Урок-размышление по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" "Но отвергать поэзию? Не сочувствовать художеству, природе?.."

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок-размышление по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети” в 10-м классе

Цели урока:

1) ввести детей в мир спора героев романа, подвести к дискуссии по вопросу: кто из героев романа прав в споре об искусстве;
2) ближе познакомить детей с произведениями искусства, которые затрагиваются в романе;
3) воспитать любовь к произведениям музыки, живописи и литературы.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: аудиозаписи: “Ожидание” Ф. Шуберта, романс В.Пака на стихи А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем…”, DVD-фильм “Один  час в Третьяковской галерее”, выставка картин Рафаэля, презентация к уроку.

Ход урока

Учитель. “Но отвергать поэзию? Не сочувствовать художеству, природе?...” Кто произносит эти слова в романе?

(Николай Петрович)

– Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны ответить на вопросы: кто прав в споре об искусстве? Что значит для каждого из нас искусство?

А для этого мы с вами должны окунуться в мир произведения, вникнуть в спор героев романа.

– Как вы понимаете слово сочувствовать в романе?

– Давайте посмотрим в словаре Ожегова лексическое значение слова сочувствовать.

Сочувствовать – 1. Относиться к чьим-нибудь чувствам, переживаниям (преим. горестным) с отзывчивостью, с состраданием, с сочувствием (см. сочувствие в 1 ·знач.). Сочувствовать пострадавшему. Сочувствовать чьему-нибудь несчастью, горю. 2. Относиться отзывчиво, с сочувствием (см. сочувствие во 2 ·знач.) к чьим-нибудь начинаниям, намерениям, мыслям. Я не сочувствую твоему решению. Сочувствовать проявленной инициативе. 3. Быть идейно близким кому-чему-нибудь, придерживаться близкого кому-нибудь образа мыслей, поддерживать чью-нибудь деятельность и идеологию.

– Итак, вслед за нашими героями мы перенесемся в имение Кирсановых и послушаем беседу Аркадия с Базаровым.

Чтение отрывка из романа:

– …Важно то, что дважды два – четыре, а остальное все пустяки.

– И природа пустяки? – проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.

– И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

– О чем они говорят? Вы согласны с мнением Базарова?

Рассуждения детей.

– Тургенев не дает Базарову развить свою мысль. Как он его прерывает? Чтение отрывка.

Медленные звуки виолончели долетали до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукой, “Ожидание” Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.

– Это что? – произнес с изумлением Базаров.

– Это отец.

– Твой отец играет на виолончели?

– Да.

– Да сколько твоему отцу лет?

– Сорок четыре.

Базаров вдруг расхохотался.

– Чему же ты смеешься?

– Помилуй, в сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!

Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся.

– Давайте, ребята, мы тоже послушаем Шуберта.

Звучит “Ожидание” Шуберта.

– Что вы чувствуете?

– Как вы думаете, почему именно Шуберта играет Николай Петрович? Рассказы детей о Шуберте.

Сообщение ученика о Шуберте.

Франц Петер Шуберт – родился в Вене 31 января 1797 года, умер там же 19 ноября 1828 года. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Одиннадцати лет от роду он был принят в придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Сальери). Оставив капеллу, Шуберт жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. В области песни Шуберт явился продолжателем последнего. Благодаря Шуберту пение получило художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепианной и симфонической. Его сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 13-го года жизни он сочинял непрестанно. Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Шуберта. Увлекательный текст, данный Шуберту, сейчас же возбуждал в нем фантазию. В высшем кругу, куда Шуберт приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен. При жизни он не пользовался выдающимся успехом.

– Как воспринимает услышанное Базаров?

По тексту мы можем увидеть и отношение Тургенева к музыке.

Обращение к тексту.

(“…Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукой, …медом разливалась по воздуху сладостная мелодия…”)

– А я свое отношение к музыке хочу выразить словами Яльмара Седерберга. “Музыка подхлестывает и придает силы; она побуждает и укрепляет. Она укрепляет благочестивого в его благочестии, воина в его воинственности…”

Давайте вернемся к спору героев романа о Пушкине и о поэзии.

“Природа навевает молчание сна”, – сказал Пушкин.

– Никогда он ничего подобного не сказал, – промолвил Аркадий.

– Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

– Пушкин никогда не был военным!

– Помилуй, у него на каждой странице: На бой, на бой! За честь Родины!

– Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета, наконец!

– Ребята, как вы думаете, хорошо знает Базаров Пушкина? (Нет, он знает только его ранние романтические произведения.)

– Что значит для вас поэзия?

Размышления детей.

– И вообще, можно ли отвергать поэзию?

Я тоже считаю, что Пушкин современен всегда, сколько бы веков не прошло, а Пушкин всегда будет современником для каждого из нас, пока существует жизнь на земле.

– Сейчас послушаем романс Валерия Пака на стихи Пушкина.

Звучит романс Валерия Пака “Что в имени тебе моем…”.

– Поспешим к нашим героям в гостиную, где все уже собрались за вечерним чаем, и послушаем, о чем беседуют Павел Петрович с Базаровым.

Чтение отрывка, работа с текстом.

– Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек! Вот поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.) и эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости; а у самих фантазия дальше “Девушки у фонтана” не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?

– По-моему, – возразил Базаров, – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.

– О каких художниках здесь идет речь? (О Рафаэле и художниках-передвижниках (шестидесятниках)

– Что вы можете сказать о художниках-передвижниках?

Художники второй половины 19 века отказались от застывших академических форм и во главе с Крамским объединились в “Артель художников”, которая подготовила возникновение “Товарищества передвижных художественных выставок”. Для художников-передвижников характерны богатейшее многообразие тематики, значительность и глубина содержания. В своих произведениях они смело обличали темные стороны царской действительности, откликались на важнейшие вопросы своего времени. Их искусство было проникнуто сочувствием обездоленному народу, глубочайшим к нему уважением.

Художники показывали жизнь обнищавшего русского крестьянства (“Торг” Н. Неврева, “Похороны крестьянина” В. Перова), паразитизм и лицемерие духовенства (“Сельский крестный ход на пасхе” В. Перова), беспросветную долю русской женщины (“Приезд гувернантки в купеческий дом” В. Перова, “На бульваре” В. Маковского), полное лишений детства (“Тройка” В. Перова, “Спящие дети” В. Маковского).

– Прав ли Павел Петрович, так говоря о художниках?

(Прав в том, что новые художники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники-передвижники абсолютно отказывались от традиций, называя их бессильными и бесплодными до гадости.)

– А как относится Базаров к старому и новому искусству? (“Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”.)

– Чтобы понять, о чем же идет спор, мы с вами сейчас отправимся в Третьяковскую галерею на выставку художников-передвижников.

Видео-экскурсия по Третьяковской галерее.

– Ребята, как вы думаете, прав Базаров, отрицая искусство?

Размышления детей.

– Кто является противником Базарова в этом вопросе?

(Павел Петрович.)

– Что значит для вас искусство?

Учащиеся художественной школы рассказывают о себе и о своих работах.

– Когда человек обращается к искусству?

(Когда не находит слов выразить свою душу…)

– А я отвечу словами великого немецкого поэта Гете “Искусство – посредник того, чего нельзя высказать”.

– Ребята, обратимся к теме нашего урока и ответим на недоуменный вопрос Николая Петровича: можно ли отвергать художество, природу, искусство? (Нет.)

– Что значит для каждого из вас искусство? Об этом вы напишете в своих письменных работах.

– А что значит для меня искусство? Я отвечу на этот вопрос словами Антона Павловича Чехова: “Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном.”

Итог урока. Выставление оценок.