Цель: повторить и обобщить полученные знания, закрепить понятие о приключенческом, детективном и научно-фантастическом жанрах; прививать интерес к произведениям, составляющим сокровищницу мировой литературы; развивать умение сотрудничать.
Форма: командная игра.
Оформление игры:
- Карта с названиями островов (о-в Ураганов, мыс Скелета, бухта Акул, берег Трех ножей, залив Ветров, о-в Хромого Бена), по которым будут путешествовать учащиеся.
- Эмблема с парусником, который должен передвигаться от о-ва к о-ву.
- Название и девиз (готовит каждая команда).
- Грамоты и жетоны-пиастры.
- Выставка книг изученных произведений.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим
путешествие, цель которого – достичь острова
Хромого Бена, где спрятан капитаном Флинтом клад.
Какой? Узнаете тогда, когда ответите на все
вопросы, приготовленные мной.
– Командам корабля сдать рапорт (“Команда... в
количестве... матросов к игре готова. Наш девиз...
Рапорт сдавал капитан...)
– Итак, команды, готовы к путешествию? Отдать
швартовы, поднять паруса! Полный вперед!
Задание 1. “Разминка”
Указать стрелками соответствия.
Ж.Верн | “Два капитана” |
Р.Л.Стивесон | “Кортик” |
А.Н.Рыбаков | “Приключения Гекльберри Финна” |
М.Твен | “Дети капитана Гранта” |
В.П.Катаев | “Остров Сокровищ” |
В.А.Каверин | “Три мушкетера” |
Э.По | “Золотой жук” |
Задание 2.
Кто из перечисленных писателей:
- В своих романах отразил огромный период развития Франции (от XV – сер. XIX в.)?
- Раз в год, летом, на своей шхуне “Сен-Мишель” выходил в открытое море, т.к. был страстным путешественником?
- Написал повесть, которая за 10 лет была издана 35 раз: на 14 языках в России и на 9 – за границей?
- Написал первое свое произведение при активном участии всей семьи (например, отец, бывалый моряк, составил список вещей, найденных в сундуке?)
- Родился в Одессе, которая станет местом действия его произведений?
- Участвовал в конкурсе для начинающих писателей, где среди 318 человек вошел в шестерку тех, кто был удостоен премии?
- Открыл нам, что история-это не только скучная хронология, но и живое кипение жизни?
- Всей своей жизнью показал нам силу человеческого духа, побеждающего болезнь и смерть?
- Показал нам силу человеческого ума, который тончайшим анализом самых мелких примет и поступков с почти математической точностью приходит к единственно правильному решению?
Задание 3. “Капитан, улыбнитесь!” (конкурс капитанов)
Викторина.
(Номер вопроса вытягивается из бочонка).
- Назовите признаки приключенческого произведения.
- Назовите признаки детективного жанра.
- Назовите признаки научно- фантастического жанра.
- Как называется корабль, на котором отправились на поиски капитана Гранта?
- Какой роман первоначально назывался “Корабельный повар”?
- Какое произведение является гимном дружбе 4-х отважных мужчин?
- В каком произведении есть слова “Бороться и искать, найти и не сдаваться”?
- Где произошло убийство, описанное в рассказе Э.По?
- Кто произнес слова “Один за всех, и все за одного”?
- Что кричал попугай Джона Сильвера?
- Что такое трактир? В каком произведении встречается его описание?
- В чем заключалась тайна запретного крана в романе А.Беляева “Голова профессора Доуэля”?
Задание 4. “Мы у цели!”
- Продолжите фразу “Там, за горизонтом...”
- ...мы открыли для себя неведомые острова....
- ...мы побывали вместе с сорванцами- мальчишками...
- ...мы учились открывать самих себя...
- ...мы ощутили, что люди и животные - это...
– Ура, ребята! Вот мы и у цели нашего путешествия. А вот и клад. Интересно, что в сундуке? Чтобы его открыть, надо вспомнить, что сделал герой рассказа Э.По “ Золотой жук”, чтобы отыскать на острове клад?
(После того как учащиеся расскажут, учитель вручает заранее приготовленные с помощью родителей призы. Это могут быть книги, билеты в театр, словари или что- то другое.)
Варианты заданий.
- Конкурс “Обложка любимой книги”.
- Проследить по карте путь “Дункана” (должны быть заранее подготовлены фломастеры и ксерокопии контурных карт.)
- Конкурс актерского мастерства (инсценирование эпизода из любого изученного произведения).
- Конкурс кроссвордов (готовятся заранее или учителем, или детьми).
Учитель сам выбирает задания для игры.
Творческих успехов!