1. Урок начинается с теста «Знаешь ли ты содержание повести?», учитель предлагает ответить на вопросы короткими ответами «да-нет».
1 вариант.
- Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- Героя повести звали Самсоном.
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Фамилия гусара была Томский.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
2 вариант.
- Героя повести звали Самсоном.
- Фамилия гусара была Томский.
- Дочку станционного смотрителя звали Параша
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
3 вариант.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- Фамилия гусара была Томский.
- Героя повести звали Самсоном.
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
4 вариант.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
- Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- Героя повести звали Самсоном.
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Фамилия гусара была Томский.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
5 вариант.
- Фамилия гусара была Томский.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- Героя повести звали Самсоном.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
- Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
2. Следующий этап - эвристическая беседа:
- Как вы думаете, каким образом соотносится тема урока с содержанием повести?
- О каких чувствах можно говорить?
- К кому из героев испытываем эти чувства?
Далее учитель объявляет цели урока.
3. «Выбери нужное».
Чтобы выделить основные проблемы, поднятые автором в повести, предлагается из данного перечня выбрать подходящие:
- Любовь
- Война и мир
- Отцы и дети
- Выбор пути
- «Маленький человек»
- Лишние люди
Результаты обсуждения заносятся в таблицу.
Проблема | Герои | Аргументы | Выводы |
«Маленький человек» | |||
Отцы и дети |
4. Работа с карточками и таблицей.
Предлагает карточки, из которых можно будет, работая в группах, выписать аргументы в таблицу.
Карточка-информатор.
Тематические черты образа «маленького человека».
- Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение;
- Страдание, происходящее не по своей вине, а от слабости и ошибок;
- Ущербность личности, часто убожество и неразвитость;
- Острота жизненных переживаний;
- Осознание себя именно маленьким человеком;
- Обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства.
Предлагает обсудить и записать вывод по теме «маленького человека».
5. Проверка дом. задания.
Учащиеся должны были дома выписать и сравнить:
- Пейзажные зарисовки в начале повести и описание кладбища;
- Интерьер дома Выриных во время первого и второго приезда рассказчика;
- Портрет Самсона Вырина в начале повести и во время второго приезда рассказчика.
6. Эвристическая беседа:
- Почему так изменился герой? Что произошло?
- Какая деталь интерьера осталась неизменной? Почему?
- В чем различие притчи и истории Дуни и отца?
- Почему автор предпочел такой финал?
- Была ли героиня счастлива?
- Кто из трех героев более всего повинен в страдании других?
- Судьбу какой литературной героини напоминает история Дуни?
7. Разделившись на группы, поработайте адвокатами и обвинителями каждого из героев.
Герои | Защита | Обвинение |
Минский | 1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Самсон Вырин | 1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Дуня | 1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
8. Продолжите фразу: «Своим произведением Пушкин пытался пробудить в нас чувства…»
9.Домашнее задание:
Написать письмо (на выбор)
- Самсону Вырину от Дуни;
- Дуне – от девятиклассника;
- Родителям – от себя.