Детям нужны сказки!
Р. Быков
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин
Цели и задачи:
- Углубить устоявшееся представление о сказке, проверить знания детей о сказках, особенностях их построения, сказочных персонажах.
- Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
- Учить их логически мыслить, выделять главное.
- Развивать речь учеников.
Ход урока:
- Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение изученного. Конкурс на знание сказок, их эпизодов, героев.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
Мы с вами прошли половину пути, первую часть нашего учебника. Что же мы узнали, чему научились, какие уроки волшебства усвоили. Это мы сейчас и узнаем. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Р.Быкова «Детям нужны сказки». Вот сейчас мы и докажем, что сказки нам нужны и мы их любим.
II. Проверка домашнего задания.
Тест (слайд № 3 или задания напечатаны для каждого ученика. На работу отводится 5-7 минут.)
1. Четвёртое – лишнее.
А) трагедия, комедия, драма, новелла.
Б) метафора, зачин, эпитет, гипербола.
В) рассказ, повесть, стихотворение, сказка.
Г) лирика, эпос драма, поэма.
Д) философские, сатирические, о животных, дидактические.
2. Что такое метафора?
А) Скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот.
Б) Сравнение людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, по присущим им качествам и сходным чувствам.
В) Художественное преувеличение.
3. Найти соответствия.
А. Высмеивает недостатки людей и пороки общества. Б. Ставит важные вопросы жизни и смерти, чести и бесчестия, добра и зла, любви и ненависти. В. Преподаёт читателям назидательные уроки и житейские наставления. |
1 – философская сказка, 2 – сатирическая сказка, 3 –дидактическая (воспитательная) сказка |
4. Найти соответствия.
А. Эпизод произведения, в котором конфликт достигает критической точки и требует немедленного разрешения. Б. Эпизод произведения, в котором основной художественный конфликт. В. Эпизод произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта. |
1. Завязка. 2. Развязка. 3. Кульминация. |
III. Повторение изученного.
1. Узнай сказку по ёе началу. (Вручается медаль «Лучшему знатоку зачина сказки»)
-
Жил-был царь Берендей. У него было три сына, младшего звали Иваном. (Р.н.с. «Иван-царевич и серый волк»)
-
Это было в середине зимы. Падали снежинки, точно пух с неба. И сидела королева у окна. Когда она шила, уколола иглою палец, и упало три капельки крови на снег. («Белоснежка» Нем. н.с.)
-
За горами, за лесами
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
(Конёк-горбунок П.П. Ершов) -
Слушай, мой милый мальчик, слушай и запоминай, внимай, разумей, потому что это случилось, потому что это было ещё в ту далёкую пору, когда ручные животные были животными дикими. (Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»)
-
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.») -
Десятая неделя после Пасхи – купальские дни. Солнце самый пуп земли печёт, и зацветает дивная Полынь-трава. В озеро, на самое зелёное дно, глядит огненное солнце. (А. Толстой «Иван-да-Марья.»)
2. По словесному портрету узнать героя сказки, название произведения и его автора.(Вручается медаль «Лучшему знатоку героя сказки»)
Представьте, что мы находимся с вами в сказочной портретной галерее. Но портреты не нарисованы красками, а описаны словесно. Узнайте героев!
-
Это была красивая, но гордая и надменная женщина. Она терпеть не могла, если кто-нибудь превосходил её красотой. (Мачеха, «Белоснежка» Нем.н.с.)
-
Бедно одетая, с маленькими красными глазками, острым, сморщенным от старости личиком, с длинным-предлинным носом, который опускался до подбородка. (Старая колдунья. В. Гауф «Карлик нос»)
-
…девица там живёт
Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке,
И серебряным веслом
Самолично правит в нем.(Царь-девица П. Ершов «Конёк-горбунок») -
Глазки маленькие, как у свиньи. Огромный нос, свешивающийся до подбородка. Шеи и вовсе как будто не было, голова глубоко вошла в плечи, спина и грудь были широкие, а фигура походила на мешок. (Якоб «Карлик нос» В. Гауф)
-
Героиня…бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево. («Белоснежка»Нем.н.с.)
3. Узнать сказку по отрывку. Кто из героев это говорит и в какой сказке. (Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок»)
-
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне..») -
Ой вы, кони буры-сивы,
Ой вы, кони златогривы…
(П. Ершов «Конёк-горбунок») -
Ты из дикого леса, дикая тварь, что тебе надобно здесь?
(Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.») -
Где ты, месяц золотой?
Ходит месяц над водой, –
В глыбко озеро взглянул,
В темных водах утонул…
(А. Толстой «Иван-да-Марья») -
Под тем камнем – дверь железная…
(Р.н.с. «Бой на Калиновом мосту»)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, устали, проголодались. Объявляется обеденный перерыв!
4. Узнайте, кто и кого так угощает, кто придумал этот сказочный обед? (Вручается медаль «Участнику сказочного обеда»)
-
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали...
(Семь богатырей царевну А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне..») -
Ничего лучше этого супа он ещё не ел. От него так хорошо пахло зеленью и кореньями! Он был одновременно и сладкий, и кисловатый, и к тому же очень крепкий. (Колдунья Якоба В. Гауф «Карлик- нос»)
-
Яблоко было на вид красивое ,белое с красными крапинками, и всякий, кто его бы увидел, захотел бы его съесть. (Мачеха для Белоснежки.)
-
Она получала не гусиную пищу, а печенье, конфеты и всякие лакомства.(Якоб гусыню Мими «Карлик-нос»)
-
Наварила манной каши, размазала её по тарелке. (Лиса журавля Р.н.с. «Лиса и журавль»)
-
Испекла каравай рыхлый, мягкий. Изукрасила его узорами мудрёными. По бокам города с дворцами… (Василиса Премудрая пекла для царя Р.н.с. «Царевна-лягушка»)
-
Ужинали дикой овцой, зажаренной на раскалённых каменьях, приправленную диким перцем и диким чесноком…(Женщина мужчину Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.»)
Вот мы и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но никто не скажет, что ушёл с пира несолоно хлебавши! Ведь мы ещё больше подружились со сказкой. Давайте пойдём дальше. Чем дальше в сказку, тем больше сказочных чудес. Вот, например, сказочная почта.
5. Кто из сказочников и кого из героев поселил в таком доме? (Вручается медаль «Лучшему сказочному почтальону»)
-
В светлой горнице кругом
Лавки, крытые ковром.
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей из сказки А.С. Пушкина) -
Сыскала для жилища уютную пещеру. Посыпала пол чистым песочком и развела в глубине пещеры костёр. Повесила у входа в пещеру шкуру дикой лошади. (Пещера женщины из сказки Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.»)
-
Вдруг она увидела маленькую избушку. Всё в ней было таким красивым и чистым, но очень маленьким. На столе семь маленьких тарелок, ложек и вилок. У стены в ряд стояло семь маленьких кроваток. (Дом семи гномов Нем.н.с. «Белоснежка»)
-
Потаенный замок находился в самой середине леса. Он был так скрыт в лесной чащобе и дорогу к нему найти было так трудно, что если бы не клубок волшебных ниток, то король бы и сам не нашёл бы его. (Дом детей короля «Шесть лебедей» Нем.н.с.)
-
Все бока его изрыты.
Частоколы в ребра вбиты.
На хвосте сыр-бор шумит.
На спине село стоит.
Мужики на губе пашут.
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине рыбы-кита П. Ершов «Конек-горбунок»)
6. Расскажите о своём любимом сказочном герое, употребив для его описания как можно больше эпитетов. (Вручается медаль «Лучшему сказочному художнику»)
7. Аукцион.Кто узнает героя по предмету ему принадлежащему, тот получит этот предмет в подарок. (Зеркальце, перо жар-птицы, кошка, гномик, лошадка , яблоко)
8. А теперь выясним, кто из нас лучший сказочник! (Чтение сочинённых сказок, завершающихся пословицами или поговорками) (Вручается медаль «Лучшему сказочнику»)
IV. Итог урока.
Что вы нового, интересного узнали сегодня на занятии? О чем бы вы еще хотели узнать? Наше путешествие в страну сказок сегодня закончилось, но мы не прощаемся с любимыми героями, мы говорим им - до свидания!
V. Домашнее задание.
Напишите письмо любимому сказочному герою и расскажите ему о сегодняшнем уроке.