Цели:
- Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
- Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
- Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», видеофайлы из фильма «Судьба человека» 1959 г., режиссёр С.Бондарчук.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. В те годы только вера каждого человека позволила нашему народу победить. На эту войну сегодня на уроке мы посмотрим глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».
А начать наш урок я хотела бы с таких слов: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.
Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете ).
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя. Мы с вами тоже попытаемся сегодня найти ответ на этот и остальные вопросы. И начнем мы, по традиции, с рассказа об авторе произведения. Но до того, как мы с вами начнем говорить о жизни М.А. Шолохова, я хотела бы поиграть с вами в игру «Верно - не верно». Я вам называю факты из жизни писателя, а вы мне отвечаете, были они в его биографии или нет.
- Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.
- Был в плену у батьки Махно.
- Был обвинен в плагиате. Многие не верили, что 23-летний малообразованный человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, мог создать первую книгу «Тихого Дона»
- Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.
- Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.
- Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.
(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).
Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.
2. Сообщение учащегося. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь и творчество писателя.
Подготовленный ученик рассказывает о биографии М.А. Шолохова, сопровождая свое сообщение презентацией. Заодно рассказывая об эпзоде в Ахматовой и о Нобелевской премии.
Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.
3. Актуализация знаний о биографии.
Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.
Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.
В Вёшенской гимназии учился будущий писатель, а затем уехал в Москву и сблизился с молодыми литераторами, вступив в литературную группу журнала «Молодая гвардия». В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову литературную известность.
В 1926 году писатель вернулся в родные места, где «дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце». В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен. Вернувшись домой, он женится на Марии Громославской. Правда, изначально Михаил Александрович якобы посватался к ее младшей сестре – Лидии. Но отец девушек, бывший казачий атаман, посоветовал жениху присмотреться к старшей и пообещал сделать из Шолохова человека. Вняв настоятельной «рекомендации» Михаил женился на старшей. Брак «по указке» окажется счастливым – Шолохов станет отцом четверых детей и проживет с Марией Петровной 60 лет.
В конце 1926 начинает писать роман «Тихий Дон». Это к слову о плагиате. В этом же году вышли «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». В 1932 году выходит в свет «Поднятая целина». Но жизнь писателя не была тихой, спокойной и счастливой. И при участии в продразверстке был пойман за превышение полномочий и приговорен к условному сроку, и на войне воевать ему пришлось.
4. Об истории создания произведения.
Что касается истории создания этого произведения, то эту историю услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра», рассказал свою историю о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал писать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.
Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.
5. Анализ произведения.
- Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?
В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.
- Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?
Варианты ответов учеников.
В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».
Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.
В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
- Давайте прочтем начало произведения.
Со слов «Первая послевоенная весна…» до «С тяжелой грустью…».
- В чём смысл такого построения рассказа?
- Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?
Создаётся впечатление особой достоверности, документальности.
- В чем вы видите плюсы именно такого повествования?
1) Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову. Зачитываем вслух портрет главного героя. Со слов «Он положил…».
Портрет героя.
Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит».
2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.
3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.
- С чего начинается рассказ?
Начало рассказа - описание природы.
- С какой целью автор дает нам описание природы?
- Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?
Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.
Итак, рассказ начинается со сцены встречи автора у речной переправы с человеком, который поведал ему о своей судьбе. Тем самым определилась и жанровая форма повествования – сказ. Андрей уже не молод. Он рядовой и на фронте, и после войны. Всё, что выпало простому человеку в гг. лихолетья, он испытал на себе. И потому в его судьбе так ощутима судьба народная. Ему, признаётся Андрей, в жизни «повезло»: каждый день в течение 2-х лет, находясь рядом со смертью, он остался в живых.
Анализ эпизодов.
Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.
А. Жизненный путь героя.
- На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?
(на 3 части: до войны, война, после войны)
- Какой жизнью жил герой до войны?
- В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?
На этот вопрос нам ответит 1 группа.
(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)
- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)
(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).
Б. Эпизод в церкви.
(Показ кинофрагмента).
2-я группа производит анализ эпизода в церкви.
- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?
- Какая позиция ближе Соколову?
В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова.
Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.
В. Поединок с Мюллером.
Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.
- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
- В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
«Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.»
«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»
«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»
- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?
- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?
- Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?
Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.
Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.
Г. После бегства из плена.
4-я группа ответит на вопросы:
- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?
- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?
Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает с погибшей жене и детях .Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах».
Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем «человека».
Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.
5-я группа расскажет нам:
- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?
- Что общего в их судьбе?
- Какую роль в рассказе «Судьба человека» играют описания природы, образ дороги, портретные описания?
- После встречи с мальчишкой, у которого «глазёнки — как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа.
- В чем смысл названия и финала рассказа «Судьба человека»?
- Как вы понимаете слово СУДЬБА?
- Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?
- Совпадает ли мнение героя с мнением автора?
Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ.
Комментарий учителя.
Соколов победил свою судьбу, считает автор. А Андрей Соколов считает, что в жизни ему «повезло», остался жив.
«Надо было сильно спешить», «Я должен проскочить, и баста!», «И надо мне не одному бежать»,
«Мне его живого надо было доставить» - о побеге из плена; «Захотелось им, проклятым, показать» - о поединке с Мюллером.
Победил потому, что обладал родовым свойством русского человека – терпением. Не раз сберегала его в жизни способность терпеливо сносить удары судьбы, не смиряясь с обстоятельствами, но принимал их как неизбежность, чтобы в следующий момент нанести судьбе ответный удар: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала».
Но его терпение не синонимично смирению. Он не смирился с обстоятельствами и одолел выпавшие на его долю испытания. Правда, за собой он не числит ни подвигов, ни героизма. Он скромен, но в нём высоко развито чувство собственного достоинства.
- А теперь, ребята, ответьте на еще один вопрос. Почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?
«Человек» тоже может пониматься как конкретно (Андрей Соколов), так и обобщённо (человек, который поставлен войной в условия власти над ним обстоятельств; и только сильный духом способен противопоставить этим обстоятельствам свою волю, свои представления о долге и свободе).
Но в жизни немало было и остаётся трагического, что не забывается, а лишь приглушается в сердце с годами. И Андрей Соколов до конца дней своих пронесёт в душе трагизм пережитого, его возмущённая совесть никогда не успокоится. Забвение пережитого им и миллионам людей – преступно.
Судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшихся окончательно.
Финал рассказа.
Перечитайте финал рассказа.
- Почему рассказ заканчивается описанием душевного состояния автора?
Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше.
Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: «За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение («...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.» Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
В конце рассказа М.А. Шолохов выступает с публицистическим фрагментом.
- Почему писатель обращается здесь к языку публицистики?
- Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?
- В чем разница между «грустью легкой» и «грустью тяжелой»?
- Финал рассказа оптимистичен или трагичен?
Он акцентирует внимание читателя на трагическом финале «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит…» Это «хотелось бы» означает «не думаю, но очень хочу, чтобы эти мысли пришли».
Впечатления автора от встречи с Андреем Соколовым приводят автора к реальному ощущению: у народа хватило сил победить и выжить, ещё есть силы работать, но мало силы жить.
Потому и Андрей Соколов, и Ваня в конце рассказа удаляются, а Ваня машет ручкой на прощание.
Слово учителя.
Герои идут в будущее, словно на войну, готовясь преодолевать. Значит, война не кончилась для них, мирная жизнь не наступила, а смерть приближается.
Мотив дороги делает рассказ «Судьба человека» произведением трагического звучания.
А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные войной в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»
- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.
(Песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)
- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?
(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).
- Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке
III. Итоги урока.
Замечательно цельный характер создан М. Шолоховым — характер, и сегодня помогающий понять, каким быть человеку.
Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше, и чем он будет жить. Любовью. Добротой. Человеческим достоинством.
IV. Домашнее задание.
Дать письменный ответ на любой из вопросов:
- Чем поучительна история Андрея Соколова?
- Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?