Цель:
Познавательная
- Ознакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.
- Дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени.
- Показать связь имен с историей определенной эпохи.
Развивающая
- Развивать исследовательские навыки и умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам – именам.
- Сформировать умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.
Воспитательная
- Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности
План урока.
- Звучит попурри из песни: «Наташка-первоклашка», «Антошка», «Александра».
- Учитель (читает запись на доске):
Нет меж живущих людей, да и не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождению каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.
(Гомер)
Многие из нас, наверное, и не задумывались, почему получили такое имя.
Имя человека – тайна, чудо, до сих пор не раскрытое и неразгаданное, хотя многие ученые и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, с судьбой, личностью человека. Из ученых-лингвистов многим знакомо имя Л. Успенского, создателя известной книги «Ты и твое имя». (Запись на доске).
Над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский, ученый-философ, священник, в 1923-26 годах создал книгу «Имена», где, размышляя о связи имени и людей, говорил: «По имени и житие… Звук имени и вообще словесный облик имени открывает последствия в судьбе носящего это имя». (Запись на доске).
Наука об именах собственных называется ОНОМАСТИКОЙ. Термин этот связан с греческим словом ОНОМА, что означает ИМЯ. (Запись на доске).
1. Какова же история появлении имени?
Сообщения УЧАЩИХСЯ:
1 УЧЕНИК: - До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш сегодняшний взгляд, они выглядят довольно нелепо: Кислоквас, Огурец, Износок, Кисель.
Наши предки нарекали детей непросто, боялись злых духов, поэтому и появились нелицеприятные. Ребенок рос, взрослел и получал все новые и новые имена, в которых учитывались его качества, черты характера.
УЧИТЕЛЬ: - Если бы мы были язычниками, какое бы имя получили? (Вспомните, что рассказывали о вашем младенчестве родители, о ваших особенностях).
2 УЧЕНИК: - Но вот на Русь в конце Х века из Иудеи через Византию пришло Христианство. Отныне все дети могли получать имена только при посредстве Церкви, во время обряда Крещения, и, конечно, только христианские имена, уже принятые в Византии. Именно с этих пор слово «назвать» и «окрестить» стали у нас значить одно и то же. Выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-либо святого. В этом был известный смысл: христиане верили, что после смерти такие угодные Богу люди возносятся на небо для новой жизни и продолжают заниматься делами грешной земли. Оттуда святые могли оказать помощь своим «тезкам», т.е. у каждого человека был свой ангел-хранитель – Святой. Имена святых вносились в святцы. Святцы – церковная книга, содержащая календарь (месяцеслов), составленная в порядке месяцев и дней года, в которой приурочено чествование каждого святого.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним.
3 УЧЕНИК: Так продолжилось до 1917 года. Грянула Революция, пришла новая эпоха, которая утвердила атеизм (отрицание всего святого) и внесла новые имена.
Если ты умен, ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен, как Протон и Атом.
Удружить хотела мать дочке белокурой
Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала сокращенно Дита,
На родителей была девочка сердита.
Для другой искал отец имя похитрее,
И назвал он, наконец, дочь свою Идея.
Звали мама и сестра девочку Идейкой,
А ребята со двора стали звать Индейкой.
А один оригинал, начинен газетой,
Сына Спутником назвал, дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим
Век придется вековать злополучным детям.
(С.Маршак)
4 УЧИТЕЛЬ: - А вам встречались такие имена?
- А как сейчас дают имена детям?
- Знаете ли вы, каких девичьих имен больше в нашей школе?
2. Практическая часть
УЧИТЕЛЬ: - Давайте произнесем имя Светлана. Какие представления возникают? (Зрительные, слуховые, звуковые). Марина Цветаева однажды сказала молодому поэту: «Для вас единица измерения – слово, а для меня – звук».
- Все вы знаете русского поэта А. Блока. Давайте вслушаемся в звучание его фамилии – БЛОКЪ (Написано на доске). Какие ассоциации вызывает у вас этот звуковой комплекс?
А вот как воспринимает эту фамилию поэтесса.
3. Чтение учителем стихотворения М.Цветаевой
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряные бубенец во рту.Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.Имя твое, – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток,
С именем твоим – сон глубок.
- Каким вы представляете себе свое имя, какие возникают ассоциации, какие приходят на ум определения?
- Как бы вы выразили в цвете свое имя? Ребята рисуют. (Все рисунки ребята прикрепляют на доску). Почему выбрал именно эти цвета?
УЧИТЕЛЬ: - В красках вы чувствуете свое имя, любите его. А если кто не любит – надо полюбить. Ведь имя – твоя судьба. А что у вас в жизни? Искажают ли имена ваши одноклассники, друзья? Мало того, еще и дают прозвища, обидные клички. Давайте с сегодняшнего дня полюбим свое имя, будем относиться к нему уважительно и требовать уважения к своему имени от других.