Урок-размышление по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети” в 10-м классе
Цели урока:
1) ввести детей в мир спора героев романа,
подвести к дискуссии по вопросу: кто из героев
романа прав в споре об искусстве;
2) ближе познакомить детей с произведениями
искусства, которые затрагиваются в романе;
3) воспитать любовь к произведениям музыки,
живописи и литературы.
Форма урока: урок-размышление.
Оборудование: аудиозаписи: “Ожидание” Ф. Шуберта, романс В.Пака на стихи А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем…”, DVD-фильм “Один час в Третьяковской галерее”, выставка картин Рафаэля, презентация к уроку.
Ход урока
Учитель. “Но отвергать поэзию? Не сочувствовать художеству, природе?...” Кто произносит эти слова в романе?
(Николай Петрович)
– Ребята, сегодня мы с вами на уроке должны ответить на вопросы: кто прав в споре об искусстве? Что значит для каждого из нас искусство?
А для этого мы с вами должны окунуться в мир произведения, вникнуть в спор героев романа.
– Как вы понимаете слово сочувствовать в романе?
– Давайте посмотрим в словаре Ожегова лексическое значение слова сочувствовать.
Сочувствовать – 1. Относиться к чьим-нибудь чувствам, переживаниям (преим. горестным) с отзывчивостью, с состраданием, с сочувствием (см. сочувствие в 1 ·знач.). Сочувствовать пострадавшему. Сочувствовать чьему-нибудь несчастью, горю. 2. Относиться отзывчиво, с сочувствием (см. сочувствие во 2 ·знач.) к чьим-нибудь начинаниям, намерениям, мыслям. Я не сочувствую твоему решению. Сочувствовать проявленной инициативе. 3. Быть идейно близким кому-чему-нибудь, придерживаться близкого кому-нибудь образа мыслей, поддерживать чью-нибудь деятельность и идеологию.
– Итак, вслед за нашими героями мы перенесемся в имение Кирсановых и послушаем беседу Аркадия с Базаровым.
Чтение отрывка из романа:
– …Важно то, что дважды два – четыре, а остальное все пустяки.
– И природа пустяки? – проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.
– И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
– О чем они говорят? Вы согласны с мнением Базарова?
Рассуждения детей.
– Тургенев не дает Базарову развить свою мысль. Как он его прерывает? Чтение отрывка.
Медленные звуки виолончели долетали до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукой, “Ожидание” Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.
– Это что? – произнес с изумлением Базаров.
– Это отец.
– Твой отец играет на виолончели?
– Да.
– Да сколько твоему отцу лет?
– Сорок четыре.
Базаров вдруг расхохотался.
– Чему же ты смеешься?
– Помилуй, в сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!
Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся.
– Давайте, ребята, мы тоже послушаем Шуберта.
Звучит “Ожидание” Шуберта.
– Что вы чувствуете?
– Как вы думаете, почему именно Шуберта играет Николай Петрович? Рассказы детей о Шуберте.
Сообщение ученика о Шуберте.
Франц Петер Шуберт – родился в Вене 31 января 1797 года, умер там же 19 ноября 1828 года. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Одиннадцати лет от роду он был принят в придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Сальери). Оставив капеллу, Шуберт жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. В области песни Шуберт явился продолжателем последнего. Благодаря Шуберту пение получило художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепианной и симфонической. Его сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 13-го года жизни он сочинял непрестанно. Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Шуберта. Увлекательный текст, данный Шуберту, сейчас же возбуждал в нем фантазию. В высшем кругу, куда Шуберт приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен. При жизни он не пользовался выдающимся успехом.
– Как воспринимает услышанное Базаров?
По тексту мы можем увидеть и отношение Тургенева к музыке.
Обращение к тексту.
(“…Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукой, …медом разливалась по воздуху сладостная мелодия…”)
– А я свое отношение к музыке хочу выразить словами Яльмара Седерберга. “Музыка подхлестывает и придает силы; она побуждает и укрепляет. Она укрепляет благочестивого в его благочестии, воина в его воинственности…”
Давайте вернемся к спору героев романа о Пушкине и о поэзии.
“Природа навевает молчание сна”, – сказал Пушкин.
– Никогда он ничего подобного не сказал, – промолвил Аркадий.
– Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.
– Пушкин никогда не был военным!
– Помилуй, у него на каждой странице: На бой, на бой! За честь Родины!
– Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета, наконец!
– Ребята, как вы думаете, хорошо знает Базаров Пушкина? (Нет, он знает только его ранние романтические произведения.)
– Что значит для вас поэзия?
Размышления детей.
– И вообще, можно ли отвергать поэзию?
Я тоже считаю, что Пушкин современен всегда, сколько бы веков не прошло, а Пушкин всегда будет современником для каждого из нас, пока существует жизнь на земле.
– Сейчас послушаем романс Валерия Пака на стихи Пушкина.
Звучит романс Валерия Пака “Что в имени тебе моем…”.
– Поспешим к нашим героям в гостиную, где все уже собрались за вечерним чаем, и послушаем, о чем беседуют Павел Петрович с Базаровым.
Чтение отрывка, работа с текстом.
– Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек! Вот поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.) и эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости; а у самих фантазия дальше “Девушки у фонтана” не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?
– По-моему, – возразил Базаров, – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.
– О каких художниках здесь идет речь? (О Рафаэле и художниках-передвижниках (шестидесятниках)
– Что вы можете сказать о художниках-передвижниках?
Художники второй половины 19 века отказались от застывших академических форм и во главе с Крамским объединились в “Артель художников”, которая подготовила возникновение “Товарищества передвижных художественных выставок”. Для художников-передвижников характерны богатейшее многообразие тематики, значительность и глубина содержания. В своих произведениях они смело обличали темные стороны царской действительности, откликались на важнейшие вопросы своего времени. Их искусство было проникнуто сочувствием обездоленному народу, глубочайшим к нему уважением.
Художники показывали жизнь обнищавшего русского крестьянства (“Торг” Н. Неврева, “Похороны крестьянина” В. Перова), паразитизм и лицемерие духовенства (“Сельский крестный ход на пасхе” В. Перова), беспросветную долю русской женщины (“Приезд гувернантки в купеческий дом” В. Перова, “На бульваре” В. Маковского), полное лишений детства (“Тройка” В. Перова, “Спящие дети” В. Маковского).
– Прав ли Павел Петрович, так говоря о художниках?
(Прав в том, что новые художники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники-передвижники абсолютно отказывались от традиций, называя их бессильными и бесплодными до гадости.)
– А как относится Базаров к старому и новому искусству? (“Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”.)
– Чтобы понять, о чем же идет спор, мы с вами сейчас отправимся в Третьяковскую галерею на выставку художников-передвижников.
Видео-экскурсия по Третьяковской галерее.
– Ребята, как вы думаете, прав Базаров, отрицая искусство?
Размышления детей.
– Кто является противником Базарова в этом вопросе?
(Павел Петрович.)
– Что значит для вас искусство?
Учащиеся художественной школы рассказывают о себе и о своих работах.
– Когда человек обращается к искусству?
(Когда не находит слов выразить свою душу…)
– А я отвечу словами великого немецкого поэта Гете “Искусство – посредник того, чего нельзя высказать”.
– Ребята, обратимся к теме нашего урока и ответим на недоуменный вопрос Николая Петровича: можно ли отвергать художество, природу, искусство? (Нет.)
– Что значит для каждого из вас искусство? Об этом вы напишете в своих письменных работах.
– А что значит для меня искусство? Я отвечу на этот вопрос словами Антона Павловича Чехова: “Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном.”
Итог урока. Выставление оценок.