Цели урока: сформировать у учащихся представление об основных требованиях к выразительности речи (на материале выразительного чтения); объяснить значение громкости, темпа и тона речи; научить учащихся относиться к любому тексту как к материал)' для работы.
ХОД УРОКА
I. Речевая гимнастика.
(аудизапись)
II. Проверка домашнего задания.
Прослушивание текстов, подготовленных учащимися для выразительного чтения.
III. Беседа по теме.
Выразительность играет важнейшую роль в речи человека. Часто прекрасное по содержанию выступление не воспринимается слушателями из-за невнятного, неправильного, монотонного произнесения его выступающим. Поэтому мы сегодня остановимся на основных способах создания выразительности речи.
Выразительность выступления - это его яркость, привлекательность, красота, необычность в сравнении с другими аналогичными выступлениями. Если речь говорящего выразительна, то ему всегда удается привлечь и удержать внимание слушателей, ему лучше удается донести до слушателей свои мысли.
Различают несколько способов создания выразительности.
1. Логическая выразительность - она обеспечивает четкую передачу фактов, их взаимосвязь.
Как создается логическая выразительность?
Средством создания логической выразительности является логическое ударение - интонационное выделение того или иного особенно важного по смыслу слова. Если мы противопоставляем какое-либо лицо, предмет или явление другому, то логическое ударение получат именно те слова, которые обозначают эти противопоставляемые лица, предметы, явления.
Например:
На языке мед, а под языком лед.
Все тихо, только песня звучит вдалеке.
Если в речи впервые называется какой-либо предмет, лицо или явление, которые имеют значение для последующего, то слово, обозначающее этот предмет, лицо, явление, выделяется логическим ударением.
Например:
Меня воспитывал отец. Отец был труженик.
Кроме того, логическая выразительность проявляется в связности речи -необходимо правильно переходить от одного факта или фрагмента выступления к другому, использовать сцепляющие слова поэтому, таким образом, итак, теперь необходимо сказать о ... и др.
2. Эмоционально-образная выразительность - передает эмоциональное отношение к тому, о чем рассказывается, делает выступление взволнованным, эмоциональным.
Выразительная речь должна быть в меру эмоциональна, слушатели должны видеть, что того, кто выступает перед ними, самого волнуют те проблемы, о которых он рассказывает, что оратор очень хочет передать слушателям свое мнение, свой взгляд на обсуждаемый предмет, что ему небезразлично то, что он рассказывает, и т.д.
3. Звуковая выразительность - обеспечивает внятное и четкое произнесение звуков, слов, фраз, что позволяет слушателям хорошо понять то, о чем им рассказывают, и получить удовольствие от слушания такой речи. Она создается за счет правильного дыхания (экономное, равномерное расходование воздуха); правильного выбора темпа и ритма речи (правильные паузы, быстрое или медленное проговаривание отдельных отрезков фразы); дикции - ясного и четкого выговаривания слов; правильной интонации произнесения отдельных фраз.
Помошь в правильном выборе интонации могут оказать знаки препинания, которые ставятся в письменном тексте. Эти знаки указывают на ту интонацию, с которой надо произносить те или иные фразы в устной речи.
Например:
точка - показывает завершение мысли и законченность предложения, интонация понижается, делается пауза;
точка с запятой - интонация понижается, но не так заметно, как после точки, при этом пауза более короткая, чем после точки;
запятая - показывает, что мысль не закончена, интонация обычно повышается и делается небольшая пауза;
двоеточие - указывает обычно на намерение разъяснить, уточнить то, о чем сказано перед ним, делается небольшая пауза, интонация понижается.
Выразительность речи хорошо отрабатывать на чтении стихов вслух. Есть определенные правила выразительного чтения поэзии. Давайте их запомним.
Азбука стиховедения:
1) необходимо соблюдать четкую рифму;
2) в конце строки обязательна пауза, даже если строка не закончена по смыслу;
3) время, которое занимает чтение одной стихотворной строки, должно быть одинаковым на протяжении всего стихотворения.
4) если в строке мало слов, надо удлинить время ее чтения паузой.
IV. Практические задания.
V. Домашнее задание: подготовить отрывки из литературных произведений для выразительного чтения.