Цели:
- познакомить учащихся с творчествами поэтов необычной судьбы, редкого мужества – Э.Асадова и Р.Гардиева;
- формировать у учащихся умение размышлять и делать выводы по прочитанному и услышанному;
- воспитывать в детях чувство любви к Родине,
- воспитывать такие нравственные качества, как честность, верность, мужество и героизм.
Оборудование: портреты Э.Асадова и Р.Гардиева, выставка их сборников стихотворений, музыка, плакат.
На плакате написаны слова:
«Подлости не прощай,
И предательство не прощай
Никому: ни любимой, ни другу»
Звучит музыка.
Учитель: Ребята, как вы понимаете слово мужество? А слово мужественный?
Работа по толковому словарю Ожегова. Ответы учащихся.
Мужество, а. ср. Храбрость,
присутствие духа в опасности. ( Проявить мужество
и стойкость).
Мужественный, -ая, -ое, -вен, -венна.
Обладающий мужеством, выражающий мужество.
Мужественный характер. Мужественный вид.
Учитель: Мы сегодня с вами поговорим о людях необычной судьбы, редкого мужества и исключительной силы воли. Вся их жизнь – это борьба, борьба за жизнь, борьба со злом на земле. Если в годы войны – это фронт, то в послевоенные годы – это тоже бой, беспощадный бой с подлостью, ложью, лицемерием, бюрократизмом и трусостью. Это борьба за чистоту человеческих отношений, борьба за правду , за радость, за счастье человека на земле.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
Никому: ни любимой, ни другу.
– Ребята, вы узнали автора этих строк?
– Да, вы правы. Это – Эдуард Асадов – любимый
поэт миллионов читателей как в нашей стране, так
и за рубежом.
Ученик: Раннее утро 4 мая 1944 года.
Золотисто-алые лучи рассвета заливают крымскую
долину. Она вся изрыта воронками, возле грузовой
машины, погруженной снарядами, стоит черноглазый
стройный лейтенант. Он молод, ему всего лишь 20
лет. Сощурившись, смотрит на залитую солнцем
дорогу. Так он будет стоять всего несколько
секунд, а затем отправится в рейс. Он прекрасно
понимает и степень риска, и смертельную
опасность предстоящего пути.
Лейтенант смотрит на дорогу. О чем он думает?
Может быть, перед ним промелькнула сейчас вся его
жизнь? Кто знает.
Ученица: Биография у лейтенанта пока
еще очень короткая. Гвардии лейтенант Асадов
Эдуард Аркадьевич, армянин, родился в
Туркменской СССР (г. Мары) 7 сентября 1923 года, в
семье учителя.
После смерти отца вместе с матерью переехал на
Урал, в г. Свердловск, где прошли его детство,
юность. Здесь он учился, писал свои первые стихи.
Закончить школу ему довелось уже в Москве.
Наступила весна 1941 года. После экзаменов и
выпускной бал.
(2 пары учащихся танцуют вальс).
Гремели вальсы и танго. Старательно кружились ребята в танце и улыбались друг другу. Улыбались и не знали, что многих из друзей видят в последний раз. На календаре было 14 июня 1944 года.
(Учащийся читает стихотворение Э.Асадова «Ах, война»).
22 июня началась война. 17-летний Эдуард пришел в
райком комсомола с просьбой отправить его на
фронт под Москву.
Наводчик орудия. Полтора месяца напряженные
учебы и вот он на фронте.
Воевал под Ленинградом, на Аолховском фронте,
воевал мужественно, честно. Среди лучших
командиров был отправлен в артминометное
училище.
Весна 1943 года. Северо-Кавказский фронт, затем 4-й
Украинский, дальше – Севастополь.
Вот собственно и вся биография молодого
лейтенанта.
(Под музыку песни «В землянке» читается стихотворение «Письмо с фронта»).
Учитель: Человек совершил подвиг. Как
вы считаете, что такое подвиг?
По словарю С.И.Ожегова – это героический,
самоотверженный поступок. Героический поступок
можно совершить не только на войне, но и в быту. Я
подвигом считаю выживание пенсионеров в наше
время. На такую пенсию невозможно прожить, а они
на свою судьбу не жалуются.
– Подвигом я с полной уверенностью могу назвать и самоотверженный труд наших педагогов ведь они в течение десяти лет из ничего делают «конфетку», выпускают в большую жизнь умных, грамотных ребят.
– А я хочу рассказать о своем дедушке. Он очень
привязан к своей земле, всю свою жизнь работает
механизатором. Во время уборки урожая, как
рассказывал мне мой дед, ударом молнии загорелся
стог сена в поле, где они работали с напарником.
Дело в том, что около этого стога в это время
отдыхал его напарник, а дед был далеко от того
места. Нужно было спешить на помощь другу. Так как
это было позднее время, в поле вокруг никого не
было.
Он бросился к нему на помощь, снял с себя верхнюю
одежду и начал тушить пожар, а его напарник уже
задыхался от дыма, потому что он «зарылся»
внутри. Опоздай дед на несколько минут, человека
бы не стало. Это, я считаю, большим подвигом.
Человек совершил подвиг Но ведь известно, что подвиги не вершатся сами собой. Человеком движет ум, воля, сила духа, характер. Нет…подвиг не бывает случайным. Я считаю, что если в человеке живет самостоятельность, горячая любовь к Родине и людям, то вот как раз такой человек способен на подвиг.
– Как пришел к своему подвигу Э.Асадов? Что формировало его характер?
Ученик: Ничто не влияет на
формирование характера так, как живой пример
взрослых, их собственная жизнь, поведение.
В характере Асадова решающую роль сыграли его
родители: Лидия Ивановна (воспитательница
детского дома) и Аркадий Григорьевич (чекист,
комиссар). Их жизнь была полна лишений и
опасности. Они вместе боролись с белогвардейцами
в Закавказье. Оба они идут в первых рядах
революции. В мирное время они душой потянулись к
детям и стали школьными учителями.
Но воспитать и вырастить сына отцу не удается: от
тяжелой болезни он умирает. Образ отца для него
был мерилом всех человеческих ценностей. И мама
была для него живым примером: «И если бы тогда у
меня, примерно, спросили: «Какой я представляю
Родину?» – я бы сказал, наверное: «Она такая, как
мама моя», – говорил Э. Асадов.
И дед его всю свою жизнь посвящает народу. Он
считал, что три вещи должны быть рядом с
человеком всегда: постоянный поиск истины,
твердость и сила духа, борьба за счастье своего
народа. И еще одно качество: он никогда никому не
прощал лжи. Этому он учил и своего внука Эдуарда
Асадова.
(читается стихотворение «Россия начинается не с
мяча»).
Ученик: А подвиг начинался так.
Вспоминает боевой друг Асадова – Николай: «Самым
молодым батарейцем был Асадов. Тогда не было ему
еще и 18 лет. Был он на редкость активным,
находчивым, сообразительным. И прямо на глазах
Асадов из вчерашнего школьника превратился в
мужественного и опытного фронтовика. В бою не
терял присутствия духа и самообладания. Вот один
лишь эпизод.
1942 год. Войска Волховского фронта перешли к
наступлению. В одном из боев тяжело ранен
командир. Асадов вынес командира с поля боя, взял
командование на себя и повел бойцов за собой. Бой
был выигран.
Друзья о нем говорили так: «Он хорошо воюет и
хорошо поет, превосходно говорит, знает
литературу, у него прекрасная память и
поэтическая душа. Он красив лицом, храбр и чист
сердцем».
Учитель: С боями освободили Крым. Это
была весна 1944 года. Последние метры, последние
бои за Севастополь. Бойцы столкнулись здесь с
бешеным сопротивлением врага. Ни в коем случае не
должны были дать фашистам закрепиться на
выгодных рубежах, необходимо было подавить
огневую мощь врага. И гвардия действовала на
удивление четко и точно, а дирижировал этой
операцией лейтенант Асадов – командир батареи.
А через две недели, 4 мая, он совершил свой
человеческий солдатский подвиг, спасая своих
бойцов.
Ученик: Возле Севастополя после первого же залпа батарея Асадова была практически разбита. В батарее было много раненых, однако снаряды уцелели. Готовили решительный штурм, залп гвардейских минометов должен был открыть артподготовку. Его батарея была в лощине, а наверху, у комбата Ульянова кончились снаряды. Приняли решение: передать снаряды батарее Ульянова. Грузили ночью. Снаряды были громадные, каждый по 100 кг. Людей мало. Шансов на успех почти никаких, но ехать все равно надо. Эту операцию возглавил Э.Асадов. Он первым бросился к машине. Немцы стреляли из лощины в бегущего к машине лейтенанта. И вот он в машине, полной смертоносного груза. Машина медленно двинулась гористому склону вверх. В нее стреляли. И вот опять серии взрывов совсем рядом. Заглох мотор. Машина начала сползать назад. Еще взрыв слева. Осколками ему пробило шинель… Но вот отчаянный поворот, и мотор заработал. Только бы выбраться на склон – взрыв, еще взрыв. Теперь на дороге машину было видно со всех сторон. Заметили ее и с воздуха. Стреляли из автоматов. Пули пробили крыло машины. Снова упала бомба – пробито ветровое стекло. Мотор работал с перебоями, но машина еще «жила». Да, это был отчаянный рейс. Сквозь бомбежку, сквозь дым и смерть машина упрямо пробивалась вперед. Чудо ли это было? Нет, мужество, верность долгу – вот что вело к цели.
Ученик: Батарея Ульянова была уже
недалеко. Лейтенант вскинул руки, чтобы отдать
шоферу команду, но в этот момент столб дыма и
пламени швырнул его на землю. Бойцы подбежали к
командиру, перевернули его на спину. Он был жив.
Грудь, плечи и руки были целы. Но лицо!!! Лица не
было, была лишь сплошная кровавая масса. Его
посадили в машину, хотели везти в санбат, а Асадов
их остановил и сказал: «Нет времени… Сначала на
батарею. Исполняйте приказ».
Даже раненый, он продолжал руководить операцией.
К батарее Ульянова медленно подъехала
изрешеченная пулями машина.
Учитель: Утро 4 мая 1944 года был
последним фронтовым утром лейтенанта. Он в
последний раз видел небо, солнце, друзей. Он
ослеп… Ему было всего 20 лет.
– Подвиг ли это, ребята?
– Да, это подвиг во имя спасения сотен людей,
подвиг ради победы.
(Звучит тихая мелодия).
Ученик: Но подвиг продолжается. Теперь
уже борьба за жизнь. Он перенес 12 операций.
Срезанный огнем, он собирает в кулак всю свою
волю и все силы для того, чтобы ринуться в новый
бой, может быть, самый трудный в своей жизни.
Стихи он писал в школе и на фронте в перерывах
между боями. А теперь в перерывах между
операциями. Пишет, чтобы вновь бороться со злом,
подлостью и несправедливостью, чтобы помогать,
чтобы идти на выручку к другим.
И под ветрами с четырех сторон
Иду я в бой, как в юности когда-то.
Гвардейским стягом рдеет небосклон,
Наверное, так вот я в мир рожден
С душой поэта и судьбой – солдат.
Учитель: Да, он мужественный солдат,
совершивший подвиг во имя спасения людей. Но,
согласитесь, ребята, быть мужественным и
совершить подвиг можно не только на войне. Мне
сегодня хотелось бы рассказать еще об одном
удивительном человеке нашего города. Это Рифкат
Гарайханович Гардиев. Он для меня человек с
большой буквы. Недавно при очередной встрече с
ним он мне подарил свой первый сборник
стихотворений, который называется «Тепло сердец
вам возвращаю». Наверное, думаете, что тут
удивительного? А удивительно то, что этот сборник
написан человеком, который абсолютно ничего не
видит. Так уж было суждено ему – быть незрячим в
свои 13 лет. Но он не жаловался на свою судьбу.
Это ли не мужество, это ли не подвиг – жить ради
любви к родным и близким, к друзьям?
Я скажу у последней межи:
– Всемогущий Господь, слышишь, парень,
Все равно я тебе благодарен, –
Пусть в потемках, но дал мне пожить!
Он не только пишет стихи, но и занимается переводами. А это, думаю, не так-то и легко. А в свободное от работы время он занимается еще и спортом. И не только занимается, а побеждает, потому что он является кандидатом в мастера спорта по шашкам и шашкам. Принимает участие в соревнованиях по велогонке.
(Ученик читает стихотворение «Благодарность»).
Учитель: Удивляешься, восхищаешся
человеческим возможностям. Совершить подвиг в
бою – это понятно. Это как вспышка молнии. Но
жить, бороться за свое существование. Не простое
существование, а жизнь с пользой – и не один день.
Не месяц, а всю жизнь – это подвиг неизмеримый.
Ослепнуть в самый расцвет жизни и навсегда – это
очень страшно!!! Этих людей всегда мучили
сомнения, растерянность, отчаяние. Но они верили,
верили до конца, что будут зрячими. Когда же
последняя надежда исчезла, перед ними встал
гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?». Быть
только ради существования? Ответ простой и яркий:
«Высокие души живут ради высокой цели, маленькие
– для маленькой».
И Э. Асадов и Р. Гардиев сумели найти для себя
труднейшую и счастливую дорогу, имя которой –
поэзия. Теперь это их оружие. И овладели они этим
оружием именно для того, чтобы бороться со злом,
чтобы превратить во прах все то, что мешает нам
работать, жить, мечтать.
Их стихи учат мужеству, добру, честности, любви,
воспитывают в человеке лучшие качества.
(Звучит музыка и читается стихотворение «О сокровенном» Р.Гардиева).
Я каждый день хотел прожить бы с толком,
Достойно век отпущенный прожить.
Мне на земле осталось еще сколько?
Минутой каждой нужно дорожить.Не забываю утром, просыпаясь,
За каждый день судьбу благодарить
И не люблю я, скуке предаваясь,
О неудачах громко говорить.А на пути преграды обнаружив,
Я не спешу судьбу свою корить.
Кому-то ведь приходится и хуже,
Так стоит ли напрасно слезы лить?Стараюсь я довольствоваться малым
И в капле влаги ощутить свой вкус,
И что бы нас там, впереди, не ждало,
Нести достойно Богом данный груз.
2003 – 2004 гг.
Обобщение. Подведение итогов
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-размышление на тему: «Я хочу рассказать об этом человеке…».