Цели:
- рассмотреть решение вопроса ответственности героями романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”; показать взаимосвязь свободы и ответственности;
- познакомить учащихся с отличительными признаками жанра эссе;
- подготовить обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе.
Методический приём: аналитическая беседа.
Ход урока
Теория литературы:
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Эссе отличается образностью, парадоксальностью, афористичностью, близостью к разговорной речи.
Разновидности: философский, литературно-критический. Автор литературно-критичекого эссе не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, а ограничивается рассуждениями о них, подчёркивая субъективность своего отношения.
Тема ответственности решается в романе в двух планах: сегодняшнем и вечном.
- Как вы понимаете слово “ответственность”?
- Что такое, по-вашему, свобода?
Для каждого человека, каким бы ни было его мировоззрение, свобода относится к числу высших идеалов. Согласно мироощущению любого из нас, свобода – наше право по рождению. Но в жизни каждый из нас поступается своей личной свободой ради общего блага. Как граждане цивилизованного государства мы добровольно поступаемся и отказываемся от каких-то элементов личной свободы в более важных ситуациях и подчиняемся законам страны во имя общего блага. Но когда речь идёт о праве каждого человека на свободу как о принципе, все мы соглашаемся в том, что это право не должно нарушаться. Является ли человечество совершенно свободным решать, как вести себя? Что правильно, а что неправильно? Каковы высшие ценности человека? Какова конечная цель его существования? Должен ли человек быть ответственен перед кем-нибудь, кроме самого себя?
- Что вы думаете по этому поводу? Что значит – быть абсолютно свободным?
Философия экзистенциального направления допускает по некоторым причинам “отсутствие Бога”, что приносит определённое беспокойство его сторонникам, так как совершенно ясно говорит о том, что “даже если бы Бог существовал” и явился Творцом человека, тем не менее, во имя свободы и стремления к ней на каждом этапе своей жизни человек, будучи совершенно независимым, решительно выступает против Бога.
- Как, по-вашему, эта мысль сторонников экзистенционализма находит подтверждение в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”?
Свободная воля, как её традиционно понимают, - свобода делать выбор среди альтернативных способов действия, не подвергаясь при этом внешнему давлению, - просто не существует…нет такого пути, идя по которому эволюционный процесс может привести существо, действительно способное, делать свободный выбор.
Уильям Провайн, профессор Корнельского университета.
- Что значит – свободный выбор? Кто из героев романа “Мастер и Маргарита”, по-вашему, способен на свободный выбор? Аргументируйте свои предположения.
Человек обладает не только чувством врождённой справедливости и несправедливости, но и врождённой способностью понимать, что одни действия и представления являются нравственными и безнравственными.
- Какие понятия можно дать словам “совесть”, “нравственность”?
- Как вы понимаете выражение “нравственная свобода”?
- Как и кем проверяются на нравственность герои романа Булгакова?
Каждый человек знает, что нам дано два внутренних механизма, сдерживающих нас от нарушения моральных законов, а в случае их нарушения служат внутренним голосом, говорящим о неправильности нашего поведения. Один из таких механизмов – совесть, другой – чувство стыда.
Совесть выступает судьёй над поступками и либо санкционирует их как достойные, либо протестует против них. И если мы совершаем поступок, противоречащий моральному закону, совесть поднимает свой голос и изводит нас своими постоянными обвинениями или наполняет нас чувство стыда.
Оба эти механизма (совесть и стыд) стоят на страже всеобщего морального закона. Если они часто подвергаются грубому насилию, то могут перестать действовать.
- Имеет ли эта мысль подтверждение в романе “Мастер и Маргарита”?
Великий гуманист Сидни Кук говорил: “Человеку даёт права не Бог, а общество”. Эта теория оказывается адекватной тогда, когда государства и правительства действуют разумно. Но история свидетельствует о том, что их действия часто неразумны. И в такие времена встаёт вопрос: являются ли государства и правительства высшим и абсолютным авторитетом? Могут ли они решать, какой человек имеет право на жизнь, а от кого следует избавиться? Является ли государство высшим источником закона в целом или существуют Законы, стоящие над государством?
Эти же самые вопросы как центральные ставит Софокл в своей пьесе “Антигона”. И героиня пьесы отвечает так:
Не знала я, что твой приказ всесилен
И что посмеет человек нарушить
Закон богов, не писанный, но прочный.
Ведь не вчера был создан тот закон –
Когда явился он, никто не знает.
И, устрашившись гнева человека,
Потому ответ держать перед богами
Я не хотела.
- Что вы думаете по этому поводу? Можно ли это подтвердить или опровергнуть каким-либо эпизодом из романа “Мастер и Маргарита”?
Раскрывая тему ответственности и свободы человека, мотивы совести и нравственности, М.А.Булгаков использует приём “психологической пары”: Мастер – Иешуа Га-Ноцри, Алоизий – Иуда, Берлиоз – Майгель, Иван Бездомный – Левий Матвей, Наташа – Гелла. Даже отдельные предметы имеют своих “двойников”: нож, украденный Левием Матвеем, возникает в конце романа в магазине, где безобразничают Коровьев и Бегемот; джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда; гроза в Москве и Ершалаиме. И только у Маргариты нет двойников.
- Как вы думаете, почему?
Маргарита – романтическая героиня, которая, во имя спасения мастера, заключает договор с Дьяволом и этим губит свою душу. Булгаков подчёркивает избранность, неповторимость Маргариты и её чувства, глубокого, доходящего до полного самопожертвования. Только любовь и творчество, по мысли Булгакова, способны противостоять вечно существующему злу.
С любовью и творчеством связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины и гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Таким образом, постановка М.А.Булгаковым сложнейших философских проблем, “объёмное” изображение и метод проекции позволяют осознать проблему ответственности как одну из вечных и непреходящих.
Д/з: сочинение-эссе “Что такое ответственность и как я её понимаю?” (На материале романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.)