Урок-рассуждение с элементами дискуссии "Есть ли место "хлестаковщине" в современном мире?"

Разделы: Литература


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по комедии Н.В Гоголя “Ревизор”.

Задачи:

  1. На основе полученных знаний по теме повторить понятие “хлестаковщина”, в процессе углубления характеристики героя комедии.
  2. Развитие навыка анализа текста, навыка выразительного чтения; развитие творческих способностей учащихся.
  3. Развитие социальной и коммуникативной компетенций учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент из кинофильма, иллюстрации к произведению, текст комедии

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброе утро, присаживайтесь. Инсценировка отрывка комедии.

Хлестаков. Здесь много чиновников. мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. верно, я вчера им подпустил пыли. экое дурачье! Напишу- ка я обо всем в Петербург к Тряпичкину: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько. Эй, Осип, подай мне бумагу и чернила!

Осип. Сейчас.

Хлестаков. А уж Тряпичкину, точно, если кто попадет на зубок, - берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит. Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот…Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! за тысячу перевалило… Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!

Узнали ли вы героя? (Хлестаков). Какова тема нашего урока?

(Есть ли место “хлестаковщине” в современном мире?)

Такие произведения, как комедия Гоголя “Ревизор”, являются классическими произведениями, так как нравственные уроки, изложенные в них, остаются всегда актуальными. и сегодня нам предстоит с вами выяснить : есть ли место Гоголевским героям в нашем мире. Дома вам необходимо было попытаться подобрать эпиграф к нашему уроку. (Варианты эпиграфа)

Я предлагаю вам следующий эпиграф:

Происходит странная вещь.
Фитюлька, спичка, мальчишка
Хлестаков силою страха и благоговения
к нему вырастает в персону, становится сановником,
становится тем, кого в нем видят…

Г.А Гуковский “Реализм Гоголя”

2. Повторение.

Итак, кто же такой Хлестаков. Второй частью вашего домашнего задания была характеристика Хлестакова, составленная по группам 1 группе необходимо было подобрать эпитеты, второй глаголы, третей положительные и отрицательные черты Хлестакова, а четвертой нарисовать его портрет.

Положительное Отрицательное

“каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;

нравится женщинам;

разбирается в людях.

“профинтил денежки”;

“сидит и хвост подвернул, не горячится”;

“кутит на батюшкины деньги”;

“продаёт всё до последней рубашки”;

“делом не занимается”;

“гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

придумывает небылицы;

берёт взятки;

волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам;

ленив.

Как вы думаете в чем смысл фамилии Хлестакова?

Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?

Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)

Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент кинофильма “Ревизор”.

Фрагмент кинофильма.

Итак, как вы думаете о каком явлении говорит этот фрагмент? (О хлестаковщине)

Что такое “хлестаковщина”? (Чтение конспекта статьи)

3. Изучение темы.

Мы еще раз убедились, что комедия актуальна. сейчас проведем небольшую ролевую игру. Вам необходимо разделиться на три команды. 1 команда будет приводить примеры, которые бы подтвердили наличие “хлестаковщины” в нашем мире, вторая команда – примеры, опровергающие этот факт. Третья же команда – слушатели, которые в подведут итог нашей дискуссии.

За Против
   

Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день. А сейчас вам необходимо оценить свою работу при помощи листа самооценки.

  • Активность
  • Умение вести дискуссию
  • Уважение другого мнения
  • Умение слушать собеседника

4. Итог урока.

  • Неоконченное предложение
  • Хлестаковщина – это….
  • Чтобы бороться с Хлестаковщиной в себе, надо…

А теперь ваше домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему “О чем мечтает господин Хлестаков?”.

5. Оценки за урок.