманию и запоминанию прочитанного, – это выразительное чтение. Именно совокупность всех навыков качественного чтения определяет успешность обучения ребенка в школе: читаю – понимаю – запоминаю.
Под выразительным чтением понимают «правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения». Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: силу голоса, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.
Все средства интонации поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. Такое чтение приятно и интересно слушающим.
Павел Афанасьевич Фамусов, герой комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума», поучает своего слугу Петрушку: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой!», что и определяет критерии правильного чтения: спокойный темп речи, соблюдение интонационного рисунка текста, пауз, орфоэпических норм.
При изучении того или иного материала, работая с текстом, поставьте в приоритет не скорость его прочтения, а произносительную культуру чтения: соблюдение пауз, интонации, логического ударения. Тогда появится понимание прочитанного, и, может быть, интерес к такому занятию, как чтение книг.