Цели урока: осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года; рассмотреть проблемы, которые затрагивает писатель в повести “Убиты под Москвой”; продолжить работу над развитием самостоятельного мышления, творчества; воспитать непримиримое отношение к войне.
ТСО: компьютер, мультимедийная система.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. На фоне музыки (“Реквием” В.А. Моцарта,1-3 слайды: “65-летию Великой Победы посвящается…”) читаются слова А. Твардовского:
И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Презентация 1 (“65-летию Великой Победы посвящается…)
Презентация 2 (Биография К. Воробьёва)
Презентация 3 (Реальная картина боевых действий 1941 года под Москвой)
Память о войне обращает нас к дням суровой осени 1941 года, к тем, кто защищал Москву в кровавые для народа дни. Наше настоящее стало возможным благодаря людям, которые не стояли за ценой “ради жизни на земле”, поэтому наш долг обратиться к произведению, достоверно отражающему страшную правду первых месяцев войны, повести К. Воробьёва “Убиты под Москвой”.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Об авторе повести.
Презентация учащегося “Моменты биографии и творчества К.Д. Воробьёва”. В презентации подчёркивается автобиографичность повести, достоверность событий, изображённых в произведении.
4. Слушаются доклады, которые подготовят к сочинению на тему: “Что нового в изображении войны открывает повесть К. Воробьёва?” (вопрос задаётся перед чтением докладов):
1) “Реальная картина боевых действий 1941 года и её отражение в повести К. Воробьёва “Убиты под Москвой”.
(Презентация к докладу: 1-11 слайды)
2) “Значение образа Алексея Ястребова в осуществлении художественного замысла повести “Убиты под Москвой”.
Класс записывает или получает (в зависимости от уровня подготовки детей) тезисы выступлений.
5. Первичное усвоение знаний: ответы на вопрос.
6. Работа в группах. Ответы на вопросы, которые давались за неделю до урока.
1 группа.
- Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения? В каких эпизодах это особенно выражено?
Какие качества русского офицера воплощены в этом образе?
- Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника, ведь рота обречена, гибель курсантов неизбежна?
2 группа.
- Обращаясь к страницам повести, покажите, что значит для курсантов Родина, враг, долг, честь, смерть?
3 группа.
- Как показаны в повести подробности фронтового быта, “явь войны”, ужасы войны? Выскажите своё мнение о прочитанном.
4 группа.
- Природа и война. Каким образом пейзажные фоны подчёркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны?
7. Как заканчивается произведение?
Повесть вышла в февральском номере журнала “Новый мир” за 1963 год, потом увидела свет в издательстве “Советская Россия”. В архиве писателя сохранился первый вариант произведения: “ Прошло, может быть, несколько часов, а может, всего несколько минут, и Алексей услыхал над собой гортанный окрик на чужом языке:
- Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!
Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он очутился сидящим у ног немцев. Один из них был в жёлтых сапогах с широкими раструбами голенищ… Немец засмеялся и несильно толкнул его ногой в бок:
- Эс ист аус мит дир, Рус. Капут.
Алексей понял и стал подниматься. Спине и тому месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно, и, опершись на руки, он оглянулся и увидел полыхающие скирды”…
Поразмышляем над тем, какой вариант логически вытекает из её содержания. Почему писатель согласился на предложение изменить конец повести?
Воробьёв считал, что с точки зрения исторической правды оба варианта правомерны и правдивы.
8. Рефлексия.
Какие проблемы затрагивает автор повести “Убиты под Москвой”?
(Военной правды, совести, ответственности за судьбы других людей; поведения человека на войне; нравственного подвига народа, бесчеловечности, противоестественности войны)
Повесть К. Воробьёва “Убиты под Москвой” - честное и подлинно талантливое произведение о войне, не только сохраняет историческую память, усиленную глубоким, искренним переживанием, но и является повестью-предупреждением, потому что война идёт и сегодня, кровь проливается и сегодня.
Обращение к словам В.П. Астафьева: “Повесть “Убиты под Москвой” не прочтёшь просто так, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…”
9. Домашнее задание: сочинение-эссе “Что нового в изображении войны открыла мне повесть К.Воробьёва “Убиты под Москвой”?”.
Используемые источники
1. Ачкасова Г.Л. Причастный к юным судьбам // Литература в школе, 1995. - № 3. - с.68.
2. Иванченко Н.И. “Невероятная явь войны” // Литература в школе, 1995. - № 3. – с.72.
3. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki .
4. Чалмаев В.А. “Слово не сорвись на стон…” К.Воробьев: у истоков войны народной // Литература в школе, 1998. - № 4. - с. 62.