Урок-семинар "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Разделы: История и обществознание, Литература


Методическое обоснование данной темы: данный межпредметный семинар помогает комплексно показать роль декабристов в развитии русской культуры через призму исторических реалий и литературных произведений. Анализ литературного творчества декабристов позволяет реализовать учебно-познавательные, эвристические умения и навыки, коммуникативные, творческие способности учащихся.

Эпиграф:

“Декабристы всегда интересны и вызывают
самые серьезные мысли и чувства”.
Л.Толстой

Тип урока: интегрированный.

Цели и задачи урока:

1. Познакомить с литературным и научным творчеством декабристов.
2. Раскрыть значимость деятельности и творчества декабристов, опираясь на литературные источники.
3. Формировать у учащихся чувство патриотизма, уважение к родной стране, ее истории.
4. Развитие художественного и эстетического вкуса учащихся.
5. Формирование умений анализа и обобщения полученной информации.

Оборудование урока: доска, музыка из к/ф “Звезда пленительного счастья”, CD “Энциклопедия Истории России 862 – 1917 г.г.”, сборник “Поэзия и письма декабристов”, портреты декабристов, отрывки из исторических источников о восстании декабристов, плакат – схема расположения войск у Сената.

I. Информационный лист для учащихся.

Прочитать:

1. Учебник А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов “История России XVII – XIX века”, М. “Русское слово”, 2007, с. 291–304.
2. Декабристы и Сибирь, альбом, М., Советская Россия 1988 г.
3. Мемуары декабристов “Четверо о незабываемом”, М., Правда, 1988 г.
4. Поэзия и письма декабристов, Волго-Вятское издательство, 1984 г.

Повторить:

1. Темы по истории Отечества: заграничные походы и формирование идеологии декабризма, начало революционного движения в России; первые тайные революционные преддекабристские организации, “Союз спасения” и “Союз благоденствия”, Южное и Северное общества, основные программные документы (“Русская правда” П.И. Пестеля, “Конституция” Н.М. Муравьева), “Общество соединенных славян”.

2. Понятийный аппарат: конституция, конституционная монархия, декабристы, династический кризис, либерализм, консерватизм, революция, реформа, масонские организации, республика, парламент, ценз имущественный, гражданские свободы, сословия, радикализм, идеология, федерация.

Примечание: фрагменты из специальной (научной исторической, по литературоведению, по искусству) литературы, статьи учителя ксерокопируют в нескольких экземплярах и отдают в библиотеку, где ученики их изучают.

Задания.

На основе предложенных источников, подберите доказательства своих точек зрения и внесите данные в таблицу.

1. Изучив программные документы декабристов (“Русская правда”, “Конституция”), определите их основные положения.

Найдите продолжение программных идей декабристов в их литературных произведениях. Подтвердите свою точку зрения материалом из указанных источников и учебного материала.
2. Оформить выявленный материал в виде таблицы.

Идеи программных документов декабристов

“Русской правды” и “Конституции”

Какие идеи преследовали декабристы в своих литературных произведениях Подтверждение своей точки зрения

Вопросы для дискуссии на семинаре

1. Каковы идейные сходства и различия программных документов “Русской правды” и “Конституции”?
2. Какую роль декабристы отводили себе в новых условиях?
3. Чем была вызвана их литературная деятельность?
4. Что декабристы хотели сказать своими литературными произведениями?
5. В чем подвиг декабристов?

Вопросы и задания для работы с источниками

1. Кого из декабристов можно отнести к деятелям литературы?
2. В каких периодических изданиях публиковали свои произведения декабристы?
3. Какие проблемы поднимали декабристы в своих произведениях?

Примечание учителю: на предшествующем семинару занятии учитель проверяет знание текстов, источников, документов, задав вопрос для письменного ответа. При ответе разрешается пользоваться материалами таблиц, составленных самостоятельно к работе на семинаре.

Критерии оценивания: 1) умение в формулировке ответа отразить достоверность информации из источников; 2) умение правильно выбрать информацию из источника; 3) соблюдение научного стиля изложения; 4) умение структурировать ответ: параллельное изложение информации либо последовательное с обобщением или выводом; 5) речевая грамотность.

Вопрос для контроля.

Можно ли утверждать, что декабризм оказал большое влияние на российское общество и его культуру?

Ход семинара

Звучит музыка из к/ф “Звезда пленительного счастья”, учитель литературы читает строки стихотворения Н.Огарева.

…В Петербурге в день присяги
Был бунт, исполненный отваги.
Полк вышел чуть не на заре
И стал на площади в каре,
Готов на смерть и жаждет воли –
Не надо больше рабской доли!
Ребята! Стойте в добрый час,
Святая Русь помянет вас!

I этап.

Блиц-опрос на понимание прочитанных источников, понятий, обозначенных в домашнем задании, на формулирование продуктивных вопросов и кратких и точных ответов. Группы готовятся 5 мин.: формулируются по два продуктивных вопроса (на понятие, указанный учителем источник). Основа – домашняя таблица. Учитель распределяет номера групп для вопросов-ответов.

Примеры вопросов, задаваемых учениками:

1) Что роднит программные документы и литературные произведения декабристов?
2) Как отразилось восстание декабристов на их литературном творчестве?
3) Почему современники двояко отнеслись к идеям декабристов?
4) Какие произведения декабристов появились, как продолжение их выступления на Сенатской площади?

Критерии оценивания: 1) правильный отбор информации; 2) точность формулировки; 3) краткость ответа; 4) самостоятельность суждений (опора на таблицу из домашнего задания); 5) грамотная речь.

II этап.

Обобщение информации. В ходе блиц-опроса ученики обмениваются информацией, которую они получили самостоятельно при подготовке к семинару. Задаваемые ими друг другу вопросы позволяют выделить наиболее существенную для последующей дискуссии информацию. Коллективно отметив эту информацию, учащиеся самостоятельно оформляют ее в виде схем, тезисов, логических цепочек и т.п.

III этап.

Подготовка к дискуссии. Учитель раздает карточки с основными вопросами для дискуссии и критериями оценивания, сообщает условия работы:

1) от каждой группы должно быть минимум одно дополнительное выступление по обсуждаемому вопросу;
2) за три существенных дополнения учитель может поставить еще одну положительную оценку.

Подготовка к дискуссии осуществляется через диалог в группах.

1-я группа. Зарождение декабризма – это закономерность или случайность?

1. Каковы были причины зарождения идей декабристов?
2. Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов?
3. Подумайте, в каких литературных произведениях и каким образом отразился процесс поляризации общественной мысли.

2-я группа. Каковы противоречия во взглядах декабристов и чем они обоснованы?

1. Выявите противоречия внутри течения декабристов.
2. Объясните, в результате чего они могли возникнуть.
3. Определите, какие из взглядов оказались исторически оправданны, а какие нет; почему?
4. Проиллюстрируйте выводы по вопросу примерами из литературы.

3-я группа. Как изменялись идеи декабристов на протяжении всей их деятельности?

1. Определите этапы формирования взглядов декабристов.
2. Выделите изменившиеся моменты взглядов и подтвердите их литературными источниками, а также используя материалы домашней таблицы. Дайте собственную оценку этих аргументов.

Критерии оценивания: анализ информации на межпредметном уровне с самостоятельными выводами:

1. Умение сослаться на различные источники информации: указание автора, названия, главы, раздела, параграфа… через введение речевых оборотов.
2. Умение обосновать свои суждения различными способами: аргументы, доказательства, комментарии, цитирование и др. Грамотное включение в ответ.
3. Умение дать полный, содержательный ответ: отбор наиболее существенной информации, содержащей различные подходы, взгляды, мнения… автора(-ов) информативного(-ых) источника(-ов).
4. Умение структурировать ответ: сообщение информации по вопросу – ее анализ – обобщение или вывод.
5. Речь: научный стиль, терминологическая грамотность, риторика.

IV этап.

Дискуссия. Сначала группам предлагается представить полученную в ходе микродиалога информацию. Остальные участники семинара фиксируют в тетрадях спорные моменты или те детали, которые их заинтересовали. После того как все группы представили свою информацию, учитель предлагает группам обменяться мнениями, затем происходит дискуссия между группами по тем вопросам, которые группы сами выявили в ходе прослушивания информации и микродиалогов.

V этап.

Обобщение новой информации. Новую информацию можно включить в ту схему или текст, которые ученики частично оформили на втором этапе. Предварительно учитель вместе с учениками отметит главное в информации, полученной в ходе дискуссии.

VI этап.

Письменный контроль обобщающего характера в форме ответа на вопрос: Почему деятельность и творчество декабристов можно назвать истинным подвигом?

Критерии оценивания:

1. Умение выявить суть вопроса.
2. Умение провести аналогию взглядов в исторических документах и литературных произведениях.
3. Умение выразить собственную позицию.
4. Умение правильно цитировать источник.
5. Умение грамотно выразить свои суждения: научный стиль, орфографическая и пунктуационная грамотность, соблюдение речевой нормы.