Цели:
- продолжить знакомство с творчеством писателя К.Д.Воробьёва;
- поразмышлять над вопросом, что же такое настоящее счастье;
- развивать навык учебного диалога и навык аналитического чтения;
- воспитывать у учащихся интерес к личности писателя К.Д.Воробьёва, а также благородство и гуманизм.
Оборудование:
- портрет писателя К. Д.Воробьёва, сборники его рассказов,
- П.И.Чайковский. Музыкальный цикл "Времена года". "Январь. У камелька"
Ход урока
Нет сказок лучше тех, которые создаёт
сама жизнь:
Г.Х.Андерсен
(эпиграф к уроку)
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя (или ученика) о К.Д.Воробьеве (1919-1975).
Имя писателя Константина Дмитриевича Воробьёва стало известно широкому кругу читателей только в постперестроечное время - с середины 90-х годов, когда в свет вышли его повести "Убиты под Москвой" и "Это Мы, Господи!". Произведения заставили читателей по-иному взглянуть на события Великой Отечественной войны.
Константин Воробьёв родился в 1919 году в деревне Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Семья была небольшая: мать, отец, бабка. А из детей, кроме Константина, были ещё 2 старшие сестры. Мальчик родился в тяжёлое время: Гражданская война, холод, голод. Но детское сердце впитывало только хорошее.
С раннего детства мальчик учился наблюдать за тем, как встаёт солнце, как шумит высокая трава, как "говорят" в ночном лошади. Он был очень любознательным. Рано выучился писать и читать.
В 16 лет написал стихотворение, откровенно обвиняющее Сталина и его режим, поэтому по совету друзей отца был вынужден уехать из родной деревни, чтобы больше никогда в неё уже не вернуться. Он жил в Москве, работал в редакции газеты. Потом окончил Кремлевское военное училище в1941 году. Принимал участие в боях за оборону Москвы, был ранен, попал в плен, был в концлагерях, несколько раз бежал, партизанил на территории Западной Белоруссии и Прибалтики. После войны женился и остался жить в Вильнюсе. Там же вышли его первые книги рассказов. Рассказ "Зимняя сказка" написан в 1964 году.
III. Беседа по тексту рассказа с попутным комментированием (на фоне тихой музыки П.И.Чайковского).
- Не кажется ли вам немного странным название рассказа: "Зимняя сказка"? Если да, то почему? Объясните!
- Что такое сказка*? (Сказка - это жанр устного народного творчества, произведение преимущественно прозаического волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.) БСЭ
- Дело в том, что в литературе уже есть произведение с одноимённым названием: У. Шекспир "Зимняя сказка" (1611 год). Но это, к сожалению, не сказка как таковая, а романтическая драма (т.е. драматическое произведение). Так что различие не только в роде литературы, но и в жанре как таковом, и во времени - более 350 лет!
- С чего начинается рассказ писателя К.Д.Воробьёва "Зимняя сказка"? ( "Истекал предпоследний день Старого года - за окном уже сгущались синие сумерки вечера, пронизанные лунным светом уличных фонарей и тем тихим, и лёгким чувством грусти, которое посещает нас при расставании с другом.")
- Какое настроение создаётся у вас, когда вы читаете эти строки?
- Перескажите коротко сюжет рассказа.
- Назовите его героев. ( Это повествователь, слесарь- водопроводчик, милиционер, девушка - кондуктор из автобуса, редактор, продавщица из универмага, официант).
- Все эти люди (герои) за исключением повествователя и редактора кто они такие? ( Они все трудятся в "сфере обслуживания", т.е. помогают людям, обслуживают их, создают настроение).
- Скажите, а каким чаще всего бывает настроение у человека, если у него что-то не ладится? А что нужно для этого сделать?
- Как же все эти герои вели себя? Что необычного было в их поведении? Почему? ( Они все были корректны, предупредительны, старались помочь не только автору-повествователю, но и другим людям. То есть можно вполне согласиться с тем, что эти люди олицетворяли собой "службу хорошего настроения".)
- Как же заканчивается рассказ? Каким настроением проникнуто обращение автора к читателям? Что это напоминает?
- И почему же свой рассказ "Зимняя сказка" повествователь называет "невинной сказкой-мечтой"? А герои её почему-то безымянные? Может, в этом и состоит её сказочность? Или реалистичность?
- Что напоминает вам эта "почти сказочная история" (ведь события в ней происходят в канун Старого нового года, а это вечер и ночь с 13 на 14 января!) В этом и счастье? (т.е. оно в мечтах или в реальности? )
- Счастье - это:продолжите фразу!
Счастье - это: 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2.Успех, удача.
("Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова).
-Что вы можете сказать об авторе этого произведения? Какой он, по-вашему, человек?
IV. Обобщение.
Наш герой-повествователь - человек удивительно наблюдательный и расположенный к людям. Он добрый и открытый, а ещё, по всей вероятности, мечтатель.
Да, люди ещё не перестали верить в чудеса. И если считать счастьем для человека починенный вовремя водопроводный кран, подобранный со вкусом сувенир, внимательное обслуживание в общественном транспорте или ресторане, то тогда действительно стоит жить. А может быть, это всего лишь мечта автора? Ведь не случайно его герои безымянные?
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку мы взяли слова великого датского сказочника Андерсена. Люди всего мира любят его сказки. Да и как их не любить и не ценить? Ведь в простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, в них чувствуется душа мастера слова, вышедшего из простого народа . К.Д.Воробьёв тоже мастер слова. Только очень наблюдательный! Он свои наблюдения за жизнью облёк в такую необычную "сказочную" форму. Может, поэтому его сказку так легко читать? Или, в самом деле: "Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь"? (Работа с эпиграфом).
V.
Ответьте на вопрос: Хотели бы вы, чтобы с вами произошла такая же почти рождественская история? Или "зимняя сказка"? Свои размышления изложите в письменной форме. Это ваше домашнее задание!VI. Комментирование оценок.
Литература к уроку:
- К.Воробьёв. Рассказы. Курск. 1997 . -319 с.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. Русский язык. 1988. -750 с