Зорко лишь одно сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
А.Экзюпери.
Цели урока:
- создать условия для понимания и решения проблем рассказа
- разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды и мести
- выяснить, отчего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||
1.Мотивационный
2. Содержательно-операционный
3. Рефлексивно-прогностический |
1.Притча. Некий отшельник
вышел из своего уединения, чтобы принести весть
людям и вопрошал у каждого встречного: - Ты имеешь Сердце? Люди недоумевали и спрашивали: - Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”? Он отвечал им: - Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится! - Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто? Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце. 2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова. Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе. Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны? 3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. 4. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. 1. Тема урока. Цели и задачи урока. Эпиграф урока Как вы думаете, какова проблема рассказа? Значение данного слова. Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. 2. Рассказ “Мститель”. - Ваши мысли по прочтении. План рассказа (дом. задание) 1. Удар между лопаток. Все события можно разделить на 2 части: до и после конфликта. 3. Таблица.
4. Удар. - Что произошло с героем рассказа? - Состояние рассказчика. Какие мысли у героя?
- За что Витька его ударил? - А главное как? - Что решил рассказчик? - Почему такую обиду вызвал поступок Витьки?
- Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? - Почему не получилась месть? - Что на опушке леса увидел Витька?
- Что в итоге? Состояние нашего героя. - Что повлияло на изменение первоначального плана мести? 6. С Витькой интересно 1. нашел шмеля, - Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным? 1. Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести. - Почему ушла обида? - Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить. 2. - Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент? Чем закончилась конфликтная ситуация? (читают творческие работы) 3. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу. Составление синквейна. Месть Черная, злая Добро Светлое, хорошее 4. Сегодня мы с вами вели разговор о важных жизненных вопросах: как должен поступать человек в ответственных моментах жизни. Важно не руководствоваться сразу эмоциями. Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем! - Приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? - Спасибо за урок. |
- Все исходит от Сердца.
Называют человеческие чувства. Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.
- Да. - Обида, отомстить. - Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток.
Проблема: сильное желание отомстить обидчику.
- От мальчика, он доверяет нам.
- Витька ударил комком грязи по спине. - Не плакал от физической от боли, зато слезы навертывались от маленькой обиды. - Ни за что. - Тайком, подкрался сзади. - Месть. Составил план мести. - Потому что ударил тайно, я его защищал, “на любака” не дрались. - Позову в лес и набью морду. - На горе был удачный момент - Герой раздумывает. - Витька увидел шмеля, и им стало интересно за ним наблюдать. - Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их. - Неплохой парень, и в лесу с ним интересно. - Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает. Да и злости в себе не чувствую. - Мне сделалось легко на душе. - Витька – хороший парень, с ним интересно.
- В душе мальчика шла борьба, шел внутренний выбор. Попробуй ударь человека, который доверчиво идет впереди тебя.
- Надо всегда поступать по-доброму. |