Урок-размышление по рассказу В.Солоухина "Мститель"

Разделы: Литература


Зорко лишь одно сердце.
Самого главного глазами не увидишь.

А.Экзюпери.

Цели урока:

  1. создать условия для понимания и решения проблем рассказа
  2. разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды и мести
  3. выяснить, отчего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Мотивационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержательно-операционный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рефлексивно-прогностический

1.Притча. Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

- Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?

Он отвечал им:

- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!

- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.

 

 

 

 

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

Месть. На что похожа?

Ассоциации с данным словом.

4. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

1. Тема урока. Цели и задачи урока. Эпиграф урока

Как вы думаете, какова проблема рассказа?

Значение данного слова.

Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

2. Рассказ “Мститель”.

- Ваши мысли по прочтении.
- От какого лица ведется рассказ?

План рассказа (дом. задание)

1. Удар между лопаток.
2. Желание и план мести.
3. Отказ от мести.

Все события можно разделить на

2 части: до и после конфликта.

3. Таблица.

  Пейзаж Чувства
До конфликта Тихий, теплый, чистый денек Дурачились, радовались
После конфликта Не видел ни солнца, ни неба На душе черно от обиды и злости

4. Удар.

- Что произошло с героем рассказа?

- Состояние рассказчика. Какие мысли у героя?

 

- За что Витька его ударил?

- А главное как?

- Что решил рассказчик?

- Почему такую обиду вызвал поступок Витьки?


5. План мести.

- Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент?

- Почему не получилась месть?

- Что на опушке леса увидел Витька?


- Чем потом занялись ребята?


- Мысли героя о Витьке?


- Какие мысли появились у рассказчика?

 

- Что в итоге? Состояние нашего героя.

- Что повлияло на изменение первоначального плана мести?

6. С Витькой интересно

1. нашел шмеля,
2. наткнулся на рыжиков,
3. предложил развести теплинку,
4. сходили на речку

- Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным?

1. Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.

- Почему ушла обида?

- Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.

2. - Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?

Чем закончилась конфликтная ситуация?

(читают творческие работы)

3. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу.

Составление синквейна.

Месть

Черная, злая
Отомстить, ударить, отплатить
Месть - на душе плохо
Злость

Добро

Светлое, хорошее
Делать, любить, радоваться
Делайте чаще добро
Радость

4. Сегодня мы с вами вели разговор о важных жизненных вопросах: как должен поступать человек в ответственных моментах жизни. Важно не руководствоваться сразу эмоциями. Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем!

- Приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения?

- Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

- Все исходит от Сердца.

 

 

 

 

 

Называют человеческие чувства.

Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.

Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.


- Да.

- Обида, отомстить.

- Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток.

 

 

 

 

Проблема: сильное желание отомстить обидчику.

 

 

 

- От мальчика, он доверяет нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Витька ударил комком грязи по спине.

- Не плакал от физической от боли, зато слезы навертывались от маленькой обиды.

- Ни за что.

- Тайком, подкрался сзади.

- Месть. Составил план мести.

- Потому что ударил тайно, я его защищал, “на любака” не дрались.

- Позову в лес и набью морду.

- На горе был удачный момент

- Герой раздумывает.

- Витька увидел шмеля, и им стало интересно за ним наблюдать.

- Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их.

- Неплохой парень, и в лесу с ним интересно.

- Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает. Да и злости в себе не чувствую.

- Мне сделалось легко на душе.

- Витька – хороший парень, с ним интересно.

 

 

 

 

- В душе мальчика шла борьба, шел внутренний выбор. Попробуй ударь человека, который доверчиво идет впереди тебя.


- Чтение домашних сочинений-миниатюр и др. творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Надо всегда поступать по-доброму.