Цели:
- ОБУЧАЮЩАЯ: учащиеся должны знать содержание повести, понятие характер героя, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, давать оценку действиям героев, выявлять авторскую позицию, характеризовать изобразительно-выразительные средства.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умения и навыки анализировать, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения по нравственно-этическим темам.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: способствовать воспитанию интереса к произведению и его героям.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодняшний урок мы посвящаем Бабушке Алёши Пешкова. Обратимся к высказыванию М.Горького: «Нередко я плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту».
Став писателем, А.М.Горький создаёт автобиографическую трилогию: «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Читая повесть «Детство», вы, конечно, поняли, что бабушка стала для Алёши самым близким, понятным, дорогим человеком.
3. Беседа:
- На основании каких впечатлений мы делаем вывод о характере человека?
- Какой видит Алёша бабушку?.. С помощью каких литературных приёмов так живо описал Горький портрет бабушки?
- В какой обстановке живёт бабушка?
- Какие поступки бабушки вам особенно запомнились?
- Вспомните и назовите эпизоды, в процессе чтения которых бабушка вызывала у вас доброе, тёплое, уважительное отношение к себе.
- Какие чувства и особенности характера выявились у бабушки и деда во время сложной, драматической ситуации /пожар/? Какие строчки из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос» вспомнили вы, когда читали о бабушке?
- Как восприняли бабушка и дед разорение и нищету?
- Как относится бабушка к людям и люди к ней?
- Какой запомнилась вам бабушка Алёши Акулина Ивановна?
4. Подведение итогов.
5. Задание на дом:
написать сочинение на тему «Почему почувствовал Алёша в бабушке близкого человека?»