Урок-рассуждение в 11-м классе по творчеству Ф.Абрамова "Жить в ладу с самим собой и своей совестью"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Рассказать о жизни Ф.Абрамова, помочь учащимся увидеть его позицию, его отношение к жизни, к людям.
  2. Ознакомить учащихся с авторскими представлениями о жизни, добре и зле.

Оборудование: Высказывания, цитаты, иллюстрации, аудиокассета

Ход урока

Эпиграф:

"Жить в ладу с самим собой и со своей совестью - не в этом ли самое большое счастье?"

I. Вступительное слово учителя.

В наш космический век, век спутников, информатики, вычислительной техники невольно возникает вопрос: не утратило ли сегодня силу простое человеческое слово, слово писателя, которое заставило былые поколения плакать и радоваться над страницами любимых книг, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами? Отвечая на этот вопрос, Федор Абрамов писал: "Именно в XIX веке явила миру свой светоносный лик русская литература". Сам Федор Абрамов продолжал традиции русской классической литературы.

- Как вы понимаете выражение "жить в ладу с самим собой и со своей совестью"?

II. Слово об авторе (Биография Ф.Абрамова).

Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далекой северной деревне Веркола Архангельской губернии Пинежского уезда, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведенные в далекой таежной глуши, были нелегкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья: отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Тяжелый крестьянский труд, когда хлеб добывался в поте лица, и учеба сначала в начальной школе Верколы, а затем - в Карпогорах, за пятьдесят верст от дома, куда подросток в праздники добирался то пешком, то на попутных подводах.

Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Появились иные мечты, иные кумиры, иные идеалы. Романтика революции, героика гражданской войны и первых пятилеток... А затем - филологический факультет Ленинградского университета, Великая Отечественная война, вместе со своими сокурсниками ушел он ополченцем защищать Ленинград. Тяжелые ранения, блокадный госпиталь, переправа по Дороге жизни через Ладогу, отпуск по ранению на родное Пинжье.

Окончание университета, аспирантура, работа на кафедре советской литературы, лекции, экзамены, статьи... И только поздние вечера, выходные дни и летние отпуска посвящал он писательской работе. Труден дописателький путь Федора Абрамова.

Слово учителя:

Доживают свой век те поколения, о которых с болью и восхищением писал Абрамов. Но остались его книги. Остались не только как память об уходящей эпохе, но и как вечно живое мудрое слово, обращенное к современникам и потомкам, слово о душе человеческой, о смысле жизни, о чести и совести. "Лучше на свете не жить без совести", - говорит любимая героиня Абрамова Лиза Пряслина. Но как трудно следовать этому простому завету. О том свидетельствуют многочисленные судьбы абрамовских героев. Представляем на ваш суд рассказ "Золотые руки"

III. Чтение с остановками:

1. Чтение I части рассказа.

"В контору влетела как ветер, без солнца солнцем осветило.

Александр Иванович, меня на свадьбу в Мурманск приглашают. Подруга замуж выходит. Отпустишь?

А как же телята? С телятами-то кто останется?

Маму с пенсии отзову. Неделю-то, думаю, как-нибудь выдержит.

Тут председатель колхоза, еще каких-то полминуты назад считавший себя заживо погребенным (некем подменить Марию, хотя и не отпустить нельзя: пять лет без выходных ломит!), радостно заулюлюкал:

-Поезжай, поезжай, Мария! Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой перепутают.

Председатель говорил от души. Он всегда любовался Марией и втайне завидовал тому, кому достанется это сокровище. Красавицей, может, и не назовешь, и ростом не очень вышла, но веселья, но задора - на семерых. И работница. За свои сорок пять лет такой не видывал. Три бабенки до нее топтались на телятнике, и не какая-нибудь пьяная рвань - семейные. И все равно телята дохли. А эта пришла - еще совсем-совсем девчонка, но в первый же день: "Проваливайте! Одна справлюсь". И как почала-почала шуровать, такую революцию устроила - на телятник стало любо зайти.

Мария вернулась через три дня. Мрачная. С накрепко поджатыми губами."

-Как вы думаете, почему Мария вернулась без настроения? Была ли она на свадьбе? (предполагаемые ответы: "свадьба не понравилась", "опоздала на самолет", "подруга не встретила на аэродроме", "на нее на свадьбе не обратили внимания", "ей самой замуж захотелось" и т.д.)

2. Инсценирование II части рассказа.

Председатель: Да ты что, перепила на свадьбе?

Мария: Не была я на свадьбе (со злостью бросает на стол свои руки). Куда с такими крюками поеду? Чтобы люди посмеялись?

Председатель: Ничего не понимаю...

Мария: Да чего не понимать-то? Зашла на аэродроме в городе в ресторан перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Мурманск ждать, ну и пристроилась к одному столику - полно народу: два франта, да эдакая фраля накрашенная. Смотрю, а она и есть перестала. Грабли мои не понравились! Все растрескались, все красные, как сучья, - да с чего же им понравиться?

Председатель: Мария, Мария...

Мария: Все! Наробилась больше. Ищите другую дуру. А я в город поеду красоту на руки наводить, маникюры... Заведу, как у этой кудрявой фрали.

Председатель: И ты из-за этого... Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу!

Мария: Да как поедешь-то? Фроська медсестрой работает, жених - офицер - сколько там будет крашеных да завитых? А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю... Да с чего же у меня будут руки?

Председатель: Мария, Мария... У тебя золотые руки... Самые красивые на свете. Ей-богу!

Мария: Красивые... Только с этой красотой в город нельзя показаться.

Задание: Ребята, каково ваше мнение: осталась Мария в деревне или уехала в город?

Работа в группах:

Задание первой группе: обосновать версию: Мария осталась в деревне.

Задание второй группе: обосновать версию: Мария уехала в город.

3. Чтение заключительной части рассказа.

"Успокоилась Мария немного лишь тогда, когда переступила порог телятника. В семьдесят пять глоток, в семьдесят пять зычных труб затрубили телята от радости".

  1. Какую проблему поднимает автор в рассказе?
  2. Председатель колхоза, каким он перед вами представился?
  3. Какую характеристику дает автор главной героине рассказа?

- Каково отношение автора к героине рассказа?

Вывод учителя: "Жизнь и в городе, и в деревне ставит перед человеком свои проблемы. И в городе, и в деревне жизнь испытывает человека на прочность его нравственных устоев, на человеческую состоятельность".

Учитель:

-Мало кто из современников так чувствовал и понимал значение воспитательного слова, предостерегающего, ощущающего и врачующего душу. Многие рассказы писателя имеют сходство с житийной литературой. Нередко этот сказ о подвиге, о светлой душе, несущей даже в скорбные дни свет и радость людям. Такова Милентьевна из повести "Деревянные кони", которая заражает добротой окружающих.

IV. Выступление ученика-ассистента о рассказе "Деревянные кони".

Учитель:

Когда Абрамова спрашивали, кого он считает своими учителями, он, конечно, называет старшего брата, учителя Алексея Федоровича. И был еще один близкий пример - пример чистой душевности. Это была его родная тетка Иринья. "Она была старая дева, - вспоминает о ней Абрамов, - что называется в народе христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый ее приход был великой радостью, потому что вместе с ней входил в дом свет, входила доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов". Прототипом Милентьевны была именно Иринья.

Учитель:

Чувство долга всегда мучило Абрамова. Оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел оплатить благодарностью. Таких людей было немало. Возьмем, к примеру, хотя бы двоих: врача из Ленинградского госпиталя, который не дал ампутировать ногу, когда его ранило разрывной пулей в бедро и учителя, который в 1937 г. исчез бесследно.

Учитель:

Все рассказы Федора Абрамова - сказания о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу с самим собой и со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле. А цикл рассказов "Трава-мурава" - памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Скромная и неброская красота русской души открывается в этих миниатюрах. Завершается "Трава-мурава" короткими речениями, авторскими размышлениями, многие из которых звучат как заповеди-завещания.

Чтение цитат из этого цикла:

  1. "Сотвори мир в душе и пошли его людям".
  2. "Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем: сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное".
  3. "Если люди научатся чувствовать и мыслить справедливо, то они тем самым помогут оздоровлению мира".

V. Заключительное слово учителя.

Читала я Абрамова и думала: есть галерея русских полководцев в Эрмитаже, есть музей боевой славы, а галереи русской бабы нет. Нет памятника тем, на ком, может быть, Родина стояла и до сих пор стоит. Не будь их - ничего бы не было. У одной их них руки, "как грабли", у другой - "как крюки", у третьей - "как сучья и красные". Ведь именно эти руки и детей вырастили, и свой, и колхозный скот пасли. А все же женщины они, красавицы. Даже те, кто некрасив лицом или до срока состарился, красивы, прекрасны. Герои произведений Федора Абрамова - это обычные люди, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на земле. Живут не только сегодняшним днем, а живут, серьезно думая о своей будущей жизни. Живут в ладу с самим собой и со своей совестью.

Дифференцированное задание на дом:

Написать сочинение-рассуждение на одно изречение из цикла рассказов "Трава-мурава" Ф.Абрамова.

"Чудо! Господи, приближусь ли я когда-нибудь к тому языку, которым говорят мои земляки. Какая свежесть, какая простота, какая сердечность". Речь героев произведений Абрамова. Исследовательская работа.