Цели урока:
- систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;
- в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения;
- развивать речь и образное мышление учащихся.
Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…
Ф. Абрамов.
Подковы и масти – людям на счастье.
Поговорка.
I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).
Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).
II. Беседа о биографии писателя.
1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области. (Учитель зачитывает стихотворение В. Токмана “В Пинеге, как в зеркале, отразилась Веркола…”). (“Литература в школе”, №2 – 2000).
Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов.
2) Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.
3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”).
4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… (Обращение к эпиграфу).
Только в восемнадцать лет будущий писатель увидел город, железную дорогу…Его насторожило городское многолюдье, где люди живут в одном доме и не знают друг друга.
Трудное полуголодное детство и юность закалили его характер. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Мать была суровая, требовательная женщина.
С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север.
III. Переход к произведению.
За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее.
IV. Беседа по произведению.
1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).
2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).
3) Работа с текстом и беседа.
Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора. (С. 134 – 135).
Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).
Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).
В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”).
Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).
Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста, с. 135 – 136).
Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.
V. “Лошадиная жизнь”. (Продолжение беседы).
1) Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. (Обращение ко второму эпиграфу).
2) Заслушиваются два пересказа о том, что лошади с рождения и до смерти были с человеком. (С. 137 – 138; с. 138).
3) Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.
Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.
VI. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы).
Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).
Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).
Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).
О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).
Зачитывается отрывок из рассказа (с. 140).
К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям).
VII. Творческая часть.
1) Мы, городские жители, конечно, не имеем возможности держать у себя дома крупных животных. Но маленькие любимцы живут и у нас. О некоторых из них я просила написать мини-сочинение. (Заслушиваются два сочинения).
2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.
В завершении урока послушайте, пожалуйста, стихотворение Б. Слуцкого “Лошади в океане”. (Стихотворение читает ученица, участница городского конкурса чтецов).
VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Прочитать рассказ Б. Васильева “Великолепная шестёрка”.
- Работа со словарём: выписать масти лошадей, указать значение этих слов. (Это задание выполняется только по желанию. Задание под звёздочкой).
- Написать мини-сочинение “Спешите делать добрые дела”.