Цели урока:
- дать учащимся представление об основных особенностях поэтического мира Татьяны Снежиной;
- отработать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- воспитывать на примере стихотворения Снежиной такие качества учащихся как искренность, честность, любовь к жизни.
Оборудование: сборники стихов Т. Снежиной, фотографии Снежиной, мультимедиа-презентация.
Просто так надо жить,
Чтоб неустанно радость
И любовь дарить.77777
Татьяна Снежина
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя, сопровождаемое показом слайдов.
– Поэзия. Поэзия женской души. Марина Цветаева. Анна Ахматова. Белла Ахмадуллина. Вероника Тушнова. Юлия Друнина. Татьяна Снежина.
Тема нашего урока: “Что стоит жизнь моя?”. Как Т. Снежина ответила на этот вопрос? Кто сможет оценить? Ты сам? Другие люди? Судьба?
Что нужно положить на алтарь судьбы, чтобы она даровала вечную жизнь в памяти, сердцах и умах людей. Наверное, свою душу и талант.
– Перелистаем книгу жизни Татьяны Снежиной. В ней, к сожалению, немного глав: детство, отрочество, юность… “Все мы родом из детства”.
Татьяна Снежина как-то сказала: “Что такое детство? Это что-то розовое с голубыми каемочками, солнышко, тепло. Что-то нежное, пушистое. Это непроницаемые для зла и невзгод стены материнской и отцовской любви”.
III. Рассказ о судьбе и поэзии Татьяны Снежиной.
IV.
Ученицы рассказывают о детстве и юности Т. Снежиной, основываясь на автобиографии поэтессы и воспоминаниях ее брата В. Печенкина.
1-я ученица: “Самые дорогие воспоминания любого человека – воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радостном восприятии мира, которое никогда уже не повторится”.
“Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки.
2-я ученица: Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана”.
Позднее появятся строки:
На Камчатке суровой и властной
Солнце утренней лавой польет…
3-я ученица: “И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена”.
Ученица читает стихотворение “Детство”.
1-я ученица: “Потом школа…” Первый класс.
Таня была хорошей ученицей, старательной, трудолюбивой. Успешно училась и в музыкальной школе.
“…и новый переезд, на этот раз в Москву.
И первое осознанное потрясение в жизни – потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про “червячков и букашек” в голову вместе с ночными слезами по первой любви, “который там, далеко, в краю далеком и суровом”, стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, они... были, пожалуй, теми зернами, которым было суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал”.
2-я ученица: “Первый слушатель – мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня”.
Учитель: – Первые стихи. Немного наивные, нескладные, отнюдь не академические, но очень искренние, честные, душевные. И почти все – о любви. И это понятно, когда автору 14–15 лет.
“Жизнь коротка”.
“Любви росток”.
“Сказка”.
Учитель: – В своих ранних стихах Т.Снежина часто задает вопрос: “Что такое счастье?”. И отвечает на него так:
Страдать, мечтать, надеяться и ждать,
Идти сквозь все ненастья,
Любить, забыть, ласкать и гнать –
Вот сущность счастья.
Учитель: – И самое главное в жизни – не забыть любовь.
Ученица читает стих “Не забудьте любовь”.
Учитель:
А легко ли писать стихи? Каким должен быть поэт?
Поэтом быть не так легко,
Как кажется сперва
Поэтам очень тяжело
Найти души слова, – пишет Т. Снежина в 15 лет.
В юном возрасте очень важно, чтобы рядом были настоящие друзья. Кто настоящий друг? Ответ в стихотворении – “Друг” (читает ученик).
Учитель: Снежина очень любит жизнь, посвящает ей свои искренние строки.
“Просто жизнь люблю” (читает ученик).
Москва, где живет Т. Снежина, становится ее любимым городом, которому она посвящает свои стихи.
Учащиеся читают стихи о Москве:
“Мой город”
“Вдали”.
“Москва заплакана дождем”.
Учитель: В поэзии Снежиной интересна тема дождя:
“Дождь”.
“Я и вы”.
“Осенний дождь”.
“Твой первый дождь”.
– Грусть, нежность, любовь – все в этих стихах. И свое, девичье, восприятие весны, когда впереди – любовь, счастье, жизнь:
У Т. Снежиной и любимая многими поэтами осень раскрывается по-своему:
“Осень”.
“Золотая”.
“Листопад”.
“Последний день осени”.
1-я ученица: И снова строки автобиографии.
“И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности...”.
Учитель: – И совсем еще юная Татьяна Снежина задает вопрос: “Что стоит жизнь моя?” (стихотворение “Что стоит жизнь моя” читает ученица).
Строки автобиографии.
2-я ученица: “И новый поворот судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни – в Сибирь, в город на Оби – Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то вновь, тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно – именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина – снег, холод, пустота”.
Учитель: одна из лучших песен, написанных Т. Снежиной в Новосибирске – “Патефон” (звучит песня в исполнении автора).
3-я ученица: “И звонки из прошлого, издалека, из Москвы от друзей, от брата: "Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли".
И снова Москва. 1994 год.
“Это была новая страница моей биографии... И результат – первый альбом моих песен "Вспомни со мной", двадцать одна песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни…”
“… А главное – есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча – можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть”.
Учитель: “Этими строками Татьяна закончила автобиографию... Но этот текст датируется 12 февраля 1995 года. Что было потом?”
1-я ученица: “14 февраля 1995 года – очередной приезд в Москву.
Приезд с сердцем, полным надежд на друзей, которых она любила и которые ей много обещали. Но на деле – предательство людей, которым верила…:
И застыла душа, и слова невпопад...
2-я ученица: “Конец февраля 1995 года. Татьяна, пересилив разочарования, начинает поиск нового творческого коллектива.
Именно в этот момент в ее жизни появился Сергей, человек, которого она полюбила и с которым вместе она уйдет в Вечность... Но это будет потом”
Весной 1995 года Татьяне Снежиной поступило предложение от Сергея Бугаева о сотрудничестве”.
3 ученица: “Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева, он добивался взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе.
И стали появляться новые песни – в мае 1995 года дебют новой песни Снежиной – "Музыкант".
Бугаев признавался, что это была их удача – найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя”.
1-я ученица: “…Первые победы на различных конкурсах, первые овации и первые неудачи, первые телевизионные интервью и выступления, поклонники. Но Татьяну внешняя сторона жизни не прельщала, не являлась самоцелью. Главное для нее было писать песни и петь их для людей, пробуждая давно забытые чувства”.
Учитель: “И тут Судьба сделала еще один подарок Снежиной – Любовь.
Примерно через два месяца после знакомства Сергей сказал Татьяне, что он ее любит и намерен сделать ей официальное предложение выйти за него замуж. Еще через два месяца он его сделал и получил согласие. Свадьбу назначили на 13 сентября.
Люди, которые окружали эту пару в последние месяцы их жизни, говорили о том, насколько они были гармоничны вместе… Они много пережили до встречи друг с другом: предательства любимых и нечестность друзей, крушение планов и потерю целей, разочарование в своей работе и бессилие перед равнодушием людей, – и теперь казалось, что они нашли то, что искали, к чему стремились, – свою последнюю пристань, пристань любви и счастья”.
2-я ученица: “18 августа в 12 часов состоялась презентация нового продюсерского проекта.
Телевидение рассказывало об этом событии и молодой талантливой певице Татьяне Снежиной. Настоящим потрясением для собравшихся были неожиданно исполненные Татьяной два романса "Звезда моя" и "Если я умру раньше времени...".
<Фрагмент видеофильма “Звезда моя”>
Если я умру раньше времени,
Пусть меня унесут белы лебеди
Далеко, далеко, в край неведомый,
Высоко, высоко, в небо светлое...
Учитель: “18 августа 1995 года в 17 часов они и их друзья отправились в предсвадебное путешествие в горы Алтая.
Последней из близких, кто видел их взаимное счастье, была мать Тани, когда из окна своего дома она провожала взглядом маленький микроавтобус. Если бы знать нам всем тогда, что он увозит их навсегда...”
21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул – Новосибирск микроавтобус "ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса...”
Учитель: Все, что было создано Татьяной Снежиной, этой юной и прекрасной русской девушкой, останется с нами: ее стихи, ее песни, ее искренность и доброта, ее душа...
Свет ее души, отраженный в ее песнях, делал с людьми чудеса – они становились добрее... становились частью ее поэзии... частью ее мира. У многих в те дни возникало ощущение, что ее душа где-то рядом... защищает и помогает...
Что-то свое в Таниных стихах и песнях находят люди самых разных профессий и возрастов – от подросткового до преклонного.
Сейчас можно твердо сказать, что память о ней нашла тепло в миллионах и миллионах человеческих душ, а значит, ЖИЗНЬ ЕЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
В конце урока учащиеся исполняют песни Татьяны Снежиной (“Осень”, “Морячок”, “Фигаро”, “Снежинка”).
IV. Подведение итогов урока.
– Что вам дало общение с поэзией Татьяны Снежиной?
– Что вы открыли для себя в поэзии Татьяны Снежиной?