Материалы к уроку.
- План рецензии.
- Отрывки из стихотворений поэтов-фронтовиков.
- Песни фронтовых лет. (До урока или в конце урока)
- Видеоролик.
- Распечатанные задания группам.
- Распечатанные отрывки литературоведческих статей о произведении.
- Портрет В. П. Астафьева, иллюстрации к произведению.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной 2-й мировой, мир не знал никогда. Она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей. Еще не ушла в историю эта война. Еще живы очевидцы, участники военных событий, хотя с каждым годом их становится меньше.
2. Просмотр видеоролика “Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны”.
Обсуждение материалов данного ролика.
3. Запись темы урока: “Война прошла по жизни страшным крошевом…” (Юрий Белаш)
4. Выбор учащимися эпиграфа (материал предлагается учителем), обоснование своего выбора и постановка цели урока каждым учащимся индивидуально. Эпиграф и цель урока записываются в тетрадь.
Материалы для выбора эпиграфаСтроки из стихотворений поэтов-фронтовиков.
Война прошла по жизни страшным крошевом,
Привычки и желания смешав, –
И пролегла меж будущим и прошлым
Истории кровавая межа. (Юрий Белаш)
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность! (Давид Самойлов)
Я из детства ушел не как все,
Я шагнул через пламя взрыва… (Глеб Еремеев)
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во все, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было. (А. Твардовский)
5. Работа в группах, обсуждение материалов домашнего задания: “Как вашей семьи коснулась война?” Учащиеся обмениваются сведениями об участии в войне прадедов, других родственников, рассматривают вырезки из старых газет, сохранившиеся фронтовые письма, награды, старые фотографии. Затем выступление 1 человека из группы. (Задание собрать материалы о своей семье в годы Великой Отечественной войны дается заранее.)
6. Слово учителя.
7. История создания и авторского замысла повести В. П. Астафьева “Пастух и пастушка”.
Статистическая справка. “Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения, – свидетельствует скорбная статистика, – в живых после войны осталось 3 %.” Это поколение тех, кому в 1941 не было еще двадцати, кто ушел на фронт прямо со школьной скамьи. К этому поколению принадлежал и Виктор Петрович Астафьев. К этому поколению принадлежат и Василь Быков, и Вячеслав Кондратьев, и Виктор Некрасов, и Григорий Бакланов, и Юрий Бондарев, и Борис Васильев. Они вошли в те 3%, они выжили в этой страшной войне и потому считали своим долгом оставить завещание потомкам – рассказать суровую правду о том, чему сами были свидетелями. Судьба подарила им жизнь, но наделила памятью и ответственностью. И они как святыню несут эту память в своих книгах.
В. П. Астафьев писал: “Тема войны для меня – святая тема, и хочется, чтобы писалось трепетно, с болью и святым уважением к тем людям, с которыми я воевал и которых приходилось мне хоронить вдоль долгих дорог войны”. И потому вновь и вновь возвращается писатель к этой теме, возвращается в свою юность, прошедшую на войне.
На фронт он ушел в 1942, воевал рядовым во взводе управления артиллерийского дивизиона, был тяжело ранен. Личный фронтовой опыт для Астафьева был как трамплин, оттолкнувшись от которого, он попытался философски осмыслить войну. О молодых ребятах, которым не пришлось дожить до победы, и написал он одну из лучших, по его собственному признанию, повесть “Пастух и пастушка”.
“Пастух и пастушка” – это одна из заветных книг писателя. Не случайно он переписывал ее 13 раз, работал над ней с 1967 по 1991 год. “14 лет я носил в себе эту маленькую повесть”.
8. Беседа с учащимися
О чем эта повесть? Какое впечатление произвела? Над чем заставила задуматься?
9. Работа в группах.
Чтобы понять авторский замысел до конца, мы обратимся к анализу текста. Работа в группах поможет понять воплощение авторского замысла через композицию, символический смысл названия, образ главного героя, идейное содержание повести. (Карточки с вопросами для анализа предлагаются группам)
Задание 1 группе
Смысл названия повести
- Почему В. П. Астафьев дал подзаголовок повести “современная пастораль”? (Значение слова “пастораль” найдите в толковом словаре)
- Пастух и пастушка – сквозной образ повести. Докажите это.
- Почему это название символично. В чем символика названия?
- Почему маленький эпизод дал название всей повести.
- Каково значение эпизода “Смерть пастуха и пастушки” для раскрытия главной мысли произведения, для выражения авторского замысла?
Задание 2 группе
Идейное содержание повести
- Определите главные идеи повести. Докажите текстом.
- В каких высказываниях героев о войне мы чувствуем авторскую позицию?
- Как Астафьев погружает нас в атмосферу войны? (Сцена ночного боя) “Война…совсем другая…чем в кино”, жестокая “бойня”, царство такого зла, по сравнению с которым “даже нечистая сила” – “забава”, “детская игрушка”. Докажите это. Как данный эпизод связан с авторским замыслом?
- Почему батальные сцены, хотя и играют в идейно-художественном плане важную роль, занимают не центральное место в повести?
Задание 3 группе
Главный герой повести Борис Костяев
- Кратко расскажите о главном герое повести. Дайте ему характеристику.
- Как проявляется характер Бориса Костяева в сцене ночного боя?
- Как раскрывается характер героя в любви, в отношении к женщине?
- Докажите, что война “истончает” человека, опустошает его душу, приводит к душевному кризису. (Сцены в госпитале и в санитарном поезде)
- Что, по вашему мнению, послужило причиной смерти героя? “Такое легкое ранение, а он умер”. Почему?
Задание 4 группе
Композиционные особенности повести
- Из каких частей состоит повесть? Как они взаимосвязаны между собой?
- Какие композиционные приемы использует автор?
- Почему события пролога и эпилога отделены от основной части временным промежутком?
- Образ одинокой женщины. Через какие детали автор передает ее душевное состояние?
- Какую композиционную роль играет в прологе и эпилоге пейзаж? Как возникает в прологе образ земли? (Детали) Смысл этого образа.
- Идейное значение пролога и эпилога.
Заслушивание и обсуждение групповых выступлений.
Материалы для учителя
Смысл названия повести “Пастух и пастушка”
“Современная пастораль” – такой подзаголовок дал писатель своей повести.
Пастораль – жанр античной пастушеской поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), к середине XIX века исчезнувший в русской литературе. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурные события эпохи не являются содержанием пасторали.
Но астафьевская пастораль далека от традиционной, от светлых, радостных, умиротворением дышащих картин, от гармонии чувств героев и окружающего их мира. Недаром писатель рядом со словом “пастораль” поставил слово “современная”, как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к тонким и трепетным порывам души.
В основе “современной пасторали” Астафьева – один из катаклизмов XX века – Великая Отечественная война. Характерное для пасторали воспевание чистоты и верности чувств происходит на фоне изображения не мирной пастушеской жизни, а кровавого фронтового быта. Любовь героев также предстает далекой от красивой сказки. Это случайная встреча на одну ночь двух молодых, но много страдавших людей, для одного из которых она становится последней каплей в горькой чаше его жизни. Т.о., в повести соотнесены и противопоставлены два антогонистически несоотносимых явления: любовь, жизнь, созидание и война, разрушение, смерть.
Однако глубинным смыслом “современной пасторали” оказывается утверждение вечных гуманистических ценностей, значение которых осознается героями в “звериных” условиях войны.
Название повести символично. Образ пастуха и пастушки – сквозной образ в повести, находящий воплощение на разных сюжетных уровнях. Первая часть произведения заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун. Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но… “они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час. Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные” – и в этих строках доказательство той великой силы любви, которая не подвластна войне, несущей смерть.
Символика этой сцены особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, которую видел Борис в детстве в московском театре. И в своих воспоминаниях о детстве Борис не случайно обращается к этим образам: “…музыка была сиреневая, и танцевали двое – он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка…любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу…”. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны. Но, полюбив героиню, он снова слышит “сиреневую музыку” из далекого детства, а во сне он видит залитый солнцем мир, к которому ему хочется лететь. В последние дни своей короткой жизни (“Мне самому двадцатый!”) “он плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то…”
Итак, название повести символично. Центральными в ней являются сцены, в которых воплощена тема любви – неизменной в юности (встреча героев), старости (колхозные пастух и пастушка), вечности (балет, музыка), пробуждающей жизнь на грани смерти и даже после нее (образ цветка на могиле героя).
Образ главного героя повести В. П. Астафьева “Пастух и пастушка”
Главный герой повести – двадцатилетний лейтенант Борис Костяев, вчерашний школьник, которого до времени заставила повзрослеть война. Он командует пехотным взводом, который “вместе с другими взводами, ротами, батальонами и полками” уже третий год исполняет трудную фронтовую “работу”.
Он каждый день видит смерть и страшно боится привыкнуть к ней. На войне, где постоянно приходится убивать, он сумел сохранить нравственную чистоту. Перед Люсей он предстает “с безгрешным взглядом, по-мальчишески, по-школьному смущенным”. “Зенки школьные, непорочные”, – говорит о нем старшина Мохнаков, когда Борис, предотвративший насилие над Люсей, не испугался, “не зажмурился, не отвел взгляда”. Война не смогла уничтожить в Борисе то высокое, что делает человека человеком. “Светлый ты парень, почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею”, – говорит Борису Мохнаков.
Как чудо вошла в жизнь и судьбу Бориса Люся. Любовь эта становится единственной в жизни героев. “Уходила куда-то старая дорога, заросшая травой, и на ней два путника – он и она. Бесконечной была дорога, далекими были путники, и чуть слышна, почти невнятна сиреневая музыка… Я слышу твою музыку… Я слышу тебя…”. “…Прижавшись друг к другу, сидели они, соединенные душевной тягой”.
Измученная войной душа Бориса оживает. Он рассказывает Люсе о самом заветном – о родителях, о детстве в родном городишке, читает письмо матери. В отношении к ней в полной мере видна его “чистая, хорошая, светлая натура”. Герои сознают, что “рождены друг для друга” и обречены на разлуку.
Почему же любовь не спасла Бориса? После встречи с Люсей Бориса “ранило в правое плечо осколком мины”. Ранило не в первый раз и не очень опасно (“такое легкое ранение”). Но Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему? Тоска по любимой овладевает лейтенантом до такой степени, что становится его душевным недугом. Но вынужденная разлука с любимой – это скорее эмоциональный толчок, повлекший за собой душевный кризис героя. Главная же причина – война, опустошившая героя и сломившая его.
“Жажда жизни рождает неслыханную стойкость – человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все – остался от человека мешок с костями.” Но Борис чувствует, как иссякает в нем эта жажда жизни. Его “душа и тело выболели, устали” оттого, что нужно постоянно “убивать или быть убитым”, терять боевых друзей, не умея ответить на вопрос “Зачем? Для чего?” Т. О., смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь – символ жизни. А война, противная человеческой природе, “ежедневно, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Она истончает человека”. Жизнестойкость уходит.
Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. “В выветренном, почти уже пустом нутре поднялось что-то, толкнуло в грудь и оборвалось в устоявшуюся боль и дополнило ее свинцовой каплей. Нести свою душу Борису сделалось еще тяжелее”. Невыносимо жить со свинцом в груди. (Сердце дотла “выгорело” и у старшины Мохнакова, и он с миной бросается под немецкий танк. “Утомленный”, “утративший осторожность” погибает Карышев.)
Безмерная тоска по Люсе, которая “ жгла его жаркой красной корью”, делает Бориса отрешенным, разъединяет его со Вселенной, миром, людьми. Покорность судьбе и смерти, безысходность поселяются в нем. И он уходит в небытие.
Особенности композиции повести “Пастух и пастушка” В. П. Астафьева
В повести 4 части, пролог и эпилог (кольцевое обрамление).
В прологе и эпилоге обозначается временная дистанция между сюжетными событиями и датой написания текста. Это долгий период (“Как долго я искала тебя!”) между военной юностью героини и порой, когда она превратилась в “женщину с уже отцветшими древними глазами”, которая “скоро, совсем скоро” готовится уйти туда, где “уже никто не в силах разлучить” ее с любимым. Ее поиски могилы, затерянной в “диком поле, непаханом, некошеном, косы не знавшем”, становится символом памяти, восстанавливающей утраченную связь времен и событий.
В прологе возникает и другой важный в стилистике повести образ – земля, уставшая “от бурь мира”, “старчески потрескавшаяся”, “пустынная, немощная”, но рождающая “травинку, “боязно хранящую в бедной луковке корешка… надежду на пробуждение свое и наше”. Образ плачущей в безысходной скорби женщины как бы оживляет память рассказчика, от имени которого ведется повествование.
1 часть названа коротко и определенно – “Бой”. Астафьев погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, ожесточением, страданием, кровью, смертью. “Орудийный гул опрокинул и смял ночную тишину” – этой фразой Астафьев начинает первую часть и в мельчайших подробностях рисует картину ночного боя, сцену рукопашной схватки. Герой слышит скрежет гусениц танков, “ рев, стрельбу, матюки, крик раненых”, “аханье” гранат, чувствует “удушливую гарь”, воспринимает бой “нутром и сердцем”. Для солдата “все перемешалось в ночи”, “ разобрать уж ничего нельзя”.
В развитии основного конфликта 1 часть является экспозицией, где создан образ воронки смерти, безжалостно втягивающей в себя людей. Батальные сцены, хотя и играют в идейно-художественном плане важную роль, но занимают не центральное место в повести.
Во 2 и 3 частях (“Свидание” и “Прощание”) разворачивается центральное сюжетное событие “пасторали”. Случайная встреча юного лейтенанта и хозяйки дома, где остановился на отдых его взвод, пробуждает в молодых людях интерес друг к другу. Их робкое сближение – взгляды украдкой, интерес к “ хорошим книжкам”, первые откровенные слова – обрисовано во всех безыскусных подробностях. В герое видно пробуждение жизни: “Воскрес раб Божий!”, возрождение перестрадавшей на войне души.
Астафьев показывает, как из ада войны и смерти наперекор им произрастает любовь – целомудренная, нежная, преданная и трагическая.
Она проходит через страх, смущение, любопытство, “ от высокоторжественных немот до полного попрания души”. Обстоятельства встречи героев и возникновения любви в повести – чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой, страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны. Их встреча – это чудо, посветление, счастье. Но безжалостно быстротечное время, и непрочно счастье в огне и грохоте войны.
4 часть – “Успение”. Развитие действия достигает наивысшего напряжения. Война подвергает героев последнему испытанию, лишая их ощущения осмысленности жизни, долгие годы состоящей для них из разрушения, убийства и редких минут отдыха. Раненный осколком в плечо лейтенант Борис Костяев ( рана несмертельна) чувствует, как иссякает в нем “жажда жизни”. Его “душа и тело выболели, устали” от необходимости напрягать “себя, свою волю, силу”, чтобы жить по законам военного времени, то есть “убивать или быть убитым”, теряя боевых друзей, не умея ответить на вопрос “Зачем? Для чего?”.
Кульминацией сюжета становится видение “женщины с иконописными глазами”, полуфантастическая встреча героев. Но сердце лейтенанта не обретает новой жизни, оно останавливается. И трагическая развязка сюжета воспринимается как обвинительный приговор войне.
Эпилог завершает композиционное кольцо. Финал повести возвращает нас к образу одинокой женщины, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека. Маленький безвестный полустанок в степи. Могильный холм, через годы уже сросшийся “с большим телом земли”. Здесь похоронено ее счастье.
Такая кольцевая композиция лучше выявляет лиризм повести, ее идею. Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. И поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: “Совсем скоро мы будем вместе… там уже никто не в силах разлучить нас…”
Идейное содержание повести
- Война антигуманна по своей природе, она ломает и коверкает судьбы, не щадит светлые человеческие чувства, уничтожает саму жизнь.
- Война, заставляющая людей убивать друг друга, противоестественна.
- Война – исторический и нравственный урок человечеству.
- Человеческое счастье непрочно в огне войны.
- Война оказывает разрушительное действие на душу человека.
Главная мысль повести – проклятие войне и тем, кто ее затевает.
В своем неприятии войны Астафьев следует за Л. Толстым, который считал: “Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания…”
Страстный призыв к людям автор вложил в уста скромного героя повести Корнея Аркадьевича Ланцова: “Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми, недостойны жить на земле!”
Критик Василий Курбатов видел художественное открытие автора в том, что он показал “невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…” Война оказывает разрушительное воздействие на душу человека.
Но та война не стала последней. И сегодня в мире льется кровь. И Астафьев, сам прошедший через огонь войны, страстным словом своей повести – притчи призывает людей жить в мире. И любить…
Вывод о создании коллективной рецензии
На доске открывается план урока – план анализа повести.
- История создания и авторский замысел.
- Тема.
- Личные впечатления от прочитанного.
- Смысл названия.
- Образ главного героя.
- Композиция.
- Идейное содержание.
Учащимся предлагается самостоятельно определить жанр урока. (Урок-рецензия)
Творческое задание (письменно, затем зачитать)
Чтобы рецензия была полной, необходимо сделать вывод об актуальности проблематики повести. Учащимся предлагается закончить предложение: “ Повесть “Пастухи пастушка”, написанная более 30 лет назад о событиях более чем полувековой давности, актуальна и в наши дни, потому что…”
Рефлексия на листочках: Сегодня на уроке я задумался о…, открыл для себя…, понял…, и т. д.