Цели:
- Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.
- Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
- Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов
Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.
За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.
Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей. Порой совершались тяжкие проступки, но многих прощали. А все ли можно оправдать войной?
Эту проблему: «Война все спишет?..», мы попытаемся сегодня решить на примере повести Валентина Распутина «Живи и помни».
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.
Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».
II. Анализ повести.
Учитель: Перескажите кратко содержание.
Учитель: Речь пойдет об Андрее Гуськове.
Удачна ли иллюстрация? Как художнику удалось передать состояние героя?
– Его поза (он повернулся спиной), сгорбленная фигура, нестриженые волосы говорят о том, что этот человек опасается чего-то, ему есть что скрывать.
Учитель: Итак, Андрей совершает преступление. А можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? Мнения будут разные, поэтому для ответа на этот вопрос делимся на две группы, одна защищает, другая – обвиняет.
Учитель: Но вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?
– «Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.
Учитель: Что почувствовал, когда дошел?
– Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.
Учитель: Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?
– Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.
Учитель: Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?
– Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.
Учитель: Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.
– Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.
Учитель: Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?
– «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».
Учитель: Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?
– Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.
Учитель: В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)
– Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.
А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.
Учитель: Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?
– «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.
Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.
III. Работа по таблице.
Андрей Гуськов – Расчеловечивание героя
Глава 2 | Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею. |
Глава 6 | Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко. Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный. – Чудной ты с этой бородой. Как леший. – Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего. |
Глава 8 | Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья. |
Глава 10 | Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью. |
Глава 13 | Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что существуют домашние животные. |
Глава 15 | Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт. Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела. |
Глава 18 | Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания. Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась. |
Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?
– Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.
Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить.
Учитель: А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?
– Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.
Учитель: А что мы знаем о его семье?
– Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.
Учитель: Какая особенность в его отчестве может указать на его характер?
– Все согласные мягкие.
Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?
– Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.
Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?
– Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.
Учитель: Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.
Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены. Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены?
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Это первая встреча героев. Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его сейчас? Почему?
Учитель: Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить?
– Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.
Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?
– Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.
Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?
– Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.
Учитель: Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?
– У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав. Схожие эпизоды повторяются через какое-то время.
Учитель: Как вы думаете, зачем автор так выстроил повесть?
– Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.
Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. Как изменилась Настена?
– Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.
Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?
– Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.
Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?
– Не может поделиться счастьем, порадоваться открыто. Она одна вынуждена принимать удары судьбы. Устала она.
Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?
– Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.
Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?
– Природа пытается ее остановить, задержать.
Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?
– Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.
Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.
В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».
Учитель: Почему Настена решилась на самоубийство?
– Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода.
Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?
– Настену прощают, и его бы простили.
Учитель: Были ли в тексте детали, которые подсказали бы нам такой финал жизни Настены, такую ее смерть?
– Боялась воды, кладбище утопленников. Это символы, намеки автора.
Учитель: А есть ли еще символические детали и какое значение они несут?
– Работа с символами (зимовье и дом, Ангара, часы, топор, пещера).
Учитель: Такая деталь, как топор нас не относит в другую эпоху, к другому автору?
– Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Учитель: Что общего?
– Мотив преступления, противопоставления себя людям, характеры главных героинь, но финал разный.
Учитель: Изначально автор задумывал иной финал: Андрей в результате мучительных раздумий, устыдившись суда Настены покончил с собой. Почему автор поменял финал?
– Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.
!!! Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены.
IV. Работа со схемой.
Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»
Учитель: Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок темы, что мы можем сказать?
– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.
V. Рефлексия.
Учитель: Возвращаясь к эпиграфу, скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?
Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.
VI. Итоги урока.
Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).